Автор конспекта:
Автор(ы): — Горбатова И.М.

Место работы, должность: —

МОБУ Чесменская СОШ №2 учитель географии

Регион: — Челябинская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебно-тематический план

Краткое описание ресурса: —

календарно-тематическое планирование по географии 9 класс

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе. Учитель географии Чесменской средней школы №2 Горбатова И.М.

Дата

урока

Темы учебных занятий

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Основные понятия

Практические работы

Наглядные пособия

Домашнее задание

1

Введение.

Урок:

Экономическая география – наука о хозяйстве и населении.

1

Должны знать:

Задачи курса экономической и социальной географии России. Особенности структуры учебника.

Экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс, природный комплекс

П. 1 записи в тетради

Раздел 1. Общий обзор России (8 часов)

Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

2

Урок:

Формирование территории России.

1

Должны знать:

История формирования территории России. Исторические города и время образования как отражение территориальных изменений. Направления роста территории в Х IV-Х IХ вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. СНГ.

СССР СНГ.

П.2. р/т зад.4 стр.7 заполнить таблицу.

3

Урок:

Географическое положение России.

1

Должны знать:

ЭГП России. Факторы ЭГП. Политико-географическое положение России. Плюсы и минусы географического положения страны.

Должны уметь:

Определять географическое положение объектов; описывать географическое положение страны (ЭГП, геополитическое)

Экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика.

Практическая работа № 1:

Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран.

П.3к/к

р/т зад.4 стр.10

4-5

Урок: Административно-территориальное устройство России.

2

Должны знать:

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Административно-территориальное деление, субъекты Федерации, федеральные округа.

Практическая работа № 2:

Составление политико-административной карты России. Обозначение на к/к территориальных единиц. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами водными путями.

Тест «Административное деление и государственная территория России»

П.4

р/т зад.6 стр.13

6

Урок:

Экономическое районирование территории России.

1

Должны знать:

Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Экономические районы, регионы и зоны.

Должны уметь:

Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы».

Районирова-ние, экономичес-кий район, экономичес-кий регион, экономичес-кая зона, специализация.

К.М.

«Экономичес-кое районирова-ние России»

О.К.Федеральные округа.

П.5 р\т зад.1 стр.14.

7

Урок:

Природные условия России.

1

Должны знать:

Природные условия страны. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Хозяйственный потенциал природных условий России.

Должны уметь:

оценивать и прогнозировать природно-ресурсный потенциал страны.

Природные условия, адаптация.

П.6 р/т зад.5-6 стр.18.

8

Урок:

Природные ресурсы России.

1

Должны знать:

Основные виды природных ресурсов, примеры их рационального и нерационального использования, влияние их на хозяйственную специализацию территорий. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Природные, минеральные, почвенные, лесные, водные, агроклиматические, рекреационные ресурсы, климатические условия, почва.

П.7 стр.42 учебника поработаем с картой

9

Урок:

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.

1

Должны знать:

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышлен-ности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «Грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Промышленность, «чистые» и «грязные» производства, экологические проблемы, зоны экологического бедствия.

П.8

Тема 2. Население России (9 часов)

10

Урок:

Численность населения России

1

Должны знать:

Демография. Переписи населения. Численность населения и ее динамика. Естественный прирост, воспроизводство населения. Демографическая ситуация в России.

Должны уметь:

Объяснять различия в естественном приросте населения.

Демография, естественный прирост населения, воспроизводство населения, традиционный и современный тип воспро-изводства, демографический кризис.

П. 9 Проект «История моей семьи»

11-12

Урок:

Размещение населения России.

2

Должны знать:

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики.

Плотность населения, зона севера, основная зона расселения населения.

Практическая работа №3

Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации.

П.10 р/т зад 6 стр.28.

13

Урок:

Миграции населения.

1

Должны знать:

Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы беженцы. Миграционные волны.

Должны уметь:

Объяснять различия направления миграций.

Миграции, безвозвратные, возвратные, сезонные, маятниковые. Внутренние и внешние миграции. Беженцы.

Презентация.

П. 11. Учебник вопросы на стр.65.

14

Урок:

Формы расселения и урбанизация.

1

Должны знать:

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городов поселений и виды городов. Городские агломерации.

Должны уметь:

Оценивать и прогнозировать изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.

Расселение, городская форма расселения, сельское расселение, урбанизация, уровень урбанизации, городская агломерация.

П. 12 учебник стр.72 поработаем с картой.

р/т зад.1-5 стр.32-33

15

Урок:

Этнический и религиозный состав населения.

1

Должны знать:

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Языковые группы, семьи, малые народы, религии России, ислам буддизм, иудаизм, православие, этнорелигиоз-ные конфликты.

Практическая работа №4

Нанесение на к/к национально-территориальных образований и краев. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе России».

П. 13

16

Урок:

Трудовые ресурсы и рынок труда.

1

Должны знать:

Половой и возрастной состав населения, трудовые ресурсы, рынок труда. Безработица в России.

Трудовые ресурсы, рынок труда. Безработица.

П.14 итоговые тесты стр. 82-84.

17 -18

Урок:

Обобщение знаний по теме «Население России»

Защита проектов «История моей семьи»

2

Тест по теме «Население России»

Тема 3. Хозяйство России. Производственный

потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. (21 час).

20

Урок:

Национальная экономика. Отраслевая структура хозяйства России.

1

Должны знать:

Национальная экономика, понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы, отрасли хозяйства, три сектора национальной экономики, отраслевая структура хозяйства, межотраслевые комплексы.

Национальная экономика (национальное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс.

П.15 р/т зад.6 стр.41 карта.

21-22

Урок:

Факторы размещения производства.

1

Должны знать:

Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Факторы размещения производства

Практическая работа №5

Выбор места строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства

П.16 р/.т зад.4 стр.42 схема.

23

Урок:

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.

1

Должны знать:

Состав ТЭК, топливная, газовая, нефтяная промышленности нефтегазовые базы России, их хозяйственная оценка, важнейшие магистральные нефтепроводы и газопроводы.

Топливно-энергетический баланс.

К.Мсхема «Структура ТЭК», «Связь ТЭК с други-ми отрас-лями, «ТЭ баланс.

П. 17 р\т зад.4 стр.45 заполнить таблицу.

24-25

Урок:

ТЭК: угольная промышленность

2

Должны знать:

Особенности отрасли, способы добычи угля, основные угольные бассейны страны.

Виды угля (антрацит, коксующий и бурый уголь).

Практическая работа №6

Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов.

П.18

26

Урок:

ТЭК: электроэнергетика. Электростанции и их виды.

1

Должны знать:

Особенности отрасли, типы электростанций. Крупнейшие каскады ГЭС, альтернативная энергетика, единая энергетическая система России.

Единая энергетическая система, альтернативная энергетика.

Презентация «Электороэнергетика»

К.М.Типы электростанций (видео), тренажер

заполнение схемы потребители тепла и энергии.

Практика

Заполнение табл. «Преимущест-ва и недоста-тки элек-тростанций».

П.19 р/т зад.4 стр.49 схема

27-28

Урок:

Металлургический комплекс: черная металлургия

2

Должны знать:

Значение и особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Факторы размещения отрасли, металлургические базы страны.

Концентрация производства, комбинат, комбинирова-ние

Практическая работа №7

Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.

О.К

Металлургические базы. Экологические проблемы.

Видео

П.20 р/т зад. 1-4 стр.51

29

Урок:

Металлургический комплекс: цветная металлургия.

1

Должны знать:

Виды цветных металлов, особенности отрасли, факторы размещения основных отраслей цветной металлургии.

Полиметаллические руды.

Практическая работа №8

Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности

К.М. Металлурги-

ческий ком-бинат. Продукция и этапы производства.

Практика.

Месторождения и центры черной

и цветной металлургии.

П.21 р/т зад.6 стр.54

30-31

32

Урок:

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения.

Урок:

Машиностроение: отрасли. ВПК.

2

1

Должны знать:

Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, сельскохозяйственное, транспортное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Машиностроение, ВПК.

Практическая работа №9

Определение по картам и нанесение на к/к главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

О.К

Состав машиностроения

(схема)

Практика

Таблица «Размещение машиностроения» задание

№ 2

П.22 вопросы в конце параграфа.

П.23

33

Урок:

Химическая промышленность.

1

Должны знать:

Особенности, сырьевая база отрасли химической промышленности, факторы размещения.

Горная, основная, химия органического синтеза.

К.М.

«Отраслевой состав химической промышленности» (схема)

П.24 р/т зад.4 стр. 60

34

Урок:

Лесная промышленность.

1

Должны знать:

Особенности лесной промышленности, структура отрасли. Главные лесопромышленные комплексы страны.

Целлюлозно-бумажная промышленно-сть (ЦРП), деревообработ-ка

О.К.Факторы размещения лесной промышленности (схема)

П.25

35

36

37

38

Урок:

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство: растениеводство.

Урок:

Сельское хозяйство: животноводство.

Урок:

Зональная организация сельского хозяйства.

Урок:

Пищевая и легкая промышленность.

1

1

1

1

Должны знать:

Состав, особенности, значение АПК, его звенья. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности.

Должны уметь:

Описывать образы народно-хозяйственных объектов.

АПК, сельскохозяйственные угодья, зерновое хозяйство, технические культуры, скотоводство, оленеводство, пригородное хозяйство, текстильная, швейная промышленности.

Практическая работа №10

Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

К.М.

«Состав сельского хозяйства (схема).

О.К.

«Отраслевой состав АПК» (схема).

Тест

П. 26

П.27 р/т зад.3-4 стр.65

П.28

П.29 р/т зад.4 стр 72 схема

40

Урок:

Транспорт России.

1

Должны знать:

Транспорт и его роль в экономике России. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, воздушный и водный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть России и ее элементы, главные транспортные магистрали страны.

Транспорт, грузооборот, пассажирооборот, каботажные перевозки, транспортные магистрали, транспортный узел, транспортная сеть

К.М.

Виды транспорта (схема)

О.К.

Достоинства и недостатки транспорта.

П. 30

41

Урок:

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

1

Должны знать:

Качество жизни населения, материальная и нематериальная сферы хозяйства, география сферы услуг.

Качество жизни, материальная, нематериальная сфера.

П.31

42

Урок:

Обобщение по теме «Хозяйство России»

1

Тест по теме.

Раздел 2. Экономические районы России (12 часов)

43

Урок:

Северный экономический район

1

Должны знать:

Состав, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, специфика хозяйственной специализации Северного экономического района. Мурманск — морские ворота страны.

П.32 к/к р/т зад.3-5 стр. 81

Учебник стр. 179 поработаем с картой.

44

Урок:

Северо – Западный экономический район.

1

Должны знать:

ЭГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации Северо – Западного экономического района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Презентация

«Санкт-Петербург»

П. 33 к/к

45-46

Урок:

Калининградская область – самая западная территория России.

2

Должны знать:

ЭГП, природные условия и ресурсы, население, сельское хозяйство, транспорт Калининградской области.Должны уметь:

Описывать географическое положение отдельных регионов и географических объектов.

Практическая работа №11

Экономико-географическая характеристика области по типовому плану.

П. 34 к/к

47-48

Урок:

Центральный экономический район.

2

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Старейший центр текстильной промышленности.

Практическая работа №12

Сравнение экономи ко-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов

П. 35 р/т зад.5 стр.89, к/к

49

Урок:

Центрально-Черноземный экономический район.

1

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

КМА.

П.36 к/к р/т зад.7 стр.92

50

Урок:

Волго-Вятский экономический район.

1

Должны знать:

Состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность ЭГП, высококвалифицированные трудовые ресурсы. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

П. 37 к/к р/т. Зад.6 стр.94. подгото-вить сообщения, презента-ции «Народные промыслы России»

51

Урок:

Урок-ярмарка

Народные промыслы Центральной России.

1

Должны знать:

Народные промыслы Центральной России: гжель, хохлома, вологодское кружево, финифть, городецкая роспись, палех.

Презентация

Составление таблицы «Народные промыслы Центральной России»

Таблица в тетради.

52

Урок:

Северо-Кавказский экономический район.

1

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. агроклиматические и рекреационные ресурсы района. Выдающая роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Рекреационное хозяйство.

Практическая работа №13

Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.

П. 38 к/к

53

Урок:

Поволжский экономический район.

1

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Поволжье крупный нефтегазоносный район, «автомобильный цех» страны.

Энергоемкие производства

П.39 к\ к учебник стр.214 поработаем с картой.

54

Урок:

Уральский экономический район.

1

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Уральская металлургическая база, центр тяжелого машиностроения

К.М.

Урок № 38

Регионы и города

Урала. Презентация

П.40 р\т зад.3-4 стр. 100

55

Урок:

Обобщение «Западный макрорегион».

1

Тест, задания

Заполнить таблицу.

56

Урок:

Западно-Сибирский экономический район.

1

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа, каменного угля района. Черная металлургия Кузбасса.

Кузбасс

Презентация.

П.41 к/к р/т зад.4 стр.102

57

Урок:

Восточно – Сибирский эконоический район.

1

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые климатический условия и богатые природные ресурсы района. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Ангаро-Енисейский каскад ГЭС.

Практическая работа №14

Сравнение хозяй-ственной специализации Западно-Сибир-ского и Восточно-Си-бирского экономических районов.

О.К.

Состав территории, ЭГП.

Практика

задания № 1,

П.42

П. 43

58

Урок:

Дальневосточный экономический район.

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Презентация «Дальневосточный экономичес-кий район»

П. 44

60-61

Урок:

Обобщение «Восточный макрорегион»

Обобщение по разделу 2 «Экономические районы России».

2

Итоговые тесты стр.237 учебник

Раздел 3. Страны Ближнего Зарубежья (4 часа)

62

Урок:

Страны Балтии и Белоруссия.

1

Должны знать:

Страны Европейского Запада, их природные условия, природные ресурсы, население. Общие черты экономики. Белоруссия -ЭГП, хозяйство.

Прибалтийский тип сельского хозяйства.

П.44 к/к

63

Урок:

Украина и Молдавия.

1

Должны знать:

ЭГП, природные условия и ресурсы, хозяйство. Отрасли специализации стран.

Ближнее Зарубежье.

П. 45 К.К. р/т зад. 4-6 стр.115.

64

Урок:

Страны Закавказья.

1

Должны знать:

ЭГП, природные условия и ресурсы, хозяйство. Отрасли специализации стран.

П.46

65

Урок:

Страны Центрально-Азиатского региона.

1

Должны знать:

Страны Азиатского юга. Казахстан – страна-гигант. Природные условия, определяющие специфику разных частей страны. Четыре азиатские республики: черты сходства и различия.

Теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, длинноволокнистый хлопок, ковроткачество

П. 47 р/т. Зад. 2-5 стр.120-121.

66

Урок:

Выполнение практической работы.

1

Практическая работа №15

Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

67

Урок:

Место России в мировой экономике.

1

Должны знать:

Пограничные государства.

Должны уметь:

Объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.

Примечание:

О.К – диск Образовательная коллекция 9 класс

К.М.- дискУроки географииКирилла и Мефодия

География своей местности, а именно Челябинской области изучается в курсе «Краеведения «9 класс.

Файлы: 9 класс планирование Горбатова.docx
Размер файла: 52619 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология