Автор конспекта:
Автор(ы): — Гаязова Гульнара Гарифулловна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ «Куянковская ОПСШ» Параньгинского района Республики Марий Эл

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: — Курс «Культура речи» разработан для учащихся 9 класса, рассчитан на 14 часов

Программа элективного курса



для учащихся 9 класса

«Культура речи»

Пояснительная записка

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. В современном мире работник любой отрасли должен владеть навыками связного выражения мыслей в различных ситуациях. Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата .

На занятиях элективного курса «Культура речи» дети освоят то, что нужно и важно в жизни каждого человека: уметь слушать и говорить так, чтобы слушали, уметь оценить свою речь, беречь русский язык, ценить его красоту и богатство.

В технологии проведения занятий присутствуют лекции, практические занятия, этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Формой итогового контроля служит сочинение-эссе.

Курс «Культура речи» разработан для учащихся 9 класса, рассчитан на 14 часов

Цель:

-научить школьников логически верно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения

Задачи:

-ознакомить с критериями «хорошей речи»;

-глубже изучить изобразительно-выразительные средства языка;

-развивать интерес к творчеству;

-совершенствовать навыки выразительного чтения;

-развивать коммуникативные способности, умение строить тексты разных жанров и стилей

Виды практической деятельности учащихся:

- анализ текстов разных типов и стилей;

- совершенствование содержания текстов через редактирование;

- составление текстов с опорой на полученные знания;

- создание речевых ситуаций с целью употребления формул этикета;

- стилистический анализ текстов

- ответы на задания теста, анкеты.

Учебно-тематический план.

Содержание

Организация учебной работы

Количество часов

1

Введение. Основные качества «хорошей» речи.

Обзорная лекция

1 ч

2

Устная и письменная речь. Требования к данным видам речи.

Лекция

1 ч

3

Диалогическая и монологическая речь.

Лекция

4

Диалог и монолог.

Практическое занятие

1 ч

5

Речевые недостатки и способы их устранения.

Лекция

6

Восстановление деформированного текста. Редактирование.

Практическое занятие

1 ч

7

Стили речи.

Лекция

2 ч

8

Тропы и стилистические фигуры.

Лекция

2 ч

9

Анализ текста. Нахождение и определение изобразительно-выразительных средств.

Самостоятельная работа с текстом

2 ч

10

Усиление выразительности текста.

Практическое занятие

2 ч

11

Речевой этикет

Лекция

12

Итоговое занятие. Какие требования ставят к «хорошей» речи?

Сочинение-эссе

1 ч

Всего

17ч

Анкета:

1. Правильно ли ты выбрал курс?

2. Что нового узнал на этих курсах?

3. Соответствует ли курс твоим способностям и интересам?

4. Сможешь ли ты построить текст заданного стиля, используя характерные для этого стиля языковые средства?

5. Пригодятся ли полученные навыки и умения в твоей будущей профессии?

Учащиеся должны научиться:

- строить диалогическую и монологическую речь;

- строить устные и письменные высказывания с учетом норм литературного языка;

-создавать тексты разных типов и стилей;

- редактировать текст;

- употреблять словоформы разных частей речи в соответствии с этическими нормами;

- правильно интонировать коммуникативные единицы языка;

- пользоваться различными лингвистическими и толковыми словарями.

Литература.

ü Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. Проф. Максимова В.И. – М. : Гардарики 2000.

ü Борисковская Е.Н. Русский язык. Литература. Пособие для старшеклассников и абитуриентов – М.: ЗАО «Славянский дом книги». 2003.

ü Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

ü Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. — СПб., 2000.

ü Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.: Просвещение 1989.

ü Колесов В.В.. Культура речи — культура поведения. — Л.,1988.

ü Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.

ü Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. — М., 1989.

ü Львова С.И.. Язык в речевом общении. — М., 1991.

ü Петрянкина Е.И. Функционально-семантический аспект интонации. — М., 1988.

ü Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?-М.,1980.

ü Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.

ü Скворцов Л.И. Что угрожает литературному языку?//Русский язык в школе. – 1994, N5.

Файлы: Программа элективного курса.doc
Размер файла: 47616 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология