Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова Светлана Ивановна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ № 4 г. Алексеевки, учитель начальных классов

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Краткое описание: —

УМК Перспективная начальная школа

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

Учебная тема: Какие растения весной цвести торопятся

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с раннецветущими растениями, обобщения знаний о жизни растений весной, выяснения причин их раннего цветения, уточнения знаний о жизни растений весной; способствовать развитию внимания и наблюдательности, мышления и речевых умений.

Планируемые результаты обучения:

  • научатся отличать раннецветущие растения от остальных; устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; получат возможность научиться оберегать редкие и исчезающие растения родного края.
  • Адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.
  • : обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации с участием различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.

Личностные: адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы учителем.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: мультимедийная презентация «Какие растения весной цвести торопятся», компьютер, проектор, учебник окружающий мир 1 класс, О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; тетрадь для самостоятельной работы Окружающий мир в вопросах и заданиях, 1 класс Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • - Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.

    Я желаю вам сегодня добра.
    Вы желаете мне сегодня добра.
    Мы желаем друг другу сегодня добра!

    -Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы на уроке.

  • Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
  • Идет-гудет Зеленый Шум,

    Зеленый Шум, весенний Шум!

    Играючи расходится

    Вдруг ветер верховой:

    Качнет кусты ольховые,

    Поднимет пыль цветочную,

    Как облако: все зелено,

    И воздух, и вода!

    Идет-гудет Зеленый Шум,

    Зеленый Шум, весенний Шум!

    Н.Некрасов

    - О чем это стихотворение?

    - Какие приметы весны называет автор стихотворения?

    - Сегодня мы узнаем о жизни растений весной, о том, какие растения цветут раньше других.

  • . Открытие нового материала.
  • Работа по учебнику (с. 48).
  • - Рассмотрите центральный рисунок. Какое время года здесь изображено? (Весна)

    - Маша и Миша приглашают нас совершить путешествие на вертолете. Все готовы? Итак, в путь.

    - Можно ли увидеть с вертолета, какие деревья цветут раньше весной?

    - Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми шарами, у осины – нежный зеленоватый цвет. Давайте спустимся вниз и поближе познакомимся с цветущими деревьями и кустарниками. Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 48.

    - Какие цветущие деревья здесь изображены? (Орешник, ива, осина)

    -Есть ли листья на этих цветущих деревьях? (Пока распустились только цветочные почки.)

    - Сравните цветы орешника, ивы, осины.

    - На разных растениях сережки разные: на одних – желтоватые, на других – зеленоватые. На голых веточках ивы видны «пуховики» — пушистые сережки. На голых веточках орешника распустились первые цветки, серые хвостики.) Когда орешник отцветает, сережки отваливаются, и каждый цветок превращается в орех. На веточках осины тоже появляются сережки. Вначале они короткие, плотные, а затем удлиняются и становятся похожими на волосатых гусениц.

    Физкультминутка

    Раннею весною в нынешнем году

    Я сама сажала вишенку мою.

    А теперь взгляните: обогнав меня,

    Выросла за лето вишенка моя.

    Г.Бойко

  • Работа по учебнику (с. 49).
  • - Как вы думаете, почему эти травянистые растения уже цветут?

    - Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслоняет свет.

    - Какие же особенности позволяют им так рано зацветать? Ведь большинство растения цветет летом.

    -Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению еще под снегом, который защищает их от холода. Под снегом не так уж и тепло, всего – около нуля градусов (при такой температуре замерзают лужи), но растениям много не нужно, самое главное, чтобы почва не промерзла. Если вдруг и промерзнет почва, то для растений это не беда, они хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Во время небольших морозов сахарные растворы не замерзают.

    - Неужели первым весенним цветам не холодно?

    - Конечно, раннецветущим растениям холодно, но они защищаются, как могут.

    - Какие травянистые растения Миша и Маша видят на лесной полянке?

    - Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 49. Опишите внешний вид каждого цветущего травянистого растения.

    - Почему эти цветы так назвали?

    • рвоцвет – необыкновенное растение. Если соцветие его, похоже на связку ключей, то листья похожи на молодого барашка, они такие же курчавые. Вот почему это растение называют ещё баранчиком. ( Латинское название первоцвета – примула.)
    • еченочница – украшение весеннего сада. Это длительное нарядное цветение, которое невозможно не заметить. Аккуратные округлые кустики с зимне-зеленой листвой цветет в конце апреля — начале мая.

    - Цветки ветреницы на тоненьких стебельках покачиваются от самого слабого ветерка, поэтому оно так и называется.

    - Мать-и-мачеха получила название из-за особенностей своих листьев, которые появляются значительно позднее цветков (спустя несколько недель). Каждый лист крупный, широкий, как ладонь. Верхняя сторона его совершенно гладкая и оттого на ощупь холодная. Нижняя сторона листа, покрытая волосками, мягкая и теплая. Из-за этого растение и получило название: теплая сторона напоминает о материнской ласке, а холодная – о суровости мачехи.

    - Хохлатку назвали по внешнему виду. У хохлатки цветки небольшие, собранные в нарядную кисточку. И у каждого цветка будто небольшой хохолок. Поэтому ее и назвали хохлаткой.

    - Прострел весенний, или сон-трава очень похож на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не срастаются, как это бывает у колокольчика. Всюду на растении нежный серебристый пушок. Листья тоже необычные – рассечены на множество долек, как будто прострелены.

  • . Усвоение новых знаний и способов действий.
  • Работа в печатной тетради (с. 33).

    - Выберите рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной. Подпишите их названия.

    - Если вы знаете, как выглядит цветок, раскрасьте рисунки.

    - Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, те, кто сделал все верно, поставьте в тетради знак «+».

  • . Закрепление изученного материала.
  • Конкурс «Растения весной».

    - Красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями интересной формы, похожими анна трилистник. (Печеночница.)

    - Раннецветущий кустарник, плоды которого вы все так любите щелкать? (Орешник.)

    - На ее ветках весной распускаются мохнатые шарики. Если поранить кору, ствол начинает краснеть. (Ива.)

    - Один из самых ранних первоцветов в наших лесах, появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда холодно и ветрено. Его цветок как будто дрожит на ветру. (Ветреница.)

    - Почему осиновый лист и без ветра трепещет? (Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, потому что основание очень длинного черешка сплюснуто и похоже на тонкую пластинку.)

    - Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (Ольха, ива, орешник.)

    - Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)

  • . Ито урока. Рефлексия деятельности.
  • - Что нового вы узнали на уроке?

    - Какие деревья цветут еще до распускания листьев?

    - Какие растения цветут ранней весной?

    - Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?

    Файлы: Какие растения весной цвести торопятся.pptx
    Размер файла: 2760581 байт.

    Рубрики: Окружающий мир Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология