Автор конспекта:
Автор(ы): — Абашева Татьяна Викторовна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ с. Алексашкино»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

1) расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии;

2)показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов;

3) развивать навыки анализа поэтического текста;

4) формировать культуру восприятия поэтического слова.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Е.В.Карсалова. Стихи живые сами говорят… М. «Просвещение» 1990г.

2. Ф.И.Тютчев. Стихотворения. Проза. Письма. М. «Советская Россия» 1988г.

3. И.А.Бунин. Листопад. М. «Просвещение» 1992г.

Используемая методическая литература: —

1. Е.В.Карсалова. Стихи живые сами говорят… М. «Просвещение» 1990г.

2. Ф.И.Тютчев. Стихотворения. Проза. Письма. М. «Советская Россия» 1988г.

3. И.А.Бунин. Листопад. М. «Просвещение» 1992г.

Используемое оборудование: —

портреты поэтов, репродукции картин русских художников, ИКТ, ТСО (Чайковский П.И. «Времена года»)

Краткое описание: — Урок расширяет представление учеников о русской пейзажной поэзии, показывает, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, развивает навыки анализа поэтического текста, формирует культуру восприятия поэтического слова.

I.Начало урока

II. Закрепление полученных знаний о поэзии

Учитель: Обратимся к записанному на доске вопросу. Вы уже много читали, учили наизусть стихи русских и советских поэтов. Вы представляете себе, чем отличаются стихи от прозы. Но для чего же, для кого создаются, пишутся стихи? Ведь в обычной жизни, разговаривая друг с другом, нам и в голову не приходит говорить в рифму! Зачем же нужна поэзия? («Из стихов легко можно сделать песню», «В стихах всегда пишется о хорошем. В рассказах плохое бывает: про ссору или что-то случилось с героем. А в стихах все самое красивое, лучшее»).

Для того, чтобы лучше это понять, послушаем сказку (на фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года»):

«Жил-был город. Дома в нем были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. Так что даже самые давние жители легко могли в них заблудиться. Город был большой, люди в нем жили разные, но каждый, кто приезжал в город и видел его жителей, утверждал, что все они очень похожи, и вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому.

Когда им было холодно или больно, они хмурились и даже плакали. Но никому из них не было грустно, когда солнце закрывалось тяжелыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно и холодно. Если они видели поскользнувшегося и упавшего человека, они могли засмеяться. Но никто из них не улыбнулся от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже воробья, озорные лучики солнца, пробивающиеся сквозь густую листву деревьев.

Но ведь все люди не могут быть одинаковыми. Вот и в этом городе жил один чудак. Это был обыкновенный человек, такой же, как мы с вами. Но жителям города он казался чудаком, потому что мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чем-то с воробьями, мог услышать и даже записать, о чем шелестят между собой деревья. А порой он произносил фразы, которые казались жителям города странными и непонятными, вроде таких:

Не то, что мните вы, природа-

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

И был в этом городе большой старый сад. В нем росли деревья, распускались цветы, пели птицы. Но люди не замечали всего этого. Они приходили сюда только потому, что это было полезно – полезно двигаться, полезно дышать воздухом, насыщенным кислородом. И только чудак приходил сюда весной и осенью, зимой и летом, приходил, чтобы полюбоваться красотой сада.

Стоило ему появиться, как к нему опускали свои ветки деревья, к нему тянулись головки цветов, только для него пели птицы. Ведь чудак замечал то, чего не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом рассказать. И благодарный сад становился прекрасней, открывал человеку свои тайны…»

Учитель:Представьте себе… Сентябрь. Облетают листья. Ночью был первый заморозок. Еще вчера цвели георгины. А сегодня? Что случилось с ними?

Как сказали бы об этом жители города? Они подумали и сказали бы: «Цветы завяли, надо их вытащить и вскопать клумбу». А наш чудак, посмотрев на цветы, написал:

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело.

Дохнул сентябрь. И георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Учитель:Какие слова в этих строчках кажутся вам необычными, неожиданными? (Дохнул сентябрь) Как вы думаете, почему именно это слово выбрал наш герой? (Георгины поникли, опустили свои головки, кончики лепестков почернели, как будто обгорели)

Учитель:Пришла осень, изменилась вся природа вокруг. Наш герой видит, чувствует это новое, и читает стихи.

Звучит начало поэмы И.А. Бунина «Листопад»

(Кончая словами «И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой»)

Учитель:Какое настроение вызывает у поэта осень? (Ощущение красоты, торжественности, покоя и легкой грусти)

Учитель:Перечитаем описание леса. Какие краски увидел поэт? Докажите, что лес кажется прекрасным, сказочным. А какие строки вызывают у вас чувство легкой грусти? Как вы думаете, почему поэт назвал осень тихой вдовой? Кто такая вдова? Словарная работа: (Вдова — это женщина, потерявшая мужа. Она чаще всего немолода. В то время, когда вокруг праздник, она тиха, задумчива. Вот и осень – пора увяданья — напомнила поэту такую женщину.) Но несмотря на легкую грусть, осень в этом стихотворении праздничная. Чтобы убедиться в этом, еще раз послушаем стихотворение.

Учитель:Проходят дни, месяцы. Наступает зима. Мороз сковывает землю, закрывает ее белым пологом. Деревья в лесу стоят «по колено», а то и по пояс в снегу. Зимнее солнце не согревает землю, а еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.

Ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…».

Учитель:Ребята, посмотрите на репродукции с двух картин: И. Шишкина «Зима» и И. Грабаря «Февральская лазурь» Какая из них больше соответствует прочитанному стихотворению по настроению?

(На обеих картинах изображен прекрасный зимний лес, но картина И.Грабаря яркая, пронизанная солнцем и морозом, больше соответствует сказочной интонации стихотворения)

Учитель:Как поэт называет зиму? А какой русский поэт называл зиму, тоже волшебницей? Почему автор говорит о лесе «не мертвец и не живой»? Какое слово, стоящее рядом, помогает ответить на этот вопрос? (Это слово «сном волшебным». Лес безмолвен, неподвижен. Он спит до весны, когда его разбудит солнце)

Учитель:Наш чудак тоже любовался красотой зимней природы. Но ждал самого лучшего времени, когда она проснется под лучами солнца. И видел то, чего не видели другие люди. Чуткой душой он ощущал малейшие изменения в природе, раньше других чувствовал приближение весны.

Ученик читает первую часть стихотворения Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…»

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она,

И ей невольно улыбнулась…

Учитель:Как вам кажется, о каком месяце идет речь в стихотворении?(Вероятно, о марте) Как вы понимаете строчки «Воздух уж весной дышит»?(Воздух слегка нагревается под теплым солнышком, налетает легкий ветерок, в котором чувствуются запахи весны) Как вы понимаете последнюю строку? Что представляете, когда ее слышите? (Возникает картина весеннего солнца на ярко-голубом небе)

Чтобы убедиться в этом, еще раз послушаем стихотворение.

Учитель:Видите, как прекрасна природа в любое время года! И чудаку, который умел видеть ее красоту, радоваться ей, она открывала что-то новое. Чудак хорошо знал жизнь птицы и зверя, умел понять горе и радость любого живого существа, потому что чувствовал их горе и радость, как свои. И даже игрушку он мог сделать живой, рассказать о ней удивительную историю.

Звучит стихотворение В.А. Луговского «Медведь».

Учитель:Понравилось стихотворение?

Комментарий: «Вы, наверное, раньше, когда были маленькими, очень любили замечательную игрушку – плюшевого медведя. Вот и маленькая героиня стихотворения его очень любит. Ведь эта девочка так одинока! Представьте себе, как тяжело оставаться маленькой девочке дома одной, да еще ночью, да еще в праздник.

Кто твою хозяйку приголубит?

Мать с отцом встречают Новый год,

Домработница танцует в клубе,

К девочке мохнатый сон идет.

И единственный ее друг, единственная радость – плюшевый медведь, которого ей подарили на Новый год.

Девочка засыпает, и ей то ли чудится, то ли снится, будто ее любимый медведь куда-то уходит:

Но в двенадцать, видя свет фонарный,

Зверь пошел по лезвию луча,

Очень тихий, очень благодарный,

Ножками тупыми топоча.

Учитель:Куда же уходит медведь?

Сосны зверю поклонились сами,

Все ущелье начало гудеть.

Поводя стеклянными глазами,

В горы шел коричневый медведь.

Учитель:Неужели зверь навсегда уйдет от своей маленькой хозяйки, которой так одиноко, которой он так нужен? Нет, ведь сон добрый, новогодний. Медведю скажут, что нельзя бросать девочку:

Ты лежи, медведь, лежи в постели,

Лапами не двигай до зари

И, щеки касаясь еле-еле,

Сказки медвежачьи говори.

Путь далек, а снег глубок и вязок,

Сны прижались к ставням и дверям,

Потому что без полночных сказок

Нет житья ни людям, ни зверям.

Учитель:Вот какой вывод делает поэт: ни людям, ни зверям нет жизни без сказки, без фантазии, а значит, и без поэзии. Послушаем стихотворение еще раз.

Учитель:Вот какие стихи рождались у чудака, когда он бродил по городу и саду, когда вспоминал виденное и слышанное раньше. Его стихи слушали деревья в саду, звери и птицы. А люди не хотели слушать и понимать их. Но ведь человеку очень трудно живется, когда его не понимают, когда он одинок. И чудак ушел из города. Он ушел искать людей, близких ему. Ему было очень больно покидать сад, и он ушел, даже не попрощавшись с ним. А сад ждал своего друга. Без него повяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал. Жители города не могли понять, отчего это происходит. Но вот один из них вспомнил, что сад начал погибать тогда, когда ушел из города чудак. И тогда эти люди кинулись разыскивать его и сказали: «Погибает наш сад. Верни нам его». Чудаку жаль было своего друга – сад, и он вернулся. Он вошел в умирающий сад, и …случилось чудо. Он шел, и на глазах изумленных жителей города оживали цветы и деревья, начинали петь птицы. И тогда люди увидели, как прекрасен их сад. Поняли они и того, кто вернул им красоту и радость. Они больше никогда не будут называть его чудаком. А будут называть – как? Поэтом. Ведь это поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, цветов и деревьев, зверей и птиц, делает человека добрее и красивее, передает ему чувства любви и сострадания ко всем живым существам. И когда люди поняли, зачем нужна поэзия, они полюбили стихи чудака и других поэтов: А.А. Фета, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, В.А. Луговского и многих других.

И когда жители города гуляли по своему саду, который стал еще гуще и был прекрасен в любое время года, они часто вспоминали эти стихи.

Учитель:Давайте и мы с вами вспомним и прочитаем ваши любимые стихи о природе. Представим, что мы идем по весеннему саду или лесу. Какие стихи вспоминаются вам? (Дети читают свои любимые стихи о природе)

III. Подведение итогов урока

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология