Автор конспекта:
Автор(ы): — Белоконева Ирина Павловна
Место работы, должность: — МОУ лицей №9 г.Волгограда, учитель русского языка и литературы
Регион: — Волгоградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — Показать изобразительные возможности языка. Организовать работу со словом на примере стихотворений А.С.Пушкина
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Разумовская М.М. и др. Русский язык 6 кл.- М.: Дрофа, 2008.
Используемое оборудование: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Медиапроектор. Презентация
Краткое описание: — Урок русского языка в 6 классе: работа с изобразительными средствами языка на примере стихотворений Пушкина об осени
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Урок русского языка в 6 классе
Тема. Великое русское слово.
Цель. Показать изобразительные возможности языка.
Организовать работу со словом на примере стихотворений А.С.Пушкина.
Оборудование. Медиапроектор. Презентация.
Ход урока.
Слово учителя.
Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой,.. Может быть, мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, тускнеет игра света и тени. Фасады домов делаются какими-то скучно гладкими, все на одно лицо. А иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена.
Осень… Что в ней хорошего? — думают обычно.
Слайд №1 (Портрет Пушкина и стихотворение)
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
- Ребят, а вас не удивляет, почему это я вдруг стала размышлять об осени? И почему прочитала стихи А.С.Пушкина? А что сегодня за день? (День Лицея, день Пушкина).
Эта дата имела для Пушкина свою особенную мету. С этой датой – днем открытия в 1811 году Царскосельского лицея – связано многое дорогое и милое сердцу Пушкина. Лицей был колыбелью пушкинской музы.
Лицеисты жили дружно, без муштры. И, что весьма немаловажно, вместе с воспитанниками лицея в нем жила и Поэзия.
Слайд №2(Тема урока и высказывание Паустовского):
Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его
первоначальную девственную свежесть. Самые стертые, до конца "выговоренные"
нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как
словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! (К.Паустовский)
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы его проводим в рамках празднования Дня русского языка в нашем районе.
А тема - «Великое русское слово». Я предлагаю вам обратиться к поэзии А.С.Пушкина, чтобы убедиться в справедливости высказывания Паустовского, чтобы увидеть, как мастерски владел словом наш поэт. (Запись в тетради темы и эпиграфа) "Осень подходит, — писал Пушкин Плетневу. — Это - любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает".
- Давайте попробуем совершить путешествие в пушкинскую осень?
Слайд №3,4,5,6,7(Виды Екатерининского дворца в Царском селе(№3), Болдино(№4,5,6),Пушкин в Болдино(№7)).
Чтение стихотворения учеником наизусть.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Слайд №8(Текст стихотворения)
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
-А как вы понимаете пушкинское выражение «пышное природы увяданье»?
- Что такое «в сенях»?
- При помощи каких слов поэт рисует картину осени?
- А что вы услышали в этом отрывке? Какие художественные средства использует Пушкин?
-Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка?
(Багрянец, багрец, пурпур – густо- красный цвет, иногда с темным оттенком.)
Ранняя осень заворожила многих художников. Демонстрация слайдов №9,10,11(Левитан (№9), Поленов(№10), Остроухов(№11)).
- Похожи ли по настроению и по образам эти картины и стихотворение А.С.Пушкина?
Записать предложение (работа на доске):
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
-Какую картину рисует поэт? Что мы видим за несколькими словами поэта?
- Подберите синонимы к словам бранить, блестеть. Почему из всех слов-синонимов поэт берет глагол бранить?
(Бранить, ругать указывает на большую резкость бранных слов, поносить подчеркивает, что бранные слова имеют оскорбительно-унизительный характер, костить(разг.)- очень сильно и упорно ругать, обзывать(разг.) – в обиходно-бытовой речи)
(Блестеть, блистать, сверкать, сиять.
Блистать имеет приподнятый характер, сверкать и сиять указывают на большую интенсивность действия)
- Почему А.Пушкин называет красоту осени тихой?
Давайте запишем отрывок из романа «Евгений Онегин»:
Слайд №11(Текст стихотворения)
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. — Какие приметы осени увидел поэт? -Обратите внимание, как Пушкин использует части речи. Слов какой части речи больше всего в этом отрывке?(16 существительных и 8 глаголов). А почему так? - Какими художественными средствами рисуется это картина? - Почему сень лесов таинственная, почему шум печальный? Попутное объяснение орфограмм. Слово учителя. Вот и заканчивается наше путешествие в пушкинскую осень. Я думаю, вы все убедились в том, что русское слово – великое. А стихи А.С.Пушкина это подтверждают. Закончить наш разговор мне бы хотелось словами К.Г.Паустовского: «Эти строки — не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи. Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи. Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ». (К.Паустовский) Домашнее задание: попробовать самим почувствовать силу великого русского слова и написать сочинение «Роняет лес багряный свой убор» или «Цвета осени».
Файлы: Урок русского языка в 6 классе для сайта.doc
Размер файла: 39424 байт.