Автор конспекта:
Автор(ы): — Тюменева Наталья Сергеевна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ 74″ г.Астрахань
Регион: — Астраханская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Биология
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — учебно-тематический план
Краткое описание ресурса: — Подробное планирование уроков биологии по образовательной программе "Школа 2100"
№
уро
ка
Тема раздела
Кол-во
ча-сов
Сро-ки
Тип
урока
Знания и умения
Домашнее
задание
Виды
контроля
1.
Введение.
Человек – это звучит гордо.
2ч
— — Лекция
Знакомство со структурой учебника. Систематическое положение человека. Человек – животное, позвоночное, млекопитающее.
С.3-4, §1, с.5-6
— 2.
Человек – биосоциальное существо.
— — Комбинированный
Раскрыть биосоциальную природу человека; понятие о науках, изучающих человека и методах исследования.
§1 до конца, в.6 – письменно.
Фронталь
ный опрос.
3.
Часть 1. Тело человека – как самостоятельный организм.
Структура и функции человеческого тела.
Организм – единое целое.
60ч
5ч
— — — — — Изучение нового материала
Основные функции организма: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, раздражимость, барьерная. Система органов осуществляет одну основную функцию. Орган – звено в выполнении этой функции. Основные системы органов, их состав и взаимное расположение.
§2,заполнить таблицу «Системы органов человека».
Навыки работы с рисунками учебника.
4.
Клетка и ткани: «строительные материалы».
— — Комбинированный
Лабораторная работа №1.Знакомство с препаратами клеток и тканей.
Орган и ткань. Типы тканей: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная, репродуктивная.
§3, закончить оформление работы.
Навыки работы с микроско
пом.
5-6.
Органические вещества – «универсальный конструктор».
— — Изучение нового материала
Химические элементы в клетке.
§4-5, схема «Химический состав клетки»
Умения по составлению схем.
7.
Разделение труда в клетке – основа её жизнедеятельности.
— — Комбинированный
Клетка и её строение. Основные органеллы клетки и их функции.
§6, таблица «Органоиды клетки»; §7.
Умения по составлению таблиц.
8.
Как обеспечивается целостность организма
Кровь и кровеносная система
«Река жизни» — кровь.
16ч
— Изучение нового материала Лабораторная работа№2
«Изучение препарата мазка крови».
Функции, обеспечивающие целостность организма: кровеносная система, лимфатическая система, нервная система, эндокринная система. Гомеостаз. Кровь – соединительная ткань. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма.
§8, в.6-7 – письменно.
Навыки работы с микро-
скопом.
9.
Клетки крови на страже здоровья.
— — Комбинированный
Свертывание крови. Функции крови. Группы крови: АВО; резус-фактор. Переливание крови. Постоянство состава крови. Болезни крови. Анализ крови и диагностика заболеваний.
§9, в.5-7 – письменно.
Индивиду-
альный опрос.
10.
Главная транспортная система организма.
— — Комбинированный
Строение и функции кровеносной системы. Сосуды: артерии и вены. Капилляры. Большой и малый круги кровообращения.
§10, в.4-6 – письменно.
Работа по карточкам.
11.
Неутомимое сердце.
— — Комбинированный
Строение сердца и его главная функция. Автоматия сердца. Стадии сердечного цикла. — §11, в.5
Работа с рисунками.
12.
Транспортные «магистрали» — сосуды.
— — Лабораторная работа №3 «Измерение частоты пульса до и после нагрузки».
Внутреннее строение сосудов. Пульс. Артериальное давление.
§12, в.5-8
Фронталь-ный опрос.
13.
Человеческая жизнь бесценна.
— — Конференция
Болезни сердца. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений. Первая помощь при кровотечениях
§13, в.5 – письменно.
Самостоя
тельная работа с учебником.
14.
Лимфатическая система.
— — Изучение нового материала.
Лимфа и её свойства. Лимфатическая система. Тканевая жидкость.
§14, в.7
Работа со схемами.
15.
Нервная система
Нервные клетки – «живые провода».
— — Изучение нового материала.
Строение нервной клетки. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма. Синапс.
§15
Работа с рисунками.
16.
— — — — Управление и координация в организме – главные функции нервной системы.
— — Изучение нового материала.
Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга.
§16
Работа со схемами
17-18.
Центральная нервная система.
— — Изучение нового материала.
Центральная и периферическая нервная система и их роль. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов. Строение и функции спинного мозга.
§17-18
Работа со схемами
19.
Головной мозг.
— — Изучение нового материала.
Строение и функции отделов головного мозга. Кора больших полушарий.
§19, таблица
Работа с таблицей.
20.
— — — Управляющие вещества.
— — — Изучение нового материала.
Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах и путях их транспортировки к клеткам и тканям. Механизм воздействия гормонов.
§20, в.4
Работа с текстом.
21.
— «Две власти».
— — Изучение нового материала.
Роль нервной системы в регуляции ЖВС. Роль гипофиза. Заболевания, вызванные нарушением функций ЖВС.
§21, в.4
Работа со схемами.
22.
Разумное управление организмом.
— — Изучение нового материала
Механизм отрицательной обратной связи. Нейрогуморальная регуляция функций организма.
— — 23.
Повторение по теме «Как обеспечивается целостность».
— — Обобщающий
Систематизировать и повторить знания по теме.
С.111 — задача
Контрольная работа по вариантам
24.
Движение и обмен веществ в организме
Опора и движение
Надежный каркас
21ч
— 6ч
— — — Изучение нового материала
— — Состав и строение опорно-двигательного аппарата. Важнейшие отделы скелета человека. Функции скелета.
— — §25, в.4, заполнить таблицу
— — Работа с рисунками, таблицами.
25.
Кости, хрящи и суставы.
— — Комбинированный
Лабораторная работа №4 « Определение при внешнем осмотре местоположения костей скелета».
Строение кости. Рост скелета. Типы соединения костей. Связки и сухожилия. Строение сустава. Развитие скелета.
§26, в.7-8.
Фронталь-ный опрос
26-27.
Приводящие в движение.
— — Комбинированный
Мышцы и их функции. Основные группы мышц человека. Статическая и динамическая нагрузки мышц. Влияние ритма и нагрузок на работу мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха.
§27-28, в.6
Тестиро-вание
28.
Чтобы не оказаться беспомощным.
— — Практикум
Повреждения скелета, первая помощь при повреждениях скелета. Значение физического воспитания и труда в формировании скелета и развитии мышц.
§29
Умения оказывать первую помощь при растяжении-ях,вывихах,переломах.
29.
«Доспехи» организма.
— — Изучение нового материала
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции, обеспечении барьерной функции. Гигиена кожи. Профилактика и первая помощь при ожогах и обморожениях.
§30, сообщения
Работа с источниками информации
30-31.
Дыхание
Что такое дыхание и путь воздуха в легкие.
5ч
— Изучение нового материала
Биологическое значение дыхания. Воздухоносные пути, их строение и функции.
§31.
Работа с текстом.
32-33.
Легочное дыхание и его роль в организме.
— — Комбинированный
Лабораторная работа №5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, расчет жизненной емкости легких».
Легкие, их строение и функции. Механизм вдоха и выдоха, газообмена в легких. Клеточное дыхание. Жизненная емкость легких.
§32, оформить работу.
Работа с лаборатор-ным оборудованием.
34.
Закаляйся,как сталь!
— — Самостоятельная работа с учебником
Гигиена органов дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Вредное влияние курения.
§33, в.1
Навыки работы с текстом
35.
Питание
Что такое пища и что происходит с пищей в ротовой полости?
6ч
— Изучение нового материала
Лабораторная работа №6 «Действие ферментов слюны на крахмал».
Строение и функции пищеварительной системы. Ротовая полость и первичная обработка пищи.
§34, в.6
Работа с рисунками.
36.
Вперед, к желудку.
— — Изучение нового материала
Желудочно-кишечный тракт и пищеварение.
§35, в.7
Работа с таблицами.
37.
Двенадцатиперстная кишка и её помощники.
— — Изучение нового материал
Роль пищеварительных желез: поджелудочной железы и печени в пищеварении. Пищеварение в тонком кишечнике.
§36, в.5-7
Проверочная работа
38.
Как питательные вещества попадают в клетки?
— — Изучение нового материал
Всасывание питательных веществ в кровь. Внутриклеточное пищеварение. Окисление органических веществ и получение энергии в клетке. Роль толстой кишки. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них.
§37, в.4
Работа с таблицей
39.
Чтобы жить – надо есть.
— — Изучение нового материал
Белки, жиры и углеводы пищи – источник элементарных «строительных блоков». Рациональное питание.
§38, в.5-7
Расчет пищевого рациона.
40.
Мал золотник, да дорог.
— — Урок-конференция «Азбука витаминов»
Разъяснить значение витаминов, рассказать об основных авитаминозах и их симптомах; предупредить о последствиях неумеренного употребления витаминных препаратов (гипервитаминозы).
§39, таблица
Игра «Витамин-
ное лото».
41-42.
Выделение
«Умные» фильтры.
3ч
— Изучение нового материала
Удаление веществ из организма. Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.
§40-41, в.6
Работа в парах
43.
Обмен веществ
Судьба пищи в организме.
— — Изучение нового материала
Обмен веществ клеток. Пластический и энергетический обмен и их взаимосвязь.
§42, в.4-5
Умение находить взаимосвязи.
44.
Движение и обмен веществ в организме.
— — Обобщение и контроль знаний по теме.
Обобщить и систематизировать изученный материал; контроль знаний.
Жизненная задача, с.201
Тестирова-ние
45-46.
«Постоянство внутренней среды есть условие свободной и независимой жизни»
Постоянство превыше всего.
6ч
— — — — — Изучение нового материала
— — — Механизм отрицательной обратной связи. Нейрогуморальная регуляция функцийорганизма. Роль кожи в терморегуляции.
— — — §44-45, в.5,7
Работа со схемами.
47-48.
Борьба с опасными «нахлебниками».
— — Изучение нового материала
Иммунитет. Учение И.И.Мечникова о фагоцитах. Роль лейкоцитов и антител. Иммунный ответ целого организма. Скорость оседания эритроцитов – мера иммунной активности крови. СПИД и его профилактика.
— §46-47
Работа с текстом
49-50.
И вечный бой…
— — Изучение нового материала
Здоровье. Причины возникновения болезней. Теория клеточной патологии (Р.Вирхов). Нарушение постоянства внутренней среды человека как следствие химического, бактериального и вирусного отравления, радиоактивного загрязнения. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, электрошоке. Аллергические и онкологические заболевания человека. Вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков. Общественная роль здорового образа жизни.
§48
Работа с доп.источниками информации
51.
Высшая нервная деятельность и органы чувств
Рефлекс – простой элемент сложного поведения.
9ч
— Изучение нового материала
ВНД. Учение о ВНД И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Безусловные и условные рефлексы и их значение. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов.
§49, с.221-224, в.6-7
Работа с учебником
52.
База данных – память.
— — Лабораторная работа №7 «Проверьте свою память»
Память и ее виды.
§49 до конца, сообщения: Речь, Сознание, Сон.
Тест
53-54.
Что делает человека человеком.
— — Просмотр видеофрагментов, сообщения учащихся.
Мышление. Возникновение и развитие речи. Биологическое и социальное поведение человека. Познание окружающего мира. Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Гигиена сна. Режим дня. — §50
Тест
55.
Чем мы видим, слышим и чувствуем на самом деле?
— — Изучение нового материала
— Органы чувств человека и окружающая среда. Понятие об анализаторах.
§51, в.4
Тест
56-57.
«Окно в мир».
— — Изучение нового материала
Лабораторная работа №8 «Обнаружение «слепого пятна». Зрачковый рефлекс»
Зрительный анализатор, его функционирование и значение. Ведущее значение зрения в получении информации об окружающей среде. Строение глаза и зрение. Основные нарушения и заболевания глаз.
§52-53, закончить таблицу.
Тест
58.
Зачем человеку уши?
— — Изучение нового материала
— Слуховой анализатор, его функционирование и значение. Ухо и слух. Строение и функции уха. Болезни органов слуха. Органы равновесия, их расположение и значение.
§54, в.6
Тест
59.
Органы химического чувства и осязания.
— — Изучение нового материала
— Обонятельный анализатор, его функционирование и значение. Строение и функции органов обоняния. Вкусовой анализатор. Язык и чувство вкуса. Осязание. Гигиена органов чувств.
§55, сообщения.
Тест
60-61.
Воспроизведение и индивидуальное развитие
Таинство рождения.
3ч
— Изучение нового материала
— Биологический смысл размножения. Причины естественной смерти. Биологический смысл перекрестного размножения. Первичные половые признаки. Половая система, ее строение и функции. Оплодотворение. Индивидуальное развитие. Эмбриональное развитие человека. Развитие человека после рождения. Влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство. Женщины и мужчины. Биологический смысл вторичнополовых признаков и поведения.
§56-57, в.6-8
Самостоя-тельная работа
62.
Внутренняя среда, высшая нервная деятельность и воспроизведение. Повторение.
— — Контроль знаний по теме
Контроль усвоения понятий по теме.
§58, жизненная задача.
Контрольная работа
63.
Часть 2. Психологические особенности человека.
«Наука о душе».
6ч
— Изучение нового материала
— Предмет психологии. Взаимосвязь анатомических, физиологических и психологических особенностей человека и его развития. Взаимосвязь биологических и социальных факторов развития.
§59.
Работа по карточкам.
64.
Темперамент и характер.
— — Изучение нового материала
— Типы темперамента.
§60, в.4
Инд. опрос
65.
Эмоциональный мир человека.
— — Изучение нового материала
— Виды эмоций, стресс, аффект, депрессия.
§61, в.4
Инд. опрос
66.
Тревога и тревожность.
— — Изучение нового материала
— Тревожность как эмоциональное состояние и как характеристика личности. Управление эмоциями.
§62, в.6
Инд. опрос
67.
Две стороны одной медали.
— — Изучение нового материала
— Мужской и женский тип поведения как проявление взаимосвязи биологического и социального в человеке. Нераскрытые возможности человека.
§63, в.4-6
Инд. опрос
68.
Психологические особенности человека. Повторение.
— — — Итоговый урок
Обобщить пройденный материал.
§64 – отработать на уроке.
—
—
Файлы: С помощью чего мы познаем красоту окружающего мира.pptx
Размер файла: 216698 байт.