Автор конспекта:
Автор(ы): — Алешина Ирина Федоровна

Место работы, должность: — МБОУ кадетская школа №1 имени Ф.Ф.Ушакова

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Целеполагание

Для ученика

Для учителя

1.Узнать, что основу философской лирики Ф.И.Тютчева составляет многообразие форм категории Времени, изображённых им в стихотворениях.

Через анализ поэтических текстов, «открытий», самостоятельных выводов учащихся продолжить формирование понятий:

-философская лирика

-формы выражения категории Времени в лирике Ф.И.Тютчева

2.Выяснить взаимосвязь философского понимания категории Времени с формами времени, изображёнными в лирике Ф.И.Тютчева

Используя самостоятельную работу учащихся:

-ввести новое понятие категория времени

-формы категории времени в лирике Ф.М.Тютчева

3.Продолжить усвоение понятий темы и научиться решать задачи с их использованием через анализ поэтического текста Ф.И.Тютчева

Вызвать заинтересованность в изучении материала темы,

побудить к активности и готовности самостоятельно отбирать и систематизировать материал, делать выводы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 14

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч.Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А.

Используемое оборудование: —

проектор,мультимедийная презентация

Краткое описание: — Урок проводится в классе с социально-гуманитарным профилем (в недели 5 часов литературы).Учащиеся работая в группе исследуют стихотворения Ф.И.Тютчева с целью выявления форм выражения категории времени.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Основные этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

Стимулирующее введение (включение в учебную деятельность)

Актуализирует ранее изученные опорные понятия.Создаёт мотивацию, фиксирует новую проблему.

Приветствие

Выразительное чтение учителем стихотворения Г.Р.Державина.

Река времен в своем стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

Беседа по вопросам:

  • Какова тема этого стихотворения?
  • Каким видится вам автор этих строк? Теперь послушайте отрывок из второго стихотворения.

О Время! Вечности подвижное зерцало! –Все рушится, падёт под дланию твоей!..

Сокрыт предел твой и начало

От слабых смертного очей!..

Века рождаются и исчезают снова,

Одно столетие стирается другим;

Что может избежать от гнева Крона злого?

Что может устоять пред грозным богом сим?..

  • Какова тема этого стихотворения? Как вы представляете автора этого стихотворения?

Слово учителя:

Оба эти стихотворения написаны в один год. Первое принадлежит Гавриилу Романовичу Державину. Это – последнее стихотворение поэта. Оно написано за 3 дня до смерти, ослабевшей рукой, ужене способной держать перо и лист бумаги. Державину 73 года.

А второе стихотворение принадлежит Тютчеву и называется «На новый 1816 год». Сколько ему в это время лет? (13). Это первое стихотворение Тютчева. Он вступает в русскую поэзию с темой, к которой обращается его великий предшественник, стоя у гроба.

Оба поэта обращаются к одной и той же теме, теме Времени. Тема нашего урока: «Категория Времени в философской лирике Ф. И. Тютчева»

(На слайде)

Работа над понятием «время».

Слово учителя:

Время – это философская категория.

Какие особенности Времени как философской категории вы можете назвать?

Найдите в словаре определение.

(На доске запись в столбик: подчеркнутые выражения)

Слово учителя: Такой является категория Времени в философии.

Время… аспект бытия, не зависящий ни от чего и ни от кого. Для современного человека, погруженного в свои заботы, Время — словно поезд, несущийся с бешеной скоростью. И нет у человека времени, чтобы оглянуться, чтобы задуматься о том, что же такое Время. Какова его власть над человеком? Мы словно не ощущаем власти Времени, но она огромна. Как быстро проходит жизнь, и в конце пути человек иногда понимает, что ничего не достиг, что наш мир – пустыня, что каждый сам по себе и каждый одинок. Есть люди, для которых одиночество несет глубокий смысл, благо. Оно позволяет им полнее почувствовать ценность жизни, ощутит ту ниточку, которая связывает человека с чем-то высшим, неземным. Таков Федор Иванович Тютчев.

Запрос цели урока

Отвечают на вопросы учителя

Используют межпредметные связи, фиксируют проблему, формируют учебные цели, задачи собственной деятельности

Отвечают на вопросы:

1.Какова тема этого стихотворения? Каким видится вам автор этих строк?

Работа над понятием «время».

Индивидуальная работа

Вопрос к учащимся: «Что такое время для вас?»

Какие особенности Времени как философской категории вы можете назвать?

Работа со словарём

Выделите ключевые слова

Целеполагание

Вывести на тему урока.

1.Стихотворение посвящено размышлениям о текучести Времени и бренности всего сущего перед лицом Вечности.

Это человек пожилой, умудренный опытом лет, возможно, старец, спокойно и мудро взирающий на мирскую суету. Ему некуда спешить, он знает цену жизни.

2.Это стихотворение также посвящено теме Времени и Вечности.Похож он на предыдущего? Автор, возможно, моложе, но это человек, также много испытавший в жизни, знающий подлинную цену всему.

Понимание учащимися, что для них означает понятие «время».

Умение выделять ключевые слова

Время –основная форма существования материи;

Время выражает последовательность существования сменяющих друг друга явлений.

Время необратимо – всегда идет от прошлого к будущему.

Сущностью Времени является движение;

Время объективно; вне и независимо от нашего сознания, а наше познание приспосабливается к объективному Времени.

Подвести учащихся к цели урока: понять основу философской лирики Ф.И.Тютчева, через определение временных форм, используемых им в стихотворениях.

2этап Приобретение учащимися новых знаний и способов действий.

Задачи:

-осознание понятия «время»;

-освоить работу с понятием «время»;

-узнать об использовании временных форм Ф.И.Тютчевым

Организует работу по выполнению учебных задач,ведёт мониторинг деятельности учащихся, оказывает консультативную поддержку и помощь.

Постановка проблемы исследования. На слайде

Сегодня на уроке мы исследуем сложный вопрос восприятия Ф.И. Тютчевым Времени для того, чтобы понять основу философской лирики поэта. Для этого определим, какие временные формы использует Ф.И.Тютчев. В ходе урока вы будете анализировать, сравнивать, делать выводы.

Определение объекта исследования. На слайде.

Распределение учащихся по группам.

Ваша задача: услышать и назвать основные временные формы, используемые Тютчевым в лирике.

VI. Обобщение.

Понятие «век» в лирике Тютчева принимает разные значения: и бесконечной протяженности, и только «наших дней», то есть века, в котором обитает лирический герой. Отношение Тютчева к веку эмоционально, оценочно. Само слово «век» часто употребляется с эпитетами: например, «век преступный и постыдный».

  • Приведите примеры, подтверждающие это.(В наш век отчаянных сомнений, //В наш век, неверием больной)…

Для поэта век – это не только отрезок времени, это время, которое он избегает, создав свой собственный мир. И этот мир не соотносится ни с каким реальным временем в истории. Идеальное время существует только в сознании поэта, идеал неисполним в действительности. Так рождается ощущение трагичности бытия, где поэт не находит идеала. Не принимая свой век, Тютчев философски осмысляет многие стороны земного бытия: людскую разобщенность, одиночество человека в мире, безверие, бездуховность…

.

Самостоятельная работа в группах, работа с первоисточниками (поэтические тексты)

1 группа исследует стихотворения :«Нет веры к вымыслам чудесным…», «На камень жизни роковой…», «Приветствие духа», «Наш век», «В небе тают облака…»

Сделать вывод:Какие формы приобретает время в творчестве Тютчева?

2 группа исследует стихотворения:«В альбом друзьям», «Русской женщине», «Наполеон», «Сто лет» и др.

Сделать вывод:Какие формы приобретает время в творчестве Тютчева?

3 группа исследует стихотворения:«Видение», «Бессонница», «Море и утес», «Рассвет».

Сделать вывод:Какие формы приобретает время в творчестве Тютчева?

4 группа исследует стихотворения:«Она сидела на полу», «Еще минута», В разлуке есть…», «Так в жизни есть мгновения

Сделать вывод: Какие формы приобретает время в творчестве Тютчева?

5 группа исследуетстихотворения:.…«Весенняя гроза»,«Зима недаром злится..»,«Вечер», «Декабрьское утро», «Полдень», «Проблеск», «Тени сизые», «Тихой ночью».

Сделать вывод:Какие формы приобретает время в творчестве Тютчева?

6 группа исследует стихотворения:«29-е января 1837», «1-е декабря 1837», «1856», «16 сентября 1834» и другие.

Сделать вывод:Какие формы приобретает время в творчестве Тютчева?

Спланировать деятельность в группе

Подготовить небольшое публичное выступление

Проявить умение публично выступать и отстаивать свою точку зрения, используя поэтический текст

Осознать какие формы времени используются в лирике Ф.И.тютчева

.

3этап

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Координирует рациональное распределение времени урока

Производит постановку задач на следующий этап

Публичные выступления исследователей категории Времени в лирике Тютчева.

Какие формы приобретает время в творчестве Тютчева?

IV. Обобщение.

Слово учителя:Поражает многообразие форм времени. Можно сказать, что поэзия Тютчева – это энциклопедия средств, изображающих время.

Самостоятельная работа

Обсуждение

Самоконтроль

1. Чаще всего в стихотворениях встречается понятие «век». Например, в стихотворениях «Нет веры к вымыслам чудесным…», «На камень жизни роковой…», «Приветствие духа», «Наш век», «В небе тают облака…» и другие.

2.Более редкой формой времени можно назвать год. Упоминание об этом есть в таких стихотворениях, как «В альбом друзьям», «Русской женщине», «Наполеон», «Сто лет» и так далее.

3.Час как форма времени встречается во многих стихотворениях «Видение», «Бессонница», «Море и утес», «Рассвет».

4.И, конечно же, встречаются самые минимальные отрезки времени – минута («Она сидела на полу», «Еще минута») и миг (В разлуке есть…», «Так в жизни есть мгновения…»).

5.Кроме того, время упоминается в виде времен года («Весенняя гроза», «Зима недаром злится..»), в упоминании разного времени суток («Вечер», «Декабрьское утро», «Полдень»). Но чаще всего встречается упоминание ночи («Проблеск», «Тени сизые», «Тихой ночью»).

6.И, наконец, время как точная дата«29-е января 1837», «1-е декабря 1837», «1856», «16 сентября 1834» и другие.

Вывод: В лирике Ф.И.Тютчев использует следующие формы времени: век, год, час, минута, миг,времена года, точная дата

4этап

Закрепление новых знаний

Повторение взаимосвязи изученных понятий.

Оперативно корректирует деятельность учащихся

Слово учителя: «Чтобы понять, каково значение формы времени “век”, проанализируем стихотворение «Наш век»».

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Читают стихотворение «Наш век»

Анализируют стихотворение:

Какова тема этого стихотворения? Как она реализуется в произведении?

Как построено стихотворение?

Назовите ключевые слова, раскрывающие тему времени.

Проявляют умение анализировать поэтический текст

5этап

Самоконтроль по эталону

Самоанализ. Коррекция.

Побуждает учащихся к самоконтролю,самоанализу,коррекции.

Сравнивают результаты работы с заданным эталоном

Задают вопросы, делают выводы.

Приходят к выводу:

-Прежде всего это тема времени – она заявлена уже в названии.

-Категория времени составляет здесь не только содержание стихотворения, но и определяет композицию.

-Оно построено на контрасте «наших дней», когда человек «безверием палим и иссушен», и того времени, которое поэт считает идеальным, но о нем не говорит.

Выводы:

Для поэта век – это не только отрезок времени, это время, которое он избегает, создав свой собственный мир. И этот мир не соотносится ни с каким реальным временем в истории. Идеальное время существует только в сознании поэта, идеал неисполним в действительности. Так рождается ощущение трагичности бытия, где поэт не находит идеала. Не принимая свой век, Тютчев философски осмысляет многие стороны земного бытия: людскую разобщенность, одиночество человека в мире, безверие, бездуховность.

Оценка результативности учеников. Рефлексия.

Домашнее задание:

Уделяет внимание проблемам и успехам учащихся

Использует разные приёмы поощрения и порицания.Проанализировать одно из стихотворений Ф. И. Тютчева, в котором находит выражение категория Времени; дать свое восприятие, истолкование, оценку.

Самооценка

Совместная с учителем оценка результативности урока

Продолжите фразу:«Время для меня – это…»

Вывод по уроку:

Время – это тот многоликий образ, через который поэт выразил свое «переживание жизни», стремление проникнуть в смысл событий.

Цель урока достигнута.

Предполагаемые ответы учащихся:

Файлы: Урок по Цветаевой.rtf
Размер файла: 49065 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология