Автор конспекта:
Автор(ы): — Гладкова Наталия Васильевна

Место работы, должность: — МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа Цивильского района Чувашской Республики», учитель географии

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Природоведение

Цель урока: —

Цель:рассмотреть основные причины, затруднявшие выход организмов на сушу, и пути эволюции, позволившие их преодолеть.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 5

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.Учебник «Природоведение» для 5 класса ,под руководством К.Ю, Еськова, Т.Л. Смоктуновича и др. – М.: Баласс, 2007.

Используемая методическая литература: —

1.К.Ю. Еськов, Т.Л.Смоктунович, О.В. Бурский, О.А.Родыгина «Земля и люди», Методические рекомендации для учителя, Москва «БАЛАСС», 5 класс, 2001

Используемое оборудование: —

Компьюрер, проектор, демонстрационные задания.

Используемые ЦОР: —

Презентация к уроку

Краткое описание: — С какими трудностями столкнулись организмы при освоении суши , и какие приспособления вырабатывала эволюция, чтобы их преодолеть?

Конспект урока

Цель:рассмотреть основные причины, затруднявшие выход организмов на сушу, и пути эволюции, позволившие их преодолеть.

Знать и понять основные причины, затруднявшие выход организмов на сушу, пути эволюции.

Уметь: Работать с тексом, рисунками и справочным аппаратом книги на примере учебника

Методы и приемы:Проблемно-диалогическая технология, технология оценивания учебных успехов.

Основные понятия и термины: Ультрафиолетовые лучи, озоновый слой, ископаемые почв, водоросли, лишайники, печеночники;

Оборудование:

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания. Терминологический диктант.

1.Событие, позволившее организмам перейти к кислородному дыханию…

2.Количество вещества в единице объема или массы…

3.Эра скрытой жизни…

4.Совокупность различных твердых образований в организме…

5.Орган, регулирующий соотношение воды и солей в тканях тела….

2.Актуализация знаний.

Вопросы со стр. 60 (с учебника)

1.Какое значение имеет свет солнца в жизни организмов?

2.Что такое почва?

3.Что такое выталкивающая сила? Где мы ее чаще всего наблюдаем?

4.Где появилась жизнь: на суше или в океане?

5.Какие группы растений и животных обитают в основном на суше?

Проблемная ситуация.

Сегодня на уроке мы выясним, с какими трудностями столкнулись организмы при освоении суши и какие приспособления вырабатывала эволюция, чтобы их преодолеть.

Совместное открытие знаний

Начало построения схемы на доске.

Условия суши

↙ ↘ ↘

-Отчего погибают рыбы и водоросли, выброшенные волной на берег?

Задание 82 (рабочая тетрадь) с обсуждением.

Почему внутри живых клеток всегда жидкая среда? Пометь ответы, которые считаешь правильными.

-для охлаждения организма

-вещества, участвующие в обмене, переносятся в нужное место только в растворенном виде

-вещества, участвующие в обмене, взаимодействуют друг с другом только в растворенном виде

-вода возникает в результате обмена и не успевает удаляться из организма

-вода- источник энергии, и поэтому запасается в организме

-предки появились в воде

Ответ: жидкая среда внутри живых клеток необходима для переноса и взаимодействия веществ, обеспечивающих жизнедеятельность. Все эти вещества способны к взаимодействию только в виде водных растворов.

-Как наземные растения спасаются от пересыхания?

Рис. На стр. 60 слева. Задание 83 (рабочая тетрадь) с обсуждением.

Почему в летний день белье, развешенное на улице после стирки, высыхает за 1-2 часа, а трава и листья на деревьях не сохнут, не вянут, весь день остаются свежими? Пометь ответы, которые считаешь правильными.

-эти листья не содержат влаги

-листья покрыты кожицей, которая препятствует испарению воды

-листья испаряют влагу, но ее потери все время восполняются всасыванием воды из земли

Ответ: листья испаряют влагу, но ее потери постоянно пополняются всасыванием воды из почвы. Листья покрыты кожицей, которая препятствует чрезмерному испарению.

-Ребята, кто может рассказать, что такое ультрафиолетовое излучение?

(по рис. на стр. 61 вверху)

Задание 85 (рабочая тетрадь) с обсуждением опасности выхода на сушу до образования кислородной атмосферы, похожей на современную.

Пометь, с какими утверждениями ты согласен.

Ультрафиолетовое излучение:

-распространяется в космосе

-частично задерживается озоновым слоем атмосферы

-проникает в воду

-проникает сквозь стекло

-проникает сквозь стены

-входит в состав солнечного света

-входит в состав света пламени костра

-необходимо детям

-необходимо растениям

-убивает болезнетворные микроорганизмы

-воспринимается человеческим глазом

-воспринимается пчелами

Ответ: Ультрафиолетовое излучение входит в состав солнечного света, распространяется в космосе, частично задерживается озоновым слоем атмосферы. Оно убивает болезнетворные организмы, необходимо детям и воспринимается пчелами.

-Что защищает нашу кожу от избытка ультрафиолетовых лучей? (загар)

Вывод на доске.

-Как ведет себя кит на суше и в воде? Почему он не чувствует силы тяжести?

-Почему сухопутные животные не могут быть такими большими, как морские (по рис. на стр. 61 внизу)?

Задание 86 (рабочая тетрадь) с обсуждением. Как передвигаются сухопутные животные?

Представь, что ты попал на планету, где сила тяжести вдвое больше, чем на Земле. Подчеркни, что тебе будет особенно трудно делать на этой планете: лежать, сидеть, стоять, ходить, бегать, прыгать, плавать, приседать, наклоняться.

Ответ: При увеличении силы тяжести человек будет себя чувствовать, как ослабевший больной. Труднее всего будет интенсивная работа по перемещению собственного веса: бегать, прыгать, приседать, наклоняться. Плавать будет нетрудно: ведь выталкивающая сила пропорционально увеличится.

Вывод- на доске.

На суше развитие жизни столкнулось с тремя проблемами: сохранением влаги, защитой от ультрафиолетового излучения и преодолением силы тяжести. Первыми обитателями суши были низшие растения: наземные водоросли и лишайники. Они найдены в ископаемых почвах, имеющих возраст 2 млрд. лет.

Завершение схемы- таблицы:

Условия суши

↙ ↘ ↘

Высыхание

УФ- излучение

Сила тяжести

Покровы, дыхание, озоновый слой механ. ткани, развитие

Борьба с потерями воды покровы конечностей

Литература:

1.К.Ю. Еськов, Т.Л.Смоктунович, О.В. Бурский, О.А.Родыгина «Земля и люди», Методические рекомендации для учителя, Москва «БАЛАСС», 5 класс, 2001

2.Учебник «Природоведение» для 5 класса ,под руководством К.Ю, Еськова, Т.Л. Смоктуновича и др. – М.: Баласс, 2007.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология