Автор конспекта:
Автор(ы): — Косова Елена Федоровна
Место работы, должность: —
МБОУ лицей "МОК № 2"
Регион: — Воронежская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: — Иная категория
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: —
Употребление местоимений в речи
Урок русского языка в 10 классе «Употребление местоимений в речи» http://yadi.sk/d/SYtCpxQF3y89o
Задачи образовательные:
- повторение и синтез ранее усвоенного материала по теме «Местоимение» (умение находить местоимения в тексте; определять их грамматические признаки; ставить знаки препинания в СПП при употреблении относительных местоимений);
Задачи развивающие :
- развитие умения работать со словом, самостоятельности, критического мышления, настойчивости; формирование представления о роли и употреблении местоимений «ты» и «вы» в речевом этикете; развитие навыков грамотного культурного общения;
Задачи воспитательные:
- воспитывать патриотизм , уважение к национальным традициям, вежливость, тактичность, культуру речевого общения, бережное отношение к слову
Метапредметные УУД.
Личностные УУД:
Когнитивный компонент: знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация; ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.
Ценностный и эмоциональный компонент:уважение к истории; эмоционально-положительное приятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам мира и приятие их межэтнической толерантности; уважение к личности и ее достоинству; потребность в самовыражении; позитивная моральная самооценка.
Деятельностный компонент: готовность и способность к участию в школьном самоуправлении; устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные УУД:
Должен научиться целеполаганию, включая постановку новой цели.
Комуникативные УУД:
Должен научиться формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать , координировать ее; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологичное высказывание.
Ход урока.
I. Организационный этап.
1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Взаимное приветствие.
3.Визуальный контроль готовности к уроку.
II.Фронтальный опрос:
Прокомментируйте термин «Местоимение».
- Вместо каких частей речи употребляется местоимение?
- Можно ли по вопросу опознать эту часть речи?
- Назовите разряды местоимений.
( В русском языке существует специальная часть речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имен. Речь идет о местоимении. Но замена эта неполная: ведь местоимение только указывает на предмет, признак, не называя их. Поэтому каждое местоимение загадка, за ним может скрываться множество слов. ОН – это и папа, и дядя, и мост и т.д. Такой – это и яркий, и быстрый, и кислый.)
III.Проверка домашнего задания
Давайте обратимся к высказыванию А.А. Реформатского о местоимении как части речи( упр.251, учебное пособие «Русский язык» Дейкина , Пахнова) (Слайд)
«Местоименные слова в языках независимо от их употребления – слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений обесценено, как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота».
Сообщение темы и целей урока.
Согласитесь, это высказывание, безусловно, верное, но все-таки как-то обидно за местоимения. Давайте постараемся, конечно же, не поспорить с выдающимся лингвистом, а вступить с ним в диалог, постараться развить его мысль и доказать, что местоимение – очень важная часть речи, более т ого, эта часть речи может многое рассказать о нас самих как о народе, об особенностях нашей национальной психологии, русском национальном характере, менталитете.
Словарная работа.
- В каком словаре мы можем найти значение слова «менталитет»? (поиск) (Слайд)
Сегодня мы попробуем прикоснуться к тайне местоимений, а для этого нужно повторить и обобщить наши знания об этой части речи.
III. Тренинг. Тестирование. Записываем ответы в тетрадь, при проверке исправляем.(Слайды)
Параллельно проводится взаимопроверка по другому тесту. (Слайд)
Урок мы проведем в форме популярного телевизионного жанра – ток-шоу.
IY. Этап всесторонней проверки знаний
Лексическая работа (Слайд)
- Каково, по-вашему, происхождение этого слова – ток-шоу? Из какого языка оно к нам пришло?
Ток – англ. Talk«разговор, разговаривать, беседа»
Шоу – англ. Show«показывать, смотреть»
Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:
Шоу 1. Яркое эстрадное представление. 2. Нечто показное. Рассчитанное на шумный внешний эффект.
Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным и познавательным. Итак…
- Коммуникативная ситуация.(Слайд)
-Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила.
- Первая группа — АКТЕРЫ
Следующий диалог разыгрывается двумя учениками:
У кассы.
-Ты, послушай, дай билет!
-Ваше вежливое слово?
-У меня такого нет.
-Ах, у Вас такого нет?
Не получите билет!
В этом диалоге, как вы заметили, не соблюдены правила этикета
Словарная работа (Этикет — принятый порядок поведения ).
Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет.
- Вопрос классу: какие правила нарушил покупатель билета? (Обратился на «ты» к малознакомому человеку; кроме того, местоимение ты не может выступать в роли обращения).
Сообщение учителя
Способов передавать в речи этикетные значения очень много. Удивительно многообразны этикетные знаки в речи разных народов. В некоторых языках они различаются в зависимости от того, кто и к кому обращается. Так, в языке народов урду( наиболее распространенный язык на полуострове Индостан) одни местоимения служат для обращения вообще, другие – для обращения к мужчинам, третьи — к женщинам.
Во многих языках, чтобы передать этикетное содержание, применяют замену одной формы лица другой, своеобразное строение предложений. В Швеции и Польше считается недостаточно вежливым обращаться к чужим на «Вы», для этого используется форма третьего лица, например:
«Не хочет ли доктор мне помочь?»
«Можно ли проводить пани?»
«Что госпожа хочет?»
Но если бы мы собрали все этикетные средства известных нам языков и сравнили их между собой, то, наверное, узнали бы, что одна из самых важных для этикета частей речи – это местоимение.
Психолог и языковед А,А, Леонтьев, отмечая особую роль личных местоимений, говорит, что местоимение – «крохотное зеркало, в котором отражается система общественных отношений».
Сравнительный анализ употребления личных местоимений в русском и английском языке:
- Проблемный вопрос:Что может рассказать местоимение о менталитете народа?
- Запишите любое предложение с местоимением «я» на русском и английском языках.
Сегодняярановстал.
Can I drink a cup of tea?
В чем разница?( Заглавная буква в англ.) Согласитесь, что мы были бы другим народом, если бы писали так. Как эта особенность раскрывает наш национальный характер?. Англичане пишут о себе с большой буквы. Это как-то характеризует и англичан и нас. Как? Подчеркнутое чувство собственного достоинства и самоуважение, а может быть, завышенная самооценка у англичан. А с другой стороны – скромность, а может быть, самоуничижение и недостаточное чувство собственного достоинства у нас.
Видите, какие полярные свойства русского национального характера мы определили (широта по Достоевскому), а помог нам в раскрытии загадки нас самих наш язык.
Вывод 1: Язык помогает понять душу народа, природу национального характера, рассказывает о философии и мировосприятии нации.
В русском языке личных местоимений немного, но их роль в речевом этикете очень важна. Особенно важен выбор между «ты» и «вы».
- Как связаны этикет и речь? Итак, послушаем наших гостей.
- Устный индивидуальный опросгруппы «Местоимения и этикет»
- Когда и кому мы обращаемся в речевом этикете на «вы»?
(ВЫ вместо ТЫ в обращении к одному у русских появилось сравнительно недавно -18 век. Такое «вы» закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян. До этого «ты» само по себе этикетного значения не имело Но в сравнении с «вы» оно приобрело значение близости. А в общении людей неблизких стало выражать социальное неравенство, обращение сверху вниз. «Ты» говорили простолюдинам, слугам. НАПРИМЕР, В 19 ВЕКЕ ЖЕНЫ КУПЦОВ НЕРЕДКО ОБРАЩАЛИСЬ К МУЖЬЯМ НА «ВЫ», СЛЫША ОТВЕТНОЕ «ТЫ». Вы закрепилось в основном для тех случаев, в которых принято было обращаться по имени и отчеству. Но полного совпадения не произошло. В романе «Евгений Онегин» Татьяна Ларина пишет письмо человеку, которого любит, обращаясь к нему на «вы». Тихон Кабанов в драме «Гроза» называет свою маменьку на «вы».)
В целом нет правил, когда и при каких обстоятельствах можно переходить на «ты». Это полностью зависит от характера людей, а может быть, и от обстановки.
АКТЕРЫ
Чтение стихотворения Пушкина «Ты и Вы»
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
Вопрос: И все же когда и к кому можно обращаться на «ты»?
(Форма обращения на ты говорит о более близких отношениях с человеком. Ты обозначает уважение, возникшее к кому-нибудь на почве товарищества, дружбы или любви.
Таким образом, нужно быть , по существу таким же вежливым, как и при обращении на вы.
Те, кто в пылу ссоры переходят с вы на ты, стараясь тем самым унизить противника, показывают только невоспитанность и невыдержанность.
У нас принято, что члены семьи и близкие родственники между собой на ты. Часто на ты обращаются сотрудники, коллеги, друзья.
Естественно, что дети говорят друг другу ты. Обычно к чужим детям обращаются на вы с 14 лет, т.е. с момента , когда они, получив паспорт, признаются ответственными за свои поступки.)
- Работа Группы социологов
Социологический опрос:Как, по-вашему, должны обращаться учителя к детям – на «ты» или на «вы»? Подведение итогов опроса.
Беседа по предварительному заданию
- Работа Группы « Исследователи литературных текстов».
Устный опроспо предварительному заданию
Давайте приведем примеры из художественной литературы, где бы герои обращались друг к другу на « ты»
Ода «Бог» Г.Р. Державина
«Петр Первый»(кн. 1, гл.3, ч.9) А. Н. Толстого.
Сказки Пушкина
Вывод: на « ты» обращаются также к Богу и царю
Вопрос группе:
- Как вы думаете, почему? (особая форма доверия . как к Отцу)
Итак, сделаем вывод: как же связаны между собой этикет и употребление местоимений?
Вывод 2. Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения;
Слово учителя:
— Умение правильно употреблять местоимение – очень важное умение. И сейчас вы в этом еще раз убедитесь. Приглашаю наших очередных гостей. Послушаем их рассказ, попытаемся понять.
Актеры
Ученик. Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им — раз! Они ей – раз!
Но тут как раз ее он спас,
Ведь он был с нею заодно…
Ученица. Нет, видно я еще мала:
Я ничего не поняла!
— Ребята, разве причина непонимания между одноклассниками ? В возрасте? В чем же?
Вывод 3. Неправильное употребление местоимений делает высказывание смешным и непонятным. Местоимения должны уместно замещать другие части речи.
Взаимный контроль– работа в парах
Комплексный анализ текста
Я люблю ходить вдвоем
В поле, в лес, на водоем.
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь…
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Крикнуть некому: «Постой!»
Я один: мне красотой
Поделиться не с кем.
Задание для пар:
Составить вопросы для комплексного анализа текста, акцентируя внимание на том, какие местоимения и для чего употребляются в тексте. С помощью этих вопросов сформулировать основную идею стихотворения.
(Например:
— Какие местоимения преобладают в стихотворении? Какую тональность они придают ему?
(Грустную, печальную; повтор личного местоимения я и использование отрицательных и неопределенного местоимений подчеркивают одиночество лирического героя. Но вместе с тем стихотворение легкое, ритмичное.
Какие синтаксические особенности позволяют этого достигнуть?
(Предложения простые, короткие; использование однородных членов, связанных бес союзов, интонацией перечисления; союзные конструкции не…, а… и т. д.)
— А еще выразительность достигается с помощью рифм. Какие рифмы кажутся вам наиболее вам наиболее выразительными, интересными? На основании какого фонетического явления стала возможной рифма путь – с кем-нибудь?
Вывод 4. Умелое использование местоимений может придать нужную тональность речи, создать определенное настроение
Словарный диктант «Проверь себя» (самопроверкапо слайду)
Кое-кто кое с кем повздорил кое из-за чего, и кое-кому пришлось возвращаться домой с кое-какими порванными вещами и кое- чем под глазами.
Ни о чем не догадаться; ни за что не догадаться; ругаться не за что; говорить не о чем; незачем спрашивать, не за что спрятаться; незачем беспокоиться; неоткуда позвонить.
- Вопрос: Какие слова здесь лишние? (незачем, неоткуда)
Использование здоровьесберегающих технологий. Гимнастика для глаз.
- Проверка задания группы «Редакторы» (Индивидуальный контроль)
Редактирование предложений
— Редакторы нашего ток-шоу приготовили предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Нас просят устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок.
Вывод 6. При правильном употреблении местоимений устанавливается тесная связь между предложениями.
Игровой момент
Шутке – минутка: делаем рекламную паузу, отвечаем на вопросы-шутки.
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)
2. Какое местоимение, если его прочитать наоборот станет союзом? (Он – но.)
3. Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (Те-сто.)
4. Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам.)
5. Какие два личных местоимения портят дороги? (Я-мы.)
6. Какой газ отрицает личное местоимение? (Не-он.)
7. К какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы-года.)
YII.Обобщение, подведение итогов
Рефлексия
Каждый из вас сейчас постарается найти подходящие слова для того, чтобы сформулировать свои ощущения от урока в форме синквейна – пятистишия, которое строится по определённой форме (слайд). Темы для синквейна – ключевые слова сегодняшнего урока
Домашнее задание
Первыйуровень: сочинение на лингвистическую тему «Зачем в языке нужны местоимения?»
Второйуровень: прослушать лекцию профессора С.Г. Тер — Минасовой с использованием Интернет-ресурсов, законспектировать тезисы лекции.
Фамилия, имя ______________________________________
Виды работы
Оценка
Тестирование
Словарный диктант
Работа на уроке
Оценка за урок____________
Файлы: Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.ppt
Размер файла: 52736 байт.