Автор конспекта:
Автор(ы): — Мальсагова Ольга Аркадьевна

Место работы, должность: — учитель музыки

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Цель: Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле NewAge.

Используемая методическая литература: —

Пояснительная записка

Урок музыки составлен для 8 класса общеобразовательной школы на основе программы

для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель), Т.Н.Кичак.

Тема года «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке вечной связи времён.

Тема четверти «О современности в музыке». Согласно программе ей отводится 5 часов.

Тема урока: Классика и современность.

Направление гуманитарное.

Используемое оборудование: —

Оборудование: интерактивная доска, диски DVDи CD, фортепиано, ноты, жетоны, ноты -смайлики.

Краткое описание: — Этапы урока следующие: 1.Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации. — «Симфония № 40», В.Моцарт. — «Лунная соната», Л.Бетховен. — «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.Чайковский. 2. Знакомство с темой «Классика и современность». Слушание и анализирование: — «Токката и фуга» — Цикл «Времена года», «Зима». 3. Распевание. 4. Слушание и анализирование песни «Ангел – хранитель» И. Крутого 5. Разучивание песни. 6. Итог урока.

Тема года: Традиция и современность в музыке.

Тема четверти: О современности в музыке.

Тема урока: Классика и современность.

Цель: Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле NewAge.

Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной аранжировке. Учащиеся должны освоить понятие стиля NewAge, значение термина аранжировка.

Задачи:

Обучающая: через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.

Развивающая: Развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

Воспитательная: духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произведения классической музыки.

Методы и приёмы. Используется приём элемента театрализации при повторении пройденного ранее материала. Применяется метод ретроспективы, т.е. повторение знаний, классических приёмов, которые являются основой для усвоения нового материала. Включён интерактивный метод, а также метод сравнительного анализа классических и современных произведений.

Оборудование: интерактивная доска, диски DVDи CD, фортепиано, ноты, жетоны, ноты -смайлики.

Ход урока.

1. Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации. Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о музыке классической и современной. Что означает слово классика?

Дети: образцовый, идеальный, самый лучший.

Учитель. Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации.

Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.

Учитель. Сейчас послушайте музыкальное произведение и скажите, какому композитору оно принадлежит?

Звучит «Симфония №40» В.А.Моцарта /дети отвечают/.

В класс входит ученик, переодетый в костюм и в парике, выступает в роли Моцарта.

Показ слайда №1с изображением портрета В.А.Моцарта.

Ученик. Музыка.

Что в этом слове? – очень много.

Она скрывает за собой

Все мысли, чувства и уроки,

Что жизнь дала лишь нам с тобой.

Она скрывает те желанья,

Что в жизни нам не передать,

Скрывает также и страданья,

Их люди не хотят понять.

В мелодии всё скрыто также,

Как зашифровано письмо.

И разговор мелодий даже

Будет известен всё равно.

-1-

Ты выучи её язык

И всё понятно станет сразу.

Или прислушайся на миг

И выучи одну лишь фразу.

Ведь ты поймёшь, ты так пытался

Поговорить с ней, но не мог.

Мир музыки тебе открылся,

Ведь музыка – это твой Бог.

Учитель. Скучно роялю в скупом одиночестве,

Струны покрылись быльём и забвением.

Вальсы Шопена, сонаты Бетховена,

Ноты, аккорды давно позабытые…

Звучит «Лунная соната», Л.Бетховен.

Учитель. Встречу с каким композитором мы ждём?

Дети отвечают.

В класс входит ученик, и в образе Бетховена.

Показ слайда №2 с изображением портрета Л. Бетховенаэ

Ученик. Заворожила музыка сонаты

И звёздно – лунный за окном пейзаж.

И тёплый, тихий летний вечер

И тусклый свет сквозь радужный витраж.

Учитель. Вечна красива музыка классиков, как зарубежных, так и русских композиторов.

Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.И.Чайковский.

Дети отвечают.

Входит ученик и выступает в роли Чайковского. Показ слайда №3 с изображением портрета П.Чайковского.

Ученик. Музыканты в чёрных фраках

Взяли скрипки и альты.

Дирижёр привычным взмахом

Воскресил свои мечты.

Баритон виолончели

Души резал на клочки,

И качались как качели

Изумлённые смычки.

Учитель. Теперь я предлагаю вам обратить внимание на интерактивную доску. Проведём интеллектуальную игру « Знатоки классической музыки». Чья команда справляется быстрее с заданием — получает жетоны в виде нот, что влияет на получение оценки в конце урока.

С правой стороны изображены портреты композиторов Бетховена, Моцарта, Чайковского.

С левой – вразброс даны названия произведений.

Класс делим на три команды. Ваша задача: соотнести названия произведений с соответствующим композитором.

В конце игры «композиторы» — учащиеся подводят итоги.

-2-

2. Знакомство с темой «Классика и современность».

Учитель. Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с двумя известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.

Это Ванесса Мэй и Янни Хрисомаллис. Не случайно говорю о них одновременно, так как Ванесса входит в состав оркестра, которым руководит Янни.

В. Мэй — китаянка по матери и тайка — по отцу училась в Пекине в русской музыкальной школе. Свои первые концерты стала давать в раннем возрасте, экспериментировала со многими музыкальными стилями, никогда не ограничивалась только классической или только популярной музыкой. Ей всегда хотелось внести что – то новое.

Показ презентации о Ванессе Мэй.

Сегодня новое для вас слово – АРАНЖИРОВКА (от франц. cлова arranger– приводить в порядок).

Аранжировка – переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. В эстрадной музыке это гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии.

Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.

«Токката и фуга» И.С.Баха в новой интерпретации Ванессы Мэй.

Слушание и просмотр на DVD.

Учитель. Какие изменения вы услышали в этой аранжировке?

Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?

/происходит дискуссия между учащимися/

Дети. На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение, хорошо прослушивается её проведение в разных регистрах.

Солирует скрипка как и в оригинале. Только здесь мы слышим звучание электроскрипки. Также выдержан темп и ритм.

Учитель. Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?

Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.

Звучание электроскрипки придаёт особый колорит звучанию.

Учитель. В своих произведениях Ванесса Мэй демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки с электрическими. Это эксперимент стилей, который можно назвать техноакустикой.

Следующий композитор и дирижёр эстрадно – симфонического оркестра — Янни Хрисомаллис.

Показ слайдов с изображением Янни.

Стал известен во всём мире благодаря потрясающим мелодиям синтезированного фортепиано и различных инструментов. Это музыкант, работающий в стиле NewAge, новое направление времени, которое переводится как «новый век», «новая эра». Это движение, достигшее публичной известности на западе в 1970 – 1980 годах, выступающее за возрождение духовности, пересмотр устоявшихся взглядов.

Предлагаю послушать знакомое ранее вам в классическом варианте как произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Зима». Оно прозвучит в аранжировке Янни Хрисомаллис.

Учитель. Что вы можете сказать о произведении?

/ дискуссия между детьми/

Дети. В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.

-3-

Учитель. Я могу добавить, что особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок в исполнении Ванессы Мэй и Самвела Варвиняна. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.

Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнять. Прежде чем приступить к разучиванию новой песни, я предлагаю вам распеться.

3. Распевание. При подборе распеваний учтены упражнения, соответствующие возрастным особенностям детей и диапазона песни.

4. Слушание и анализирование песни «Ангел – хранитель» И. Крутого.

Учитель. Какие впечатления у вас о прослушенном произведении?

Дети. Красивая, светлая мелодия песни, где музыка выступает ангелом – хранителем. Лиричный нежно – взволнованный характер музыки создаётся певучим звучанием мелодии, неторопливым темпом исполнения. Диапазон песни достаточно широкий. Мажорный лад отображает радость, доброту и чувство возвышенности.

5. Разучивание песни. В куплете происходит дифференцированно: отдельная партия для мальчиков (более низкое звучание нот) и соответственно партия для девочек. В припеве наблюдается секвенция, при её повторе партия мальчиков сменяется партией для девочек.

При разучивании песни учителю обратить внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-выдерживать половинные длительности;

-правильно брать дыхание и только во время пауз;

-ритм;

-фразировка;

-дикция.

6. Итог урока. Сегодня вы познакомились с новым для вас направлением в музыке – NewAge, с его яркими представителями-аранжировщиками, которые живут и творят прекрасное в настоящее время. В их музыке вы узнали основополагающие произведения классиков, которые были вам знакомы ещё раньше. Музыка этих замечательных людей делает нашу жизнь более насыщенной и интересной.

«Жизнь как пьеса. Не то важно – длинна ли она, а хорошо ли сыграна».

А теперь, покидая стены нашего кабинета, мне бы хотелось, чтобы вы выразили своё отношение к тому, о чём мы с вами говорили. На ваших партах есть ноты – смайлики. Красный цвет означает, что вы узнали много нового и интересного, синий – информацию приняли к сведению, серый – было скучно и неинтересно. Разместите их на соответствующих по цвету нотных станах.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология