Автор конспекта:
Автор(ы): — Гаязова Гульнара Гарифулловна
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ «Куянковская ОПСШ» Параньгинского района Республики Марий Эл
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — программа
Краткое описание ресурса: — Курс «Культура речи» разработан для учащихся 9 класса, рассчитан на 14 часов
Программа элективного курса
для учащихся 9 класса
«Культура речи»
Пояснительная записка
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. В современном мире работник любой отрасли должен владеть навыками связного выражения мыслей в различных ситуациях. Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата .
На занятиях элективного курса «Культура речи» дети освоят то, что нужно и важно в жизни каждого человека: уметь слушать и говорить так, чтобы слушали, уметь оценить свою речь, беречь русский язык, ценить его красоту и богатство.
В технологии проведения занятий присутствуют лекции, практические занятия, этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Формой итогового контроля служит сочинение-эссе.
Курс «Культура речи» разработан для учащихся 9 класса, рассчитан на 14 часов
Цель:
-научить школьников логически верно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения
Задачи:
-ознакомить с критериями «хорошей речи»;
-глубже изучить изобразительно-выразительные средства языка;
-развивать интерес к творчеству;
-совершенствовать навыки выразительного чтения;
-развивать коммуникативные способности, умение строить тексты разных жанров и стилей
Виды практической деятельности учащихся:
- анализ текстов разных типов и стилей;
- совершенствование содержания текстов через редактирование;
- составление текстов с опорой на полученные знания;
- создание речевых ситуаций с целью употребления формул этикета;
- стилистический анализ текстов
- ответы на задания теста, анкеты.
Учебно-тематический план.
№
Содержание
Организация учебной работы
Количество часов
1
Введение. Основные качества «хорошей» речи.
Обзорная лекция
1 ч
2
Устная и письменная речь. Требования к данным видам речи.
Лекция
1 ч
3
Диалогическая и монологическая речь.
Лекция
1ч
4
Диалог и монолог.
Практическое занятие
1 ч
5
Речевые недостатки и способы их устранения.
Лекция
1ч
6
Восстановление деформированного текста. Редактирование.
Практическое занятие
1 ч
7
Стили речи.
Лекция
2 ч
8
Тропы и стилистические фигуры.
Лекция
2 ч
9
Анализ текста. Нахождение и определение изобразительно-выразительных средств.
Самостоятельная работа с текстом
2 ч
10
Усиление выразительности текста.
Практическое занятие
2 ч
11
Речевой этикет
Лекция
2ч
12
Итоговое занятие. Какие требования ставят к «хорошей» речи?
Сочинение-эссе
1 ч
Всего
17ч
Анкета:
1. Правильно ли ты выбрал курс?
2. Что нового узнал на этих курсах?
3. Соответствует ли курс твоим способностям и интересам?
4. Сможешь ли ты построить текст заданного стиля, используя характерные для этого стиля языковые средства?
5. Пригодятся ли полученные навыки и умения в твоей будущей профессии?
Учащиеся должны научиться:
- строить диалогическую и монологическую речь;
- строить устные и письменные высказывания с учетом норм литературного языка;
-создавать тексты разных типов и стилей;
- редактировать текст;
- употреблять словоформы разных частей речи в соответствии с этическими нормами;
- правильно интонировать коммуникативные единицы языка;
- пользоваться различными лингвистическими и толковыми словарями.
Литература.
ü Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. Проф. Максимова В.И. – М. : Гардарики 2000.
ü Борисковская Е.Н. Русский язык. Литература. Пособие для старшеклассников и абитуриентов – М.: ЗАО «Славянский дом книги». 2003.
ü Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
ü Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. — СПб., 2000.
ü Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.: Просвещение 1989.
ü Колесов В.В.. Культура речи — культура поведения. — Л.,1988.
ü Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
ü Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. — М., 1989.
ü Львова С.И.. Язык в речевом общении. — М., 1991.
ü Петрянкина Е.И. Функционально-семантический аспект интонации. — М., 1988.
ü Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?-М.,1980.
ü Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
ü Скворцов Л.И. Что угрожает литературному языку?//Русский язык в школе. – 1994, N5.
Файлы: Программа элективного курса.doc
Размер файла: 47616 байт.