Автор конспекта:
Автор(ы): — Понамарёва Наталья Алексеевна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №6 с углубленным изучением отдельных предметов», учитель начальных классов

Регион: — Алтайский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

— создать условия для наблюдения над словами с непроизносимыми согласными и для выявления способа проверки этих слов;

— учить видеть данную орфограмму в словах;

— формировать у учащихся учебно-организационные умения: определять цель, планировать, контролировать свою

деятельность;

— воспитывать внимательное отношение к слову.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Иванов Русский язык 3 класс

Используемое оборудование: —

карточки со словами для наблюдения, карточки с текстом и тестом, алгоритм проверки непроизносимых согласных

Краткое описание: — План-конспект урока русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"

Ход урока:

  • Психологический настрой.
  • Дети садятся и закрывают глаза, слушают учителя, и последнее слово каждой фразы говорят хором.

    У: На уроке ваши глаза внимательно смотрят и всё…

    Д: видят.

    У: Уши внимательно слушают и всё…

    Д: слышат.

    У: Голова хорошо…

    Д: думает.

    — Итак, начинаем урок русского языка. Какие основные учебные умения помогут на уроке? (умение слушать, слышать, думать).

    вывешиваю условные знаки

  • Каллиграфическая минутка.
  • — Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    — С чего начнём работу? (с каллиграфической минутки)

    — С какой целью мы её проводим? (чтобы учиться писать красиво, учить себя)

    на доске в четыре столбика записаны буквы

    б к х у

    в д т д

    з с и в

    л п л з

    — Рассмотрите внимательно буквы и в каждом столбике найдите «лишнюю» по написанию. (1ст. – л, 2ст. – д, 3ст. – т, 4ст. – в)

    — Почему именно эти буквы в каллиграфической минутке? (с ними как-то связана тема сегодняшнего урока)

    тл дв

    — Что общего? (это буквы согласных звуков)

  • Ввод в тему.
  • — Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о согласных)

    — Какую единицу речи образуют согласные вместе с гласными? (слово)

    на доске пишу: «Слова с … согласными»

    — Что ещё необходимо уточнить в теме? (с какими согласными)

    — Правописание каких согласных мы уже рассматривали? (парных, двойных)

    Проблема!

    Выяснить, какие это согласные

    — Когда вы утром заходите в класс, вы приветствуете всех словом…

    ЗДРАВСТВУЙТЕ

    -Я надеюсь, что сегодня будет ярко светить осеннее…

    СОЛНЦЕ

    — И у вас на… СЕРДЦЕ

    никогда не будет… ГРУСТНО.

    выделенные слова на карточках на доске

    — Произнесите эти слова по очереди. Что вы заметили? (не все согласные в середине слова произносятся).

    — Какие согласные не произносятся, а буквы пишутся? ( В, Л, Д, Т)

    записываю на доске

    — Почему же тогда пишем эти буквы? (есть родственные слова, в которых эти согласные звуки произносятся, а мы знаем, что корни родственных слов пишутся одинаково; например, сердечко, грусть и т.д.)

    — В какой части слова находятся согласные? (в корне, выделяем корень)

    — О каких же согласных идёт речь сегодня на уроке? (о непроизносимых)

  • Тема и целеполагание.
  • — Какова тема урока? (слова с непроизносимыми согласными)

    — Какие вопросы зададим к теме? (что я знаю, что я не знаю)

    Я ЗНАЮ Я НЕ ЗНАЮ

    Непроизносимые согласные Можно ли их проверить?

    В, Д, Л, Т Если можно, то как? (алгоритм)

  • Выявление способа проверки.
  • — Как вы думаете, можно ли проверить непроизносимые согласные?

    — Как? (надо поставить в сильную позицию)

    — Какая позиция будет сильной для слов с непроизносимыми согласными? (та, где все звуки произносятся чётко)

    — Давайте проверим наш вывод. Подберите к данным словам проверочные слова.

    Дети записывают в тетради и на доске

    здоровье — здравствуйте

    сердечко – сердце

    солнышко – солнце

    грусть – грустно

    — А теперь давайте сравним наш вывод с выводом учебника. Откройте учебник на странице 116 и прочитайте вывод.

    — Мнения совпали?

  • Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных.
  • — А теперь поработаем в группах. Вы попробуете составить и записать алгоритм проверки непроизносимых согласных. Какие правила работы в группе вам понадобятся?

    Работают в группах, обсуждаем алгоритмы и приходим к единому.

  • Произношу слово.
  • Есть ли опасное место?
  • Если есть, то подбираю однокоренное слово, в котором все звуки произносятся чётко.
  • Сравниваю слова.
  • Пишу слово.
  • Контролирую.
  • — Зачем нужен этот алгоритм? (чтобы правильно писать слова)

  • Закрепление.
  • 1. Работа с текстом.

    — У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание.

    Прочитай текст. Спиши только те предложения, в которых встречаются слова с непроизносимыми согласными.

    Наступил весёлый праздник. Стоит хорошая погода. Счастливые и радостные люди улыбаются друг другу. Всем весело.

    выполняют задание самостоятельно

    — Какие предложения вы выписали?

    — Найдите слова с непроизносимыми согласными (праздник, счастливые, радостные). Подчеркните эти слова.

    — Что можете сказать об этих словах? (в них одинаковая орфограмма)

    2. Работа со словарным словом.

    — Какое слово «лишнее»? Почему?

    (праздник – сущ., непроверяемая орфограмма)

    — Написание этого слова надо запомнить. Запишите его.

    учащиеся записывают слово, обозначают ударение, безударную гласную, выделяют корень, зачитывают из этимологического словаря статью

    — Слово «праздник» заимствовано из старо-славянского языка. Праздник буквально – «день, не занятый делами, свободный от работы».

    — Подберите и запишите родственные слова, выделите корень (праздничный, отпраздновать). Я записываю на доске.

    — Что можно сказать о написании корня в этих словах? (одинаково)

    3. Работа в парах с остальными словами.

    — А теперь поработаем с остальными словами в парах. Какое задание вы можете предложить? (среди слов, записанных на карточке, найти проверочные, доказать свой выбор)

    — Что вам поможет? (алгоритм, мнение товарища)

    счастливо радоваться

    счастливые счастье радостные радость

    осчастливить радостно

    работа в парах

    — Проверяем. Назовите проверочное слово к слову «счастливые», «радостные».

    — Почему вы решили, что эти слова являются проверочными?

    — Что вам помогло при выполнении этого задания?

  • Итог урока.
  • — Подведём итог урока. Вернёмся к целям. Какое открытие мы сегодня сделали?

    — Можем ли сегодня поставить цель на следующий урок? Какую?

    — Спасибо за урок. Я довольна вашей работой, вашими оригинальными ответами.

    — Кто может сказать, что его глаза внимательно смотрели и всё видели, уши всё слышали, а голова хорошо думала?

    самооценка учащихся

    Файлы: _2__19338.doc
    Размер файла: 81408 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология