Автор конспекта:
Автор(ы): — Ханбиков Ильгиз Фаридович

Место работы, должность: — МОУ «Средняя общеобразовательная разведшкола №1 г. Буинска РТ»

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дух общее намывка
Уровни образования: — среднее (полное) общее намывка

Предмет(ы): — Технология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое нозография ресурса: — Какова задание учителя? Вечный проблема педагога. Непросто ответить на него. Меняются времена, меняются и требования к выпускнику. Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в обществе за последние годы, обусловили изменения современной образовательной политики. Стало актуальным формирование у школьников готовности к самообразованию, саморазвитию, самоопределению. Следовательно, задание учителя состоит в том, затем чтобы помочь подростку, юноше разобраться в себе, найти себя. Михаил Светлов где-то заметил, наверное «учитель не тот, кто кого-то чему-то учит, а тот, кто помогает ему комплекция самим собой»……


Каким обязан быть поучение «Технологии»?

— Мы учимся не относительно школы,
а относительно жизни.
Латинская пословица.
Какова задание учителя?
Вечный проблема педагога. Непросто ответить на него.
Меняются времена, меняются и требования к выпускнику. Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в обществе за последние годы, обусловили изменения современной образовательной политики. Стало актуальным формирование у школьников готовности к самообразованию, саморазвитию, самоопределению.
Следовательно, задание учителя состоит в том, затем чтобы помочь подростку, юноше разобраться в себе, найти себя. Михаил Светлов где-то заметил, наверное «учитель не тот, кто кого-то чему-то учит, а тот, кто помогает ему комплекция самим собой».
Самое главное, на мои взгляд, — не бояться видеть в учениках самостоятельную, уникальную личность. Это позволит нам, учителям, разрешить ребенку иметь свои собственные чувства, характерный личный понятие на мир. Я думаю, реально потребно отказаться от идеи «правильного человека» как цели воспитания и сменить ориентацию на поддержку неординарности, на ценность индивидуальных особенностей личности. Только то мы, учителя, сможем комплекция настоящими помощниками ребенку. И мы должны быть двоечка шага с ним! Педагог-профессионал обязан научиться распознавать скрытые мотивы поведения учащегося, находить способы, средства, позволяющие ребенку особо полно раскрыть характерный субъективный потенциал.
Одиннадцатый время я преподаю технологию в обычной общеобразовательной школе. Несерьезный предмет,думают многие, не «царица наук», как математика, не мировозренческий предмет, как литература. Но они солидно ошибаются. За последние года смысл данного учебного предмета уместно обновилось. Сегодня ментор технологии, как шваль некоторый в школе, обладает счастливой возможностью, с одной стороны, объяснить и продемонстрировать учащимся, как научно-технические знания материализуются в конструкторско-технологических процессах, а с другой, поне и с известным приближением, а все же утилитарно познакомить их с основными способами и приемами обработки конструкционных материалов,дать олицетворение о дизайне и прикладной экономике. Знания и умения, которыми ладинос овладевают в школьных мастерских, — это неукоснительный радиокомпонент их общей культуры, они будут востребованы в жизни и профессиональной деятельности. — Таким образом, технология, как ни одна академический предмет, позволяет подростку самоутвердитьсяи самореализоваться.
Как же работать в современных условиях учителю технологии? На какие основные правила и принципы опираться? Назову главные изо них:
1. Принцип самоактуализации.Учителю потребно побудить и поддержать склонность учащихся к проявлению и развитию своих природных социально-приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Необходимо на токмо только учитывать индивидуальные особенности ребенка, а и по-всякому содействовать ее дальнейшему развитию.
3. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, затем чтобы готовящийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе ишколе.
4. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребеночек выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.
5. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, кредит ему, господдержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
— В условиях научно-технического прогресса и энергетически развивающихся рыночных отношенийподготовка подрастающего поколения к высокопроизводительной творческой деятельности приобретает особо важное значение. От степени развития технических способностей завтрашних выпускников школы в значительной мере зависит творческий термопотенциал нашего общества.
Одним изо важнейших путей проблемы развития технических способностей является причащение учащихся к творческому труду и изучению основ конструкторско-изобретательской деятельности. Школа призвана сыграть первоочередную кинороль в формировании и развитии творческих способностей, творческого отношения к труду.
Школьники видят, как по-быстрому создается и совершенствуется техника, развивается наука, появляютсяновые технологии, развиваются новые экономические отношения и т.д.У них возникает естественное хотение понять, как это все создается, вникнуть в тонкости творческой деятельности человека, получить отзыв на автентический вопрос: как открывают новое, как рождается новая идея, как эта идея претворяется в жизнь? Из каких действий складывается фольклор рационализатора, новатора иизобретателя?
Чтобы учащиеся смогли ответить на эти вопросы, потребно научить их творчески мыслить, развивать технические способности.
— В зависимости от уровня творческой активности и технических способностей учащихся использую в работе следующие методы:
1. Метод творческого тренинга КАРУС (комбинирование, аналогизирование, реконструирование, универсализирование, случайные подставки). Разработан В.А. Моляко.
Метод основан на учете всех циклов, стратегий и тактик конструкторского творчества, используемых в творческой деятельности учащихся.
Данная методика возможно применяться как относительно индивидуальной, то и относительно коллективной деятельности. Она предусматривает различные модификации в зависимости от условий применения.
Очень важной психологической характеристикой системы КАРУС является ликбез с применением затрудняющих условий. Для этого разработан семейство специальных методов. Остановимся токмо на нескольких.
Метод временных ограничений (МВО)основывается на учете существенного влияния временного фактора на умственную деятельность. Опыты показали, наверное подле неограниченном времени решения задачи человек возможно находить слегка вариантов, продумывать в деталях свои действия, а вдобавок искомые качества и структуры объектов и т.п. При лимитированном времени, как правило, заключение разве возможно упрощаться — человек ограничивается использованием того, наверное он вернее токмо знает (чаще это употребление шаблонного варианта), разве же, вот всяком случае, заключение в большей разве в меньшей степени деформируется; по характеру этих деформаций бывает пожалуй судить о общих тенденциях мыслительной деятельности человека. Как было указано, существуют разные группы испытуемых, которые разно реагируют на временное ограничение. У одних временные ограничения вызывают ревальвация активности и целедостижение хоть более высоких результатов, нежели в спокойной обстановке; другие (их вяще всего) в различной степени меняют свое поведение, снижают результаты, и не всечасно достигают конечного решения; на третьих временные ограничения оказывают тормозящее, своего рода шоковое влияние, они приходят в замешательство, поддаются панике и более разве менее по-быстрому отказываются от решения задачи.
Метод внезапных запрещений (МВЗ)заключается в том, наверное испытуемому на фолиант разве ином этапе запрещается использовать в своих построениях какие-то механизмы разве инструменты и приспособления. Этот средство вдобавок оказывается зверски эффективным, так как разрушает штампы, возможности применять уместно известные испытуемому типы устройств, узлов и деталей.
По мере адаптации испытуемых к применению этого прием вновь начинают вырисовываться те тенденции в деятельности, которые являются относительно них обычными, сложившимися. Другими словами, по мере решения задач сформировавшийся псевдостиль деятельности, «впитывая» новые приемы, вновь проявляется. В полость же употребление МВЗ способствует выработке важного умения менять свою кампания в зависимости от конкретных обстоятельств.
Метод скоростного эскизирования (МСЭ)так разве иначе, включается нами вот все инструкции, другой раз мы предлагаем учащимся решать новые задачи, и ставим пред собою смысл диагностировать особенности их мыслительной деятельности. В подобных случаях по инструкции требуется, как позволительно чаще рисовать все то, наверное учащиеся представляют мысленно в бог разве некоторый момент. Может быть предложено все время «рисовать» катаклаз размышления — изображать все конструкции, которые приходят в голову. Благодаря этому приему становитсявозможным более наверное судитьо трансформации образов, устанавливать то значение, которое имеют понятиеи зрительный образ,какой разве конструкции. Самих учащихся это приучает к более строгому контролю своей деятельности, регулированию толком образов процесса творчества.
Метод новых вариантов (МНВ) заключается в требовании решать задачу по-другому, найти новые варианты решения, это всечасно вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск, тем более позволительно просить найти неношеный редакция и тогда, другой раз поуже дано пять-шесть и более решений. Нужно отметить, наверное данный планомерный уловка позволительно применять на любом этапе – не неизменно токмо только попозже того, как человек достиг полного решения (в эскизном варианте). Тогда данный средство возможно комплекция разом и разновидностью прием внезапных запрещений.
Метод информационной недостаточности (МИН)применяется тогда, другой раз ставиться поручение особой активизации деятельности на первых этапах решения. В этом случае исходное среда задачи представляется с явным недостатком данных, необходимых относительно азбука решения. Так, в условиях задачи могут быть опущены те разве иные существенные функциональные и структурные характеристики как задаваемых, то и искомых данных. Важной модификацией этого приема является лесоиспользование различных форм представления исходного условия. Как известно, в особо удобном виде среда конструкторской задачивключает в себя машинопись и схему. Но позволительно предумышленно предлагать задачи, исходные условия которых предъявляются толькографическойили токмо только в текстовой форме. Особенно эффективным это возможно быть подле изучении особенностей понимания, подле выявлении реального запаса знаний учащихся.
Метод информационной перенасыщенности (МИП) основывается сообразно на включении в исходное среда задачи очевидно излишних сведений. Разновидностью этого прием является подсказка, подаваемая устно и содержащая в себя лишние данные, токмо затемняющие полезную информацию. Преподаватель самовластно решает, как применить этометод: он возможно предложить учащимся выбрать нужную им информацию разве же не говорить о том, наверное в условии дано излишек информации.

2. Метод гирлянд ассоциаций и метафор разработан Г.Я. Бушем. Метод основан на сознательном, целеустремленном использовании случайностей в процессе решения изобретательских задач. Включает семейство шагов-операций. Рассмотрим соль прием на примере поиска новых конструктивных решений стульев относительно расширения ассортимента мебельной фабрики.
Определение синонимов объекта. Синонимами объекта «стул» являются кресло, табуретка, пуф. Составляют гирлянду синонимов -стул- качалка — табуретка-пуф.
Произвольный разбор случайных объектов. Выбирают слегка имен существительных, которые могут обозначать и нетехнические объекты. Образуется вторая гирлянда случайных объектов, например: лампочка — решетка- карман- кольцо- цветок- пляж.
Составление комбинаций изо элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Соединяют любой синоним первой гирлянды со случайным синонимом второстепенный гирлянды. Получают: испражнение с электролампочкой, ажурный стул, испражнение с карманом, относительно пляжа стул, электрическое кресло, табуретку относительно цветов и т.д.
Составления перечня признаков случайных объектов. Определяют, возможно, большее нажин признаков случайных объектов. Возможно большее нажин признаков случайных объектов, обаче в флюид ограниченного времени, к примеру сказать за 2-3 мин.
Генерирование идей путемпоочередного присоединения к техническому объекту и его синонимампризнаков нечаянно выбранных объектов. Например, присоединяя к гирлянде синонимов стул- кресло- табуретка- мебель гирлянды признаков электролампочки, позволительно получить следующие соединения: застекленный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный пуф, прозрачное кресло, испражнение с электролампами и т.д.
Генерирование гирлянд ассоциаций. Поочередно изо признаков случайных объектов образуются гирлянды свободных ассоциаций. Генерированиеследует ограничить по времени разве по количеству элементов гирлянды.
Рассмотрим, например, формирование гирлянды ассоциаций первому признаку случайного объекта «электролампочка». Этим признаком является троп «стеклянная». Гирлянда ассоциаций создается с постановкой вопроса: наверное напоминает термин «стеклянная»? Ответ возможно быть, например, такой: стеклянное волокно. Далее задается вопрос: наверное напоминает термин «волокно»? Кому-нибудь это возможно напомнить плетение, вязание. Вязание возможно напомнить бабушку, лечащую ревматизм на курортах юга, где-нибудь от жары позволительно укрыться в тени по-под зонтиком, напоминающим крышусадовой беседки, по-под которой отдыхают в летние солнечные дни. Солнце возможно напомнить эллиптические орбиты, по которым движутся планеты и летают космонавты, которым завидуют дети, и т.д. Гирлянда ассоциаций в этом случае полно выглядеть так: стекловолокно-вязание — бабушка- ревматизм- курорт- юг- жара- тень- зонтик – садовая — беседка- солнце- эллипс- планета- космонавт- дети.
Аналогично создается гирлянда ассоциаций по всем другим признакам электролампочки. Затем генерируются гирлянды ассоциаций по всем признакам других объектов.
Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимовтехнического объектапоочередно соединяют элементы гирляндассоциаций. Например, используя токмо только первую гирляндуассоциаций позволительно получить следующие сочетания: застекленный стул, качалка изо стекловолокна, связанный пуф, табуретка относительно бабушки, качалка относительно лечения ревматизма, курортное качалка и т.д.
Оценка и разбор рациональных вариантов идей. Отбор вариантов рекомендуется производить в слегка этапов. В реестр рациональных решений включают варианты, наилучшим образом отвечающие поставленным вопросам, целям и требованиям производства.
3. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) разработан известным инженером изобретателем Г.С. Альтшуллером.
При решении задачи АРИЗ предусматривает шесть стадий:
· Выбор задачи;
· Уточнение ее условий;
· Анализ;
· Предварительную оценку найденной идеи;
· Оперативную стадию;
· Синтез.
Предлагаемая градация операций обеспечивает выявление, подробность и одобрение технических противоречий (например, промежду маленький массой и огромными габаритами, высокой скоростью и исполинский мощностью, низкими затратами энергии и высоким коэффициентом полезного действия технических устройств разного назначения).
На первой стадииконструктор выясняет, какую характеристику объекта самоценно изменить разве создать заново, какова экономическая смысл решения и т.д.; определяет требуемые количественные показатели (скорость, производительность, точность, габариты и т.п.)
На второстепенный стадии уточняются основные показатели искомого технического решения, требования, предъявляемые ему с учетом условий использования и масштабов применения.
Третья этап начинается с определения идеального конечного результата. При этом не пристало думать заранее, пожалуй разве несбыточно достичь идеального результата и какими путями он полно достигнут.При составлении формулировки идеального конечного результата, и какими путями он полно достигнут. При составлении формулировки идеального конечного результата пристало учитывать, что, как, другой раз и подле каких обстоятельствах делает используемый объект, присмотренный на предыдущем этапе. На этой стадии совершается теплопереход от общей зверски неопределенной задачи к выяснению вопроса, подле каких условиях снимается причина технического противоречия, породившего задачу; определяются чертеж устройства и потенциальный матрикс ее осуществления.
Четвертая этап предполагает предварительную оценку найденного решения. Выясняется, наверное улучшается и наверное ухудшается подле использовании предполагаемого устройства и технологического способа ее создания.
Пятая этап подразумевает выискивание более совершенного решения задачи. Осуществляется с помощью таблицы устранения технических противоречий, содержащей единица эвристических приемов. Работа конструируемого объекта рассматривается в различных граничных условиях (по времени, действию и т.д.), используются аналогии изо темпераментный и вялый природы, рассматриваются подсистемы и надсистемы данного объекта. Однако данной стадией пристало воспользоваться в фолиант случае, коли предыдущие четверка стадии алгоритма не дали удовлетворительного результата.
На шестой стадии устанавливаются дополнительные изменения в сконструированном объекте.
4. Метод медуллярный атаки разработан А.Ф. Осборном
Критика разве клаустрофобия критики служат помехой творческому мышлению. Если питекантроп считает, наверное его идея плоха, он не захочет испытывать разве высказывать ее вслух. В этом случае многие вероятно хорошие идеи оказываются вовек потерянными. Чтобы устранить препятствия,вызываемые боязнью критики подле высказывании идей, и был разработан средство медуллярный атаки. Для эффективного использования данного прием потребно соблюдать следующие правила:
В группу «генераторов идей» включают людей различных специальностей. Для получения наилучших результатов рекомендуется, затем чтобы члены группыне были собственнолично заинтересованы в рассматриваемой задачеи не были чересчур солидно связаны лада с другом. Они должны иметь общее олицетворение о задаче и на обязаны быть специалистами по рассматриваемому вопросу.
Свободно и безо доказательств высказываются любые идеи, в фолиант числе ошибочные, шутливые и фантастические. Чем более неожиданной как будто идея тем лучше. Регламент высказывания — минута. Идеи протоколируются разве фиксируются на магнитной ленте.
При генерировании идей исключено всякая критика. В ходе мозгового штурма промежду участниками должны быть установлены свободныеи доброжелательные отношения. Принято, затем чтобы мысль, высказанная одну участником штурма, подхватывалась и развивалась другими .
Группа генераторов идей состоит чаще всего изо 6-10 человек. Штурм продолжается не более 20-40 минут. Перед группой «штурмовиков» ставится вопрос, на каковой позволительно и самоценно дать ужас сколечко ответов. Вопрос формулируется просто, понятно, в виде, удобном относительно обсуждения. В конце хозяин отбирает самые рациональные предложения.
— Результатом моей работы должна быть функциональная грамотность и технологическая искусность выпускника, боеготовность и склонность к творчеству в любой избираемой деятельности. Сегодня, как никогда, актуальны слова А.С. Макаренко: «Мы уместно знаем,насколько веселее и счастливееживут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спориться, которые не потеряются ни подле каких обстоятельствах».
— — Учитель технологии высшей кв. категории
средней общеобразовательной школы № 1
г. Буинска РТ, лауреат Всероссийского конкурса лучших учителей
Ханбиков Ильгиз Фаридович

Файлы: Каким обязан быть поучение технологии.doc
Размер файла: 62976 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология