Автор конспекта:
Автор(ы): — Гариевская Ирина Сергеевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ с. Широкое»; учитель русского языка и литературы.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять его стиль и тип, совершенствовать речевые навыки, обогащать словарный запас. Обучение навыку работы с тестом.

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска, компьютер.

Краткое описание: — Комплексный анализ текста.

Выполнить задания карточки. 5 мин.

Карточка №1

Карточка № 2

Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы

Вставьте пропущенные буквы

Вставьте пропущенные буквы

покраше….ый пол

прик…сновение

(з,с) доровье

сваре….ый картофель

выр…щенный

(з,с) делает

глиня….ый горшок

прил…гательное

(з,с)десь

лимо….ый вкус

изб…рательный

(з,с)дание

сушё….ые грибы

выг…рел

(з,с)дешний

Карточка № 4

Карточка № 5

Карточка № 6

Вставьте пропущенные буквы

Слитно или раздельно

Вставьте пропущенные буквы

бе…вкусный

(не)здоровится

стро…щийся

ра…писание

(не)был

дума…щий

и…печь

(не)хотелось

слыш…щий

во…действовать

(не)решил

стел…щий

ра…делять

(не)годовал

пил…щий

Карточка № 7

Карточка № 8

Карточка № 9

Вставьте пропущенные буквы

Вставьте пропущенные буквы

Слитно, раздельно, через дефис

могуч…

зал…зать на дерево

кисло(сладкий)

много туч…

зал…зать рану

монголо(татарский)

плащ…

пос…деть от горя

общественно(полезный)

рож…

цветы стали ув…дать

северо(западный)

решение задач

сп..шите данные

вагоно(ремонтный)

Карточка № 10

Карточка № 11

Карточка № 12

Слитно или раздельно

Вставьте пропущенные буквы

Вставьте пропущенные буквы

(не)годующий взгляд

увид…л

они кол…т дрова

(не)засеянное поле

раска…вшись

они дремл…т

ещё (не)крашенный пол

накле…л

они пропол…т

(не)отправленное письмо

услыш…л

они не обид…тся

письмо (не)отправлен

замет…в

они устро..т

Карточка № 13

Карточка № 14

Карточка № 15

Вставьте пропущенные буквы

Вставьте пропущенные буквы

Вставьте пропущенные буквы

пр…зидент

выйти замуж…

реч…нка

пр…открыть

брос…те мяч

сгущ..нное молоко

пр..брежный

старый печ…ник

поговорить с врач…м

пр…хорошенький

упасть навзнич…

вычерпать ковш…м

пр…образовать

умнож…те

зайч…нок

Карточка № 16

Карточка № 17

Карточка № 18

Вставьте пропущенные буквы

Вставьте пропущенные буквы

Раздельно или через дефис

провер…нный

пред…стория

(по) осеннему лесу

смеш…нный

дез…нформация

(по) осеннему холодно

укуш…нный

сверх…зысканный

иду (по) новому мосту

постро…нный

меж…нститутский

выполнил (по) новому

потер…нный

с…грать

жить (по) прежнему

I. Выразительное чтение текста

Музыка

(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.
(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары укрыть не могла.
(8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. (9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.
(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.(11) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был. (13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те её взлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.
(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.

(По Б. Л. Васильеву)

II. Работа по тексту

1. Докажите, что данный отрывок является текстом.

(В отрывке предложения связаны общей темой, идеей. Предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически. Материал изложен последовательно, логически связан.)

Назовите средства связи предложений в тексте.

( Средства связи: местоимения, однокоренные слова, повторяющиеся слова (музыка, смерть, дом, плакал), вводные слова( должно быть, видимо).

Какой связью соединяются предложения в тексте?

( Предложения в тексте соединяются цепной связью.)

2. Определите тему, идею (основную мысль) текста.

(Автор рассказывает случай на войне. В одном из разрушенных польских городков солдат услышал звуки органа, они пробудили воспоминания и сильные чувства. Это говорит о том, что музыка может влиять на человека. В различных обстоятельствах она пробуждает разные чувства. Можно говорить о влиянии не только музыки, но и искусства вообще: искусство вечно, прекрасно, и это прекрасное заставляет беречь и любить жизнь, мир, красоту, «чтобы вечное небо не подбрасывало взрывами».)

3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.

(Стиль текста публицистический. В отрывке явно проступает авторская позиция. Васильев поднимает нравственную проблему, воздействует на читателя, воспитывая любовь к жизни, к прекрасному, к искусству. Показывает, как красота может повлиять на человека, и что человек должен сделать всё, чтобы сохранить и преумножить красоту. В речи автора чувствуется искреннее волнение.
Публицистический стиль эмоционален, отличается образностью (голубыми скорбными глазами, непонятная печаль, взлёты к небу, к звезде, детский восторг, жалость чистая, детская, боевой клич). Употребляются слова в переносном значении (ночь укрыла, музыка разворачивала, одежды).
Для построения текста автор использует сложные предложения, а также простые, распространённые, осложнённые обособленными членами, вводными словами.)

4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?

(Эпитеты: скорбными глазами, одинокий орган, изуродованные дома, ненавистного, проклятого слова, детская жалость, грязная изнанка, вечное небо.
Сравнения: музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома.
Метафоры: купол пожара, сорваны одежды.
Олицетворения: ночь укрыла, музыка звала, не плакала, заставляла.
Эмоциональные выражения: музыка закаменела; взлёты к небу, к звезде; растворилась в сердце; горло сдавило, стиснуло; древний боевой клич; горящие развалины.)

5. С какой целью автор использует их в тексте?

(Эти средства помогают почувствовать настроение героя, передать его чувства: взволнованность, горечь, любовь; воздействуют на читателя, заставляя его сопереживать герою.)

6. Объясните, пользуясь словарём, значение слов.

Скорбный – 1. Испытывающий скорбь, выражающий скорбь, печальный, горестный (книж.). 2. Больной, немощный (обл.)

Мрачный – 1. Тёмный, погружённый во мрак. 2. перен. Исполненный печали, наводящий грусть, безрадостный, угрюмый. 3. перен. Тяжёлый, беспросветный.

– В каком значении они используются в тексте?

(Скорбный – книжное, высокое.
Мрачный – в переносном значении. Признаки книжного стиля.)

7. Подберите синонимы к словам.

Восторг – радость, ликование, торжество, праздник, восхищение.
Плакать (нейтр.) – рыдать, хныкать, стенать ( разг.), выть (простореч.).
Вечный – бессмертный, неумирающий, неугасимый, непреходящий, неувядающий, нетленный, немеркнущий, бессрочный, постоянный.

– Уместна ли в тексте замена слов этими синонимами?

(Нет, каждое слово в тексте значимо, замена приведёт к искажению авторской мысли.)

8. Найдите в тексте причастия.

(Разрушенных, заваленным, нарисованными, зажатым, горящими, изуродованных, стоявшем, глядящими.)

– На что указывает обилие причастий в тексте?

(Указывает на книжный стиль, причастия придают речи выразительность.)

Найдите в предложении №5 слово, в котором звуков больше, чем букв. Сделайте фонетический разбор этого слова. ( стоял).

— Выпишите в тетрадь предложение №8 и произведите его синтаксический разбор.

— Разберите по составу слова: сухощёкими, обнажилось.

-Найдите предложение со сравнительным оборотом. Запишите его номер. (17)

— Выпишите по три словосочетания с различными видами связи.

Согласование-

Управление-

Примыкание-

9. Выполните по тексту тест

1. В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль?

1) 14 2) 15 3) 16 4) 18

2. К какому типу речи относится текст?

1. рассуждение

2. описание с элементами рассуждения

3. повествование с элементами описания

4. повествование с элементами рассуждения

3. Какое предложение связано с предыдущим при помощи личного местоимения и наречия?

1) 2 2) 3 3) 10 4) 14

4. Укажите способ образования слова бездомных (предложение №6).

1. приставочный

2. суффиксальный

3. приставочно-суффиксальный

4. сложение

5. Какой частью речи является слово мрачно (предложение №5)

1. наречие

2. краткое прилагательное

3. категория состояния

4. краткое причастие

6. В составе какого предложения нет обособленного определения?

1) 4 2) 8 3) 9 4) 17

7. Какая характеристика предложения №9 является верной?

1. Сложносочинённое предложение.

2. Простое предложение.

3. Сложноподчиненное предложение.

4. Бессоюзное предложение.

8. Из предложений №10-16 выпишите слово, образованное неморфологическим способом. ( близким)

9. Среди предложений №6-11 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное, укажите его номер. ( 11)

III.Домашнее задание

Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение (не менее 90 слов) на тему «Роль искусства в жизни человека».

Файлы: Безличные предложения. Урок в 8 классе.docx
Размер файла: 19874 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология