Автор конспекта:
Автор(ы): — Бочарова Людмила Викторовна

Место работы, должность: —

МБУ лицей №51 г.о. Тольятти Самарской области. Учитель русского языка и литературы.

Регион: — Самарская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

  • познакомить учащихся с категорией залога у причастия;
  • вырабатывать умение находить действительные и страдательные причастия в тексте;
  • совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте;
  • развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний, формировать коммуникативную компетентность;
  • развивать умение вдумчиво читать художественный текст.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Фрагмент текста художественного произведения «Очерк зимнего дня».

Текст учебника Баранова М.Т.

Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима».

Используемое оборудование: —

Проектор, ПК, экран.

Краткое описание: —

Дидактический материал к изучению темы Действительные и страдательные причастия

Ход урока:

  • Начало урока. Стадия вызова. Парная мозговая атака
  • После записи темы урока предлагаю учащимся (по парам) составить список того, что они знают или думают, что знают, по теме (5 минут).

    Учитель: Ребята, давайте определим, что нам известно по теме урока.

    Примерные ответы учащихся:

    - причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак

    предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

    - причастия образуются от глаголов;

    - причастие имеет признаки прилагательного и глагола;

    - в предложении причастие может быть определением или сказуемым;

    - причастие с зависимыми словами образует причастный оборот;

    - какие причастия являются действительными, а какие страдательными, мы не знаем.

    2. Стадия осмысления. Заполнение таблицы

    Свои ответы и наблюдения предлагаю оформить в тетради в виде таблицы с колонками: знаю – хочу знать – узнал.

    В колонку «Знаю» учащиеся вносят сведения, которые им известны по этой теме. В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы.

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    Причастие обозначает признак предмета по действию; образуется от глагола; может выступать в роли определения и сказуемого…

    Что такое действительные и страдательные причастия?

    По какому признаку причастия делятся на эти две группы?

    Действительное, когда предмет сам выполняет действие, а страдательное, когда над ним совершают действие…

    Причастие совмещает признаки прилагательного и глагола. Изменяется по родам, числам, падежам;

    бывает полным и кратким.

    Чем они отличаются друг от друга?

    Как изменяются действительные и страдательные причастия?

    Действительные причастия употребляются с В.п., страдательные с Т.п.

    2.1. Работа с текстом

    - Итак, ребята, я предлагаю вашему вниманию текст (учитель заранее распечатал его для каждого ученика), прочитайте его и попытайтесь найти ответы на интересующие нас вопросы.

    - Не забывайте заносить ваши наблюдения и выводы в таблицу.

    Категория залога выражает отношение действия к его носителю-объекту и его предмету-субъекту. Действительный залог: действие переходит на другой предмет; причастие, как и глагол, требует в этом случае винительного падежа: ученик решает (кого? что?) задачу; ученик, решающий (кого? что?) задачу.

    Страдательный залог: выражает действие, испытываемое лицом или предметом со стороны другого лица или предмета, и в этом случае причастие, как и глагол, требует творительного падежа: задача решается (кем? чем?) учеником; задача, решаемая (кем? чем?) учеником.

    - Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось, что вы записали в колонку «Узнал»?

    Учащиеся зачитывают свои ответы.

    3. Исследовательская работа. Работа с художественным текстом.

    - Ребята, перед вами фрагмент текста (текст проецируется на экран). Вам необходимо выписать в тетрадь действительные и страдательные причастия.

    Вода, взброшенная вверх из стакана, возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками, а снегу было очень мало, всего на вершок, и неприкрытая земля промерзла на три четверти аршина.

    Воздух был тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами; ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались невеяными, так что и деваться с ними было некуда.

    Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпаемый снежными хлопьями.

    Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.

    Запись в тетрадях

    Порхающие (снежинки) Сопровождаемый (месяц)

    Неприкрытая (земля)

    - Назовите глаголы, от которых образованы данные причастия.

    - Какого они вида, переходные или непереходные?

    - Можно ли утверждать, что страдательные причастия образуются от любых глаголов?

    ( Нет. От глаголов несовершенного вида образуются действительные и страдательные причастия настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов и от глаголов совершенного вида).

    - А теперь следующее задание. Ребята, выпишите, пожалуйста, из текста по одному примеру с обособленным и необособленным причастным оборотом.

    - От чего зависит обособление причастного оборота на письме?

    - Как вы думаете, ребята, в текстах какого стиля употребляются причастия?

    - Какова роль причастий в описании?

    Примерные ответы учащихся:

    (Причастия придают описанию точность и выразительность, делают речь более богатой и яркой. Употребление причастий характерно для текстов художественного, научного стилей речи).

  • Словесное рисование.
  • - Тема зимней природы нашла свое отражение не только в произведениях русских писателей, зимнюю природу любили писать и художники. Перед вами репродукция картины известного русского художника И.И. Шишкина «Зима». Составьте 5-7 предложений, используя конструкции предложений с причастными оборотами. Попытайтесь описать то, что изображено на полотне И.И.Шишкина. Используйте действительные и страдательные причастия в своем тексте.

    5. Стадия рефлексии

    - Что нового узнал каждый из вас на уроке?

    - Что показалось трудным, вызвало затруднения?

    - Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

    Файлы: Презентация урокаготово.ppt
    Размер файла: 226816 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология