Автор конспекта:
Автор(ы): — Вишнякова Алесандра Владимировна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ №35" г.Саранск

Регион: — Республика Мордовия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Краткое описание: —

Рабочая программа построена с учетом изменений в планировании(изучение имени существительного перенесено в 6 класс, количество часов в год-204, в неделю-6.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

г. Саранска

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

______ Ю.В. Иванова

Протокол № __ от__

«___»________2010 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ

№ 35 г. Саранска

_______ И.В.Панина

«____»________ 2010 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ-СОШ

№ 35 г. Саранска

________ Г.В. Паршихин

Приказ № ___

от «__» _________2010г.

Рабочая программа по русскому языку.

6 класс.

УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.

Разработала: учитель русского языка и литературы

Вишнякова Александра Владимировна

г. Саранск 2010г.

Пояснительная записка

Цели и задачи программы:

1. изучение системы русского языка и функционирования ее в речи;

2. развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;

3. развитие языкового чутья;

4. воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;

5. патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.

Содержание программы обусловлено следующими принципами:

1. Принцип системности. Обусловливает отбор, интерпретацию и организацию теоретических сведений. Систематизация теоретических сведений облегчает усвоение учащимися строения и значения языковых единиц.

2. Принцип изоморфизма – наличие общих признаков у единиц разных уровней языковой системы. Реализация этого принципа позволяет использовать одни и те же методы и приемы при изучении разноуровневых языковых единиц.

3. Принцип интеграции языка и речи. Совершенствование речи должно быть тесно связано с изучением теории, раскрывающей систему языка, его закономерности.

4. Структурно-семантическое направление. Определяет многоаспектное освещение языковых единиц, учета формы (структуры), смысла (семантики) и функции единиц языка. Такое триединство определяет характер построения программы.

5. Функциональный подход. Требует учета функции единиц языка при обучении речи. Объектом внимания здесь является текст. Овладение комплексным анализом текста – важнейшее условие формирования умения строить тексты разных типов и жанров.

6. Принцип историзма. Его задачи:

- показать связь истории языка с историей общества;

- показать источники обогащения словарного состава, причины этого явления;

- выяснить причины богатейшей русской синонимики;

- объяснить многие фонетические явления.

7. Переходные явления в русском языке. Заставляют учащихся размышлять над живыми процессами, постоянно происходящими в речи и изменяющими систему языка.

Основная часть теоретических сведений, представленных в данной программе, освещается традиционно. Однако имеются и некоторые особенности.

1. Части речи выделяются с учетом четырех признаков. Новым является морфемный признак, который дополняет три традиционных (общее грамматическое значение, морфологические категории и синтаксические функции). Этот признак способствует эффективному формированию правописных навыков, орфографической зоркости учащихся.

2. При составлении программы учитывается изоморфизм системы языка – наличие общих свойств у единиц языка разного уровня.

Существуют также изменения в организации учебного материала. Теоретическими и методическими соображениями обусловлено изучение глагола сразу же после имени существительного.

Имя существительное и глагол – основные части речи. Они образуют предикативную основу предложения. Постоянное внимание к грамматической основе предложения позволяет изучать остальные части речи на синтаксической основе, а также обеспечивает более глубокое понимание строения предложения.

После глагола изучаются части речи, определяющие признак предмета (прилагательное), количество предметов и порядок предметов при их счете (числительное). Затем изучаются наречие, определяющее глагол, и независимые от других частей речи имена состояния (слова состояния, категория состояния).

Программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).

Контрольных диктантов / тестирований – 9 (6+3)

Всего изложений – 5, из них

Контрольных изложений – 1

Всего сочинений – 7, из них

Контрольных сочинений – 1

Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

1. Различать самостоятельные части речи по совокупности признаков и аргументировано доказывать принадлежность слова к той или оной части речи.

2. Находить орфограммы в соответствии с изученными правилами.

3. Различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова.

4. Использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте.

5. Проводить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи.

6. Соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи.

7. Строить тексты разных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи.

8. Анализировать и создавать тексты изученных стилей.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Примечания

  • Вводный урок. Русский язык – один из богатейших языков мира.

    Повторение изученного в V классе 13+2р/р

  • Повторим фонетику.

  • Фонетика и графика. Фонетическая транскрипция.

  • Повторим орфографию. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание согласных.

  • Повторим морфемику и словообразование.

  • Повторим орфографию Правописание чередующихся гласных в корне слова.

  • Повторим орфографию. Правописание приставок.

  • Повторим орфографию. Правописание ь после шипящих и для обозначения грамматических форм.

  • Повторим орфографию. Правописание о – ё после шипящих.

  • Повторим орфографию. Правописание гласных после Ц.

  • Повторим лексикологию. Слово и его лексическое значение.

  • Повторим лексикологию, фразеологию. Однозначные и многозначные слова.

  • Р/р. Признаки текста.

  • Р/р. Сочинение о летних впечатлениях

  • Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

  • Анализ контрольного диктанта.

    Морфология. Имя существительное 30+7

  • Понятие о частях речи.

  • Слово и его формы.

  • Понятие об имени сущест­вительном.

  • Существительные как часть речи.

  • Нарицательные и собст­венные имена существи­тельные.

  • Одушевлённые и неоду­шевлённые существитель­ные.

  • Число имён существитель­ных.

  • Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.

  • Р/р. Творительный сравнения.

  • Р/р. Подробное изложение-описание.

  • Р/р. Работа над изложением.

  • Род имён существитель­ных.

  • Существительные общего рода.

  • Падеж имён существи­тельных.

  • Склонение существитель­ных в единственном числе.

  • Правописание безударных окончаний существительных.

  • Склонение имён существи­тельных во множественном числе.

  • Разносклоняемые сущест­вительные.

  • Неизменяемые существи­тельные.

  • Р/р. Простой и сложный план.

  • Р/р. Изложение «Шорох листьев».

  • Р/р. Работа над изложением.

  • Р/р. Анализ изложения

  • Словообразование сущест­вительных.

  • Правописание суффиксов существительных –чик-/

    -щик.

  • Правописание суффиксов существительных -ек-/-ик-.

  • Образование существи­тельных с помощью уменьшительно-ласкатель­ных и увеличительных суффиксов.

  • Образование сложных существительных.

  • Правописание сложных существительных.

  • Переход прилагательных в существительные.

  • Правописание не с существительными.

  • Правописание не с существительными.

  • Правописание не с существительными.

  • Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное».

  • Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное».

  • Контрольный диктант с дополнительным заданием по теме «Имя существительное»

  • Анализ контрольного диктанта с дополнительным заданием.

    Глагол 29+10

  • Понятие о глаголе.

  • Не с глаголами.

  • Р/р. Эпитет как изобразительное средство языка. Роль сравнений и метафор в тексте.

  • Р/р. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

  • Р/р. Работа над сочинением.

  • Инфинитив.

  • Возвратные глаголы.

  • Виды глаголов.

  • Несовершенный и совершенный вид глаголов.

  • Наклонение глагола.

  • Изъявительное наклонение.

  • Р/р. Эпиграф.

  • Времена глаголов.

  • Настоящее время.

  • Прошедшее время.

  • Р/р. Лексические средства связи предложений в тексте.

  • Р/р. Подробное изложение.

  • Р/р. Работа над изложением.

  • Будущее время.

  • Формы будущего времени.

  • Спряжение глагола.

  • Определение спряжения глаголов.

  • Правописание безударных окончаний глаголов.

  • Разноспрягаемые глаголы.

  • Повелительное наклонение.

  • Правописание глаголов повелительного наклонения.

  • Сослагательное наклонение.

  • Употребление глаголов сослагательного наклонения в речи.

  • Безличные глаголы.

  • Словообразование глаголов.

  • Правописание суффиксов глаголов.

  • Правописание суффиксов глаголов.

  • Р/р. Официально-деловой стиль.

  • Обобщение материала по теме «Глагол»

  • Обобщающий урок по теме «Глагол».

  • Контрольный диктант с дополнительным заданием по теме «Глагол».

  • Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием.

  • Р/р. Рассказ.

  • Р/р. Подробное изложение «Воробей».

    Имя прилагательное 31+10

  • Понятие о прилагательном.

  • Р/р. Роль прилагательных в речи. Сочинение – описание.

  • Р/р. Работа над сочинением.

  • Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

  • Притяжательные прилагательные.

  • Относительные прилагательные.

  • Полные и краткие прилагательные.

  • Полные и краткие прилагательные.

  • Р/р. Сочинение – рассуждение на тему «Кого можно назвать образованным?»

  • Р/р. Работа над сочинением.

  • Р/р. Анализ сочинения-рассуждения.

  • Склонение прилагательных.

  • Правописание безударных окончаний прилагательных.

  • Правописание безударных окончаний прилагательных

  • Притяжательные прилагательные с суффиксом –ий-.

  • Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин- (-ын-), -ов- (-ев-).

  • Степени сравнения качественных прилагательных.

  • Образование сравнительной степени имен прилагательных.

  • Превосходная степень прилагательных.

  • Образование превосходной степени имен прилагательных.

  • Словообразование имен прилагательных.

  • Правописание Н-НН в прилагательных.

  • Правописание Н-НН в прилагательных.

  • Правописание Н-НН в прилагательных.

  • Р/р. Контрольное изложение «Совесть».

  • Р/р. Работа над изложением.

  • Р/р. Анализ контрольного изложения.

  • Правописание суффиксов прилагательных –чив, -лив.

  • Правописание суффиксов прилагательных –ск, -к.

  • Правописание НЕ с прилагательными.

  • Правописание НЕ с прилагательными.

  • Правописание НЕ с прилагательными.

  • Р/р. Сочинение-описание по картине.

  • Р/р. Работа над сочинением.

  • Сложные прилагательные.

  • Правописание сложных прилагательных.

  • Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

  • Обобщение материала по теме «Имя прилагательное»

  • Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».

  • Контрольное тестирование по теме «Имя прилагательное»

  • Анализ контрольного тестирования.

    Имя числительное 17+6

  • Понятие о числительном.

  • Различение числительных и других частей речи, имеющих значение числа.

  • Разряды числительных по строению.

  • Количественные числительные.

  • Склонение количественных числительных.

  • Правописание количественных числительных.

  • Правописание количественных числительных.

  • Р/р. Описание природы. Зима.

  • Р/р. Контрольное сочинение – описание по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».

  • Р/р. Работа над сочинением.

  • Собирательные числительные.

  • Дробные числительные.

  • Склонение дробных числительных.

  • Порядковые числительные.

  • Склонение порядковых числительных.

  • Образование слов других частей речи от числительных.

  • Р/р. Подробное изложение «Снегири».

  • Р/р. Работа над изложением.

  • Р/р. Анализ изложения.

  • Обобщение по теме «Имя числительное»

  • Обобщающий урок по теме «Имя числительное».

  • Контрольный диктант с дополнительным заданием по теме «Имя числительное».

  • Анализ контрольного диктанта.

    Наречие 22+3

  • Понятие о наречии.

  • Наречия образа действия, меры и степени.

  • Наречия места.

  • Наречия времени.

  • Наречия причины и цели.

  • Степени сравнения наречий.

  • Сравнительная и превосходная степень наречий.

  • Словообразование наречий.

  • Правописание наречий.

  • Суффиксы -а-о в наречиях

  • Трудные случаи написания наречий.

  • Переход существительных и прилагательных в наречия.

  • Р/р. Описание помещения.

  • Р/р. Сочинение – описание помещения.

  • Р/р. Работа над сочинением.

  • Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

  • Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

  • Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

  • Правописание НЕ с наречиями.

  • Правописание НЕ с наречиями.

  • Правописание НЕ с наречиями.

  • Обобщение по теме «Наречие»

  • Обобщающий урок по теме «Наречие».

  • Контрольное тестирование по теме «Наречие».

  • Анализ контрольного тестирования по теме «Наречие».

    Имена состояния 5+1

  • Понятие об имени состояния.

  • Категория состояния как часть речи.

  • Разряды имен состояния по значению.

  • Р/р. Описание одежды, костюма.

  • Обобщение материала по темам «Наречие. Категория состояния»

  • Контрольный диктант с грамматическим заданием по темам «Наречие. Категория состояния»

    Повторение изученного в 6 классе 16+1

  • Систематизация изученного о существительном, глаголе, прилагательном, числительном, наречии, имени состояния.

  • Морфологические признаки самостоятельных частей речи.

  • Р/р. Описание книги.

  • Морфемный состав слов разных частей речи.

  • Словообразование разных частей речи.

  • Синтаксическая функция слов разных частей речи как основа различения функциональных омонимов.

  • Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием..

  • Анализ итогового диктанта.

  • Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов.

  • Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов.

  • Правописание окончаний существительных, прилагательных и наречий.

  • Правописание НЕ с разными частями речи.

  • НЕ с существительными, прилагательными, наречиями, именами состояния.

  • Слитное, раздельное, дефисное написание слов разных частей речи.

  • Итоговое контрольное тестирование.

  • Анализ итогового контрольного тестирования.

  • Трудные случаи языковых явлений.

    Содержание учебного курса

    Повторение изученного в V классе

    Фонетика. Фонетическая транскрипция.

    Графика.

    Орфография. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание приставок. Правописание ь. Правописание о – ё после шипящих. Правописание гласных после Ц.

    Морфемика.

    Словообразование.

    Лексикология. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Устаревшие слова. Заимствованные слова. Неологизмы.

    Фразеология.

    Грамматика

    Разделы грамматики.

    Морфология

    Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Слово и его формы. Морфемный состав слов как один из ярких признаков частей речи.

    Знаменательные части речи

    Имя существительное

    Понятие о существительном. Роль существительных в речи (в тексте). Правописание НЕ с существительными.

    Нарицательные и собственные имена существительные. Специфика русских собственных имен (трехчленное имя человека).

    Понятие о топонимике.

    Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль олицетворений в художественной речи.

    Разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные). Особенности употребления их в речи.

    Число имен существительных. Остатки двойственного числа в современном языке.

    Род имени существительного. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных. Переосмысление рода как художественный прием.

    Падеж имен существительных. Способы определения косвенных падежей существительных: по вопросу, по предлогу.

    Склонение существительных в единственном и множественном числе.

    Правописание падежных окончаний. Разносклоняемые существительные.

    Неизменяемые существительные. Нормы их употребления.

    Словообразование существительных. Источники пополнения существительных с помощью приставок.

    Переход прилагательных в существительные.

    Понятие о функциональных омонимах.

    Глагол

    Понятие о глаголе. Роль глаголов в речи (в тексте). Правописание НЕ с глаголами.

    Инфинитив. Исторические изменения форм инфинитива.

    Возвратные глаголы. История образования возвратных глаголов. Нормы употребления –ся- и –сь-. Правописание форм глагола на –тся- и –ться-.

    Виды глагола. Употребление глаголов разного вида в описании и повествовании.

    Составление текстов описательных и повествовательных типов речи. Противопоставление глаголов по виду как специфическое свойство славянских зыков. Богатство смысловых значений видовых форм.

    Глаголы переходные и непереходные.

    Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Происхождение формы прошедшего времени. Ее специфика в современном русском языке. Правописание форм прошедшего времени. Основы глагола: основа настоящего времени, основа инфинитива, основа прошедшего времени. Употребление в речи одних форм времени вместо других.

    Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний. Разноспрягаемые глаголы и их происхождение. Повелительное наклонение. Употребление форм повелительного наклонения в речи. Сослагательное наклонение. Безличные глаголы.

    Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Правописание суффиксов глаголов.

    Редактирование предложений и текстов с неправильными глагольными формами.

    Составление плана содержания параграфов учебника и пересказ их с подбором собственных иллюстративных примеров.

    Имя прилагательное

    Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи. Правописание НЕ с прилагательными.

    Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение прилагательных. История притяжательных прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени. Нормы употребления степеней сравнения.

    Словообразование прилагательных. Образование прилагательных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов прилагательных. Образование прилагательных с помощью приставок. Образование прилагательных сложением слов. Их правописание. Употребление сложных прилагательных в речи.

    Имя числительное

    Понятие о числительном. Роль числительных в речи.

    Разряды числительных по значению. Количественные числительные. Мягкий знак в числительных. Собирательные числительные. Дробные числительные. Порядковые числительные. Составление предложений и текстов с числительными. Образование слов других частей речи от числительных.

    Склонение числительных всех разрядов. История некоторых числительных.

    Наречие

    Понятие о наречии. Разряды наречий по значению. Употребление наречий в речи. Правописание НЕ с наречиями. Степени сравнения наречий. Наречия как одно из средств связи частей текста.

    Словообразование наречий. Особенности образования наречий. Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Правописание наречий. Переход существительных в наречия. Функциональные омонимы. Правописание наречий, имеющих функциональный омоним – существительное с предлогом. Переход прилагательных в наречия. Их правописание.

    Имя состояния

    Понятие об именах состояния. Разряды имен состояния по значению. Роль имен состояния в речи. Правописание НЕ с именами состояния. Функциональные омонимы: краткие прилагательные среднего рода, наречия, имена состояния. Составление текстов с использованием имен состояния.

    Повторение изученного в VI классе

    Систематизация изученного о существительном, глаголе, прилагательном, числительном, наречии, имени состояния.

    Морфемный состав слов разных частей речи.

    Синтаксическая функция слов разных частей речи как основа различения функциональных омонимов.

    Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов.

    Правописание окончаний существительных, прилагательных и наречий.

    НЕ с существительными, прилагательными, наречиями, именами состояния.

    Слитное, раздельное, дефисное написание слов разных частей речи.

    Формы и средства контроля

    Тема

    Вопросы для контроля

    Формы контроля

    Повторение изученного

    в V классе

    Звуки речи. Словообразование слов. Написание гласных и согласных в корнях слов, правописание ь, о-ё после шипящих и ц, правописание приставок. Лексикология. Фразеология.

    Тестирование

    Имя

    существительное

    Имя существительное как часть речи; общее значение, морфологические признаки; правописание гласных в падежных окончаниях существительных, о-ё после шипящих, гласные после ц. Проверка умения излагать услышанный текст, создавать текст, употреблять существительные в тексте.

    Контрольный диктант с дополнительным заданием, контрольное сочинение, контрольное изложение.

    Глагол

    Глагол как часть речи; НЕ с глаголами, Ь в неопределенной форме глагола, а также в форме 2 л. ед.ч., Е-И в корнях с чередованием, гласные в безударных личных окончаниях глаголов, спряжение глаголов.

    Контрольный диктант с дополнительным заданием

    Имя

    прилагательное

    Имя прилагательное как часть речи, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, разряды прилагательных по значению, степени сравнения, НЕ с прилагательными, Н-НН в прилагательных. Проверка умения подробно излагать услышанный текст с опорой на простой план.

    Тестирование, контрольное изложение

    Числительное

    Имя числительное как часть речи, разряды числительных, склонение числительных. Проверка умения подробно излагать услышанный текст с опорой на сложный план.

    Контрольный диктант с дополнительным заданием, контрольное изложение

    Наречие

    Наречие как часть речи, разряды наречий, степени сравнения, правописание наречий.

    Тестирование

    Имена состояния

    Разряды имен состояния по значению. Проверка умения учащихся создавать текст по собственному и заданному плану.

    Контрольный диктант с дополнительным заданием, контрольные сочинения (2)

    Повторение изученного в VI классе

    Повторение и обобщение изученного в VI классе.

    Контрольный диктант с дополнительным заданием,

    тестирование

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология