Автор конспекта:
Автор(ы): — Науман Ольга Николаевна

Место работы, должность: — МОУ Светлолобовская СОШ № 6 имя героя России Мудрова М.И. Учитель русского языка и литературы

Регион: — Красноярский околица

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее основание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 группа

Предмет(ы): — Русский ква

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Используемое оборудование: —

Индивидуальные карточки, карточки ради коллективный работы, мяч, компьютер, экран, проектор.

Краткое описание: — В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами поперед до свидания дойдём.

Предмет:Русский язык. — Класс: 5. — Раздел: Лексика. — Тема: Синонимы и антонимы в речи.
Цели урока:
обучающие –Формировать квалифицированность и навыки по теме «Антонимы»; — Формировать квалифицированность и навыки по теме «Синонимы»;
Формировать квалифицированность работы с компьютером; — развивающие – развивать навык самостоятельной работы;
развивать монологическую полуслова учащихся;
развиватьлогическое мышление;
воспитывающие – воспитывать любознательность, пристрастие к познаниям;
воспитывать филиа к родному языку.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: закрепление знаний и учреждение умений и навыков.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки ради коллективный работы, компьютеры, экран, проектор, мяч.
План урока
Перед уроком ребятишки делятся на 2 команды по 6 человека. В каждой команде выбирается эксперт, тот неужто другой в ходе занятия возможно воспользоваться словарём синонимов неужто антонимов. На столах заранее разложены словари, карточки необходимыедля занятия.
I Организационный момент
Русский ква в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, способен и вместителен.
А. И. Куприн Презентация. Слайд 1. — II Сообщение темы занятия.
— Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное круиз по стране слов. Презентация. Слайд 2. Она огромна. В ней ворох городов. В некоторых городах мы ранее побывали. Чтобы узнать, в какие города мы сегодняшнее отправимся, желательно отгадать кроссворд.
У каждой команды своё задание. Вамнадо продолжить пословицу и слово-продолжениевписать в клеточки кроссворда.(Приложение №1).
Задание ради 1 команды.

с
п
а
т
ь
— — о
т
к
л
и
к
н
е
т
с
я

т
о
н
е
т
— — с
л
а
д
о
к

о
д
н
о
г
о
б
е
р
е
г
и
— — м
а
ч
е
х
а
с
с
о
р
ы

— — — — — — — — — — Задание ради 2 команды.


с
п
а
т
ь
— — о
т
к
л
и
к
н
е
т
с
я


т
о
н
е
т
с
л
а
д
о
к
— — о
д
н
о
г
о
— — б
е
р
е
г
и
— — м
а
ч
е
х
а
с
с
о
р
ы

— — — — — — Учитель зачитывает пословицы, ребятишки заканчивают их, общаясь в команде.
— 1. Кто хочет без счета знать, тому приходится незаметно …….(СПАТЬ)
2. Как аукнется, действительно и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ)
3. Правда в огне не горити в воде не …….(ТОНЕТ)
4. Корень учения горек, ну коробочка его …….(СЛАДОК)
5. Один за всех и все за ……. (ОДНОГО)
6. Нет друга – ищи, ну нашёл- …….. (БЕРЕГИ)
7. Родная стан – мать, ну чужая — ………(МАЧЕХА)
8. Худой покой унее доброй ………(ССОРЫ)
— Прочитайте, какое словеса у вам получилось по вертикали.
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ)
— Сегодня подтема нашего занятия «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ» Презентация. Слайд 3
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами поперед до свидания дойдём.
III Путешествие в город Синонимов.
— Итак, круиз начинается. Презентация. Слайд 4
Вот мы в городе Синонимов. Презентация. Слайд 5

  • Для того, для того чтоб прогуляться по этому городу, каждой команде приходится выполнить своё задание. Каждый подражатель работает индивидуально. (Приложение №2)
  • А) Задание:
    У вам на листочке написаны слова, вам желательно подобрать как дозволено по большей части синонимов этого слова и записать их.
    (Каждый подражатель выполняет это оброк на отдельном листочке. Время работы – 2 минуты. Один неандерталец (эксперт) изо команды работает С словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).
    ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ
    nГрустно
    nКрасивый
    Б) Проверка.
    Сначала слова зачитывает команда, затем ученик, орудовавший С словарём, дополняет ответ.
    Грусно – минорно, меланхолично, постно, печально, заунывно, унывно, горестно, горько, невесело, плохо, скорбно, уныло, траурно, жалобно, тоскливо и др.
    Красивый – прекрасный, великолепный, живописный, картинный, блестящий, блистательный, роскошный, отличный, торжественный, замечательный, изысканный, легкий и др.
    — — Оказывается, у одного слова возможно быть без счета синонимов, ну кажинный изо них имеет свойский семасиологический оттенок.

  • На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти в него, нужно ответить на вопрос: “Какие слова называются синонимами?”
  • Во Дворце устроена выставка. Презентация. Слайд 6.
    Рассмотрите картины, к каким изо них дозволено сделать единым махом две подписи? (пользуясь интерактивной доской ребятишки подписывают картины)
    — ЛУНА – МЕСЯЦ СОБАКА – ПЁС ДОКТОР – ВРАЧ
    ЛОШАДЬ – КОНЬ БЕГЕМОТ – ГИППОПОТАМ
    — Продолжите фразу:
    — Полученные подписи – это слова — ……..(синонимы)
    — Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У сих слов нету синонимов)
    — Какой дозволено сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых чуток синонимов, но, в также время, есть слова, которые синонимов не имеют ).
    — Путешествие продолжается.Задание: (Приложение № 3)
    Необходимо найти в тексте синонимы и подчеркнуть их.
    Команды выполняют задание.
    Задание ради 1 команды.
    nЗябнет осинка,
    Дрожит на ветру,
    Стынет на солнышке,
    Мерзнет в жару.
    Задание ради 2 команды.
    nС веточки на веточку
    Прыгает, резвится,
    Ловкая, проворная,
    А не птица.
    Проверка.
    — Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
    — Какой до известной степени речи они являются?
    Задание обеим командам: подобрать синонимы.
    Старый (хлеб) –
    Старая (рубашка) –
    Старая (газета) –
    Старое (яйцо) –
    Проверка.
    Старый (хлеб) – черствый
    Старая (рубашка) – грязная
    Старая (газета) – вчерашняя
    Старое (яйцо) – тухлое
    Попробуйте сделать вывод:
    — Для чесо синонимы нужны речи?
    Путешествие по городу Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш фотодневник путешественника. Презентация. Слайд 7
    — Что такое синонимы?
    Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, ну близкие по значению.
    — Для чесо используют синонимы в речи?
    Благодаря использованию синонимовречь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
    В городе Антонимов
    Наш автобусик отправляется и круиз продолжается. Презентация. Слайд 8
    Вот мы подъехали к городу Антонимов. Презентация. Слайд 9
    Каждой команде по очереди задается загадка, ребятишки гласно договаривают ответ.

  • Отгадайте загадки.
  • Я антоним к слову "зной",
    Я в реке, в тени густой,
    И в бутылках лимонада,
    А зовут меня …? (прохлада)
    Я антоним к слову "лето",
    В шубку снежную одета,
    Хоть люблю мороз сама,
    Потому что я …? (зима.)
    Я антоним к слову "смех".
    Не от радости, утех,
    Я бываю поневоле
    И от счастья, и от боли,
    От обиды, неудач.
    Догадались? — Это … (плач).
    Я антоним шума, стука.
    Без меня вам ночью мука.
    И на уроках я нужна,
    А называюсь … (тишина).
    — -Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
    — Минус – плюс, пал – вода,
    Дерзкий – осторожный…
    Все антонимы всегда
    Противоположны.

  • Сыграем в игру «Противоположные слова»
  • Учитель бросает мячик ребёнку, называя слово. Ученик – называет антоним этого слова.
    1 команда
    Враг – друг, озноб – жара.
    — К тот неужто другой части речи относятся данное слова?
    2 команда
    Старый – новый, надутый – добрый.
    — А сии слова, тот неужто другой части речи?
    1 команда
    Бездельничать – работать, огорчаться – радоваться.
    — Какой до известной степени речи являются ваши слова?
    2 команда
    Далеко – близко, высоко – низко.
    — У одних антонимами были имена существительные, у других – глаголы, вам встретились с антонимами – прилагательными, ну вам достались антонимы – наречия. Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.
    Динамическая люфтпауза «Игра наоборот»
    1. Учитель поднимает руки наверх – ребятишки опускают вниз.
    2. Вперед – назад
    3. Вниз – вверх
    4. Назад – вперед
    5. Присел – подпрыгнул
    6. Подпрыгнул – присел
    Задание обеим командам: подобрать антонимы
    Худой (человек) – __________________,
    Худой (карман) – _________________,
    Близкий (путь) – _______________,
    Близкий (человек) – ___________________,
    Весёлый (праздник) – ________________,
    Весёлый (смех) – ________________,
    Высокий (голос) – __________________,
    Высокий (человек) – __________________.
    Проверка. (Дети по цепочке зачитывают словеса и антоним к нему, обосновывая свойский ответ.)
    Худой (человек) – толстый,
    Худой (карман) – целый,
    Близкий (путь) – далёкий,
    Близкий (человек) – чужой,
    Весёлый (праздник) – грустный,
    Весёлый (смех) – невеселый,
    Высокий (голос) – низкий,
    Высокий (человек) – невысокий.
    — Почему у одного и страна же слова оказались разные антонимы?На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, приходится неукоснительно обратить почтение на смысл слова).
    Путешествие по городу Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш фотодневник путешественника.
    Презентация. Слайд 10
    — Что такое антонимы?
    Антонимы – это слова противоположные по смыслу.
    — Для чесо используют антонимы в речи?
    Благодаря использованию антонимовречь становится красивой, выразительной, точной.
    Город Творчества
    Путешествие продолжается. Презентация. Слайд 11
    Наш автобусик остановился в городе Творчества. Презентация. Слайд 12
    Нам предстоит справиться единаче с один испытанием. Презентация. Слайд 13

  • Прочитайте текст.
  • Сегодня апатичный пасмурный день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелок раннеосенний дождик. Под ногами сырая земля.
    — Какое склонность возникает позже прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
    — С помощью каких слов передается это настроение?

  • Внимательно прочитайте оброк на карточке и единовременно выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к словарям, которые лежат у вам на парте.
  • Задание 1 команде: заменить выделенные слова синонимами.
    Сегодня ___________ _________день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________мелкий раннеосенний дождик. Под ногами __________ земля.
    — Задание 2 группе заменить выделенные слова антонимами.
    Сегодня ___________ _________день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________облака. Под ногами __________ земля.

  • Проверка.
  • А) Получившийся экспликация читает 1 команда
    — Какое склонность передает ваш текст?
    — Изменилось династия настроение? Почему не изменилось, фактически вам заменили слова? (использовали синонимы – слова близкие по смыслу)
    Б) Получившийся экспликация читает 2 команда
    — Какое склонность передает ваш текст?
    — Изменилось династия настроение? Почему? (использовали антонимы – слова противоположныепо смыслу)
    Как мило гулять по городу в такую погоду!
    Город «Вопрос — ответ»
    Наш автобусик идёт по маршруту в город «Вопрос — ответ» Презентация. Слайд 14, 15
    Совсем торопливо наше круиз закончится. Давайте проверим, что мы ранее знаем? Презентация. Слайд 16
    -Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами?
    -Какой до известной степени речи могут быть синонимы и антонимы?
    -Для чесо нужны синонимы и антонимы в речи?
    — На что неукоснительно желательно обратить внимание, выбирая принцепс неужто антоним? (На смысл слова.)
    Оказывается, ребята, страна, по которой мы путешествовали, называется – ЛЕКСИКА. Презентация. Слайд 17
    Лексика – это урок о словах. На наших уроках мы продолжим круиз по этой стране и узнаем без счета нового.
    Домашнее задание — Мы без счета узнали о синонимах и антонимах, и я предлагаю вам дома чуть пофантазировать и написать забавную историю, сказку неужто рондо на одну изо тем: «Грустная клио о словах-врагах», «Сказка о том, как хотя превратилась в неправду», «История о том, как слова запоем посередине собою ссорились».
    А единаче попробуйте себя в качестве иллюстраторов, оформите свою сказку неужто стихотворение.
    Рефлексия
    Наше круиз подошло к концу. У вам на партах лежат сувениры разного цвета. Кому было занимательно и поверхностно путешествовать по стране Лексики, держите сувенир — синяя собачка..
    Кому было интересно, ну при выполнении заданий вам испытывали затруднения, держите сувенир – медвежонка. (Приложение 4).
    Покажите ваши сувениры. Положите их на свойский форзац с заданиями.
    Вы сегодняшнее чудно потрудились. Спасибо за работу! Презентация. Слайд 18

    Файлы: Презентация к уроку.ppt
    Размер файла: 675328 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология