Автор конспекта:
Автор(ы): — Понамарёва Наталья Алексеевна
Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №6 с углубленным изучением отдельных предметов», учитель начальных классов
Регион: — Алтайский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
— создать условия для наблюдения над словами с непроизносимыми согласными и для выявления способа проверки этих слов;
— учить видеть данную орфограмму в словах;
— формировать у учащихся учебно-организационные умения: определять цель, планировать, контролировать свою
деятельность;
— воспитывать внимательное отношение к слову.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
Иванов Русский язык 3 класс
Используемое оборудование: —
карточки со словами для наблюдения, карточки с текстом и тестом, алгоритм проверки непроизносимых согласных
Краткое описание: — План-конспект урока русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"
Ход урока:
Дети садятся и закрывают глаза, слушают учителя, и последнее слово каждой фразы говорят хором.
У: На уроке ваши глаза внимательно смотрят и всё…
Д: видят.
У: Уши внимательно слушают и всё…
Д: слышат.
У: Голова хорошо…
Д: думает.
— Итак, начинаем урок русского языка. Какие основные учебные умения помогут на уроке? (умение слушать, слышать, думать).
вывешиваю условные знаки
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
— С чего начнём работу? (с каллиграфической минутки)
— С какой целью мы её проводим? (чтобы учиться писать красиво, учить себя)
на доске в четыре столбика записаны буквы
б к х у
в д т д
з с и в
л п л з
— Рассмотрите внимательно буквы и в каждом столбике найдите «лишнюю» по написанию. (1ст. – л, 2ст. – д, 3ст. – т, 4ст. – в)
— Почему именно эти буквы в каллиграфической минутке? (с ними как-то связана тема сегодняшнего урока)
тл дв
— Что общего? (это буквы согласных звуков)
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о согласных)
— Какую единицу речи образуют согласные вместе с гласными? (слово)
на доске пишу: «Слова с … согласными»
— Что ещё необходимо уточнить в теме? (с какими согласными)
— Правописание каких согласных мы уже рассматривали? (парных, двойных)
Проблема!
Выяснить, какие это согласные
— Когда вы утром заходите в класс, вы приветствуете всех словом…
ЗДРАВСТВУЙТЕ
-Я надеюсь, что сегодня будет ярко светить осеннее…
СОЛНЦЕ
— И у вас на… СЕРДЦЕ
никогда не будет… ГРУСТНО.
выделенные слова на карточках на доске
— Произнесите эти слова по очереди. Что вы заметили? (не все согласные в середине слова произносятся).
— Какие согласные не произносятся, а буквы пишутся? ( В, Л, Д, Т)
записываю на доске
— Почему же тогда пишем эти буквы? (есть родственные слова, в которых эти согласные звуки произносятся, а мы знаем, что корни родственных слов пишутся одинаково; например, сердечко, грусть и т.д.)
— В какой части слова находятся согласные? (в корне, выделяем корень)
— О каких же согласных идёт речь сегодня на уроке? (о непроизносимых)
— Какова тема урока? (слова с непроизносимыми согласными)
— Какие вопросы зададим к теме? (что я знаю, что я не знаю)
Я ЗНАЮ Я НЕ ЗНАЮ
Непроизносимые согласные Можно ли их проверить?
В, Д, Л, Т Если можно, то как? (алгоритм)
— Как вы думаете, можно ли проверить непроизносимые согласные?
— Как? (надо поставить в сильную позицию)
— Какая позиция будет сильной для слов с непроизносимыми согласными? (та, где все звуки произносятся чётко)
— Давайте проверим наш вывод. Подберите к данным словам проверочные слова.
Дети записывают в тетради и на доске
здоровье — здравствуйте
сердечко – сердце
солнышко – солнце
грусть – грустно
— А теперь давайте сравним наш вывод с выводом учебника. Откройте учебник на странице 116 и прочитайте вывод.
— Мнения совпали?
— А теперь поработаем в группах. Вы попробуете составить и записать алгоритм проверки непроизносимых согласных. Какие правила работы в группе вам понадобятся?
Работают в группах, обсуждаем алгоритмы и приходим к единому.
— Зачем нужен этот алгоритм? (чтобы правильно писать слова)
1. Работа с текстом.
— У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание.
Прочитай текст. Спиши только те предложения, в которых встречаются слова с непроизносимыми согласными.
Наступил весёлый праздник. Стоит хорошая погода. Счастливые и радостные люди улыбаются друг другу. Всем весело.
выполняют задание самостоятельно
— Какие предложения вы выписали?
— Найдите слова с непроизносимыми согласными (праздник, счастливые, радостные). Подчеркните эти слова.
— Что можете сказать об этих словах? (в них одинаковая орфограмма)
2. Работа со словарным словом.
— Какое слово «лишнее»? Почему?
(праздник – сущ., непроверяемая орфограмма)
— Написание этого слова надо запомнить. Запишите его.
учащиеся записывают слово, обозначают ударение, безударную гласную, выделяют корень, зачитывают из этимологического словаря статью
— Слово «праздник» заимствовано из старо-славянского языка. Праздник буквально – «день, не занятый делами, свободный от работы».
— Подберите и запишите родственные слова, выделите корень (праздничный, отпраздновать). Я записываю на доске.
— Что можно сказать о написании корня в этих словах? (одинаково)
3. Работа в парах с остальными словами.
— А теперь поработаем с остальными словами в парах. Какое задание вы можете предложить? (среди слов, записанных на карточке, найти проверочные, доказать свой выбор)
— Что вам поможет? (алгоритм, мнение товарища)
счастливо радоваться
счастливые счастье радостные радость
осчастливить радостно
работа в парах
— Проверяем. Назовите проверочное слово к слову «счастливые», «радостные».
— Почему вы решили, что эти слова являются проверочными?
— Что вам помогло при выполнении этого задания?
— Подведём итог урока. Вернёмся к целям. Какое открытие мы сегодня сделали?
— Можем ли сегодня поставить цель на следующий урок? Какую?
— Спасибо за урок. Я довольна вашей работой, вашими оригинальными ответами.
— Кто может сказать, что его глаза внимательно смотрели и всё видели, уши всё слышали, а голова хорошо думала?
самооценка учащихся
Файлы: _2__19338.doc
Размер файла: 81408 байт.