Автор конспекта:
Автор(ы): — Конева Ирина Васильевна

Место работы, должность: — ГОУ СОШ № 546

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Познакомить учащихся с поэтическим миром М. Цветаевой.

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Урок-мастерская погружения в мир поэзии Цветаевой

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Одна из всех – за всех – противу всех!

(Мастерская творческого письма. Знакомство с поэтическим миром М. Цветаевой. 11 класс)

«Что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…Чтение – прежде всего сотворчество. Устал от моей вещи, значит – хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне».

Этими словами Марины Цветаевой я начинаю мастерскую, на которой учащиеся 11 класса знакомятся с её творчеством. И с нею самой. Ребят всегда подкупает её приглашение к сотворчеству, возможность «на равных» общаться. Именно на это они обращают внимание, когда я прошу их выделить главное. И пропускают самое важное – труд читателя. А метод мастерской, как мне кажется, и требует серьёзной индивидуальной работы, потому что обращен к ассоциативному восприятию текста и его эмоциональному воздействию на читателя. А как это необходимо при изучении поэзии, при первом знакомстве с творчеством поэта!

Сразу оговорю один важный момент: стихи должны звучать в исполнении учителя и учеников, заранее подготовивших чтение.

И ещё — мастерская рассчитана на 2 урока, так как необходимо время для создания и прочтения собственных работ учеников.

На доске – строки из стихотворений поэта, к которым ученики могут обратиться, когда будут создавать свои работы: в качестве эпиграфа или названия:

Одна из всех – за всех – противу всех!

Ибо путь комет –

Поэтов путь: жжя, а не согревая.

Рвя, а не взращивая – взрыв и взлом,-

Твоя стезя, гривастая кривая,

Не предугадана календарём!

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший – сер!

Где вдохновенье хранят, как в термосе!

С этой безмерностью

В мире мер?!

После обсуждения слов М. Цветаевой, с которых начинается мастерская, звучат стихи и к каждому из них предлагается ряд последовательных заданий. После выполнения — обмен мнениями с записью наиболее интересного или спорного (записи учащиеся ведут самостоятельно, зная, что это материал для их итоговых работ).

1. «Красною кистью рябина зажглась»

А) Выпишите лексический ряд слов (т.е. те слова, которые для вас значимы в стихотворении).

Б) Запишите свои звуковые и цветовые ассоциации.

2. «Проста моя осанка…»

А) Выпишите лексический ряд слов.

Б) Своими словами перескажите содержание стихотворения.

3. «Мне нравится, что вы больны не мною…» и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Благодарность»

А) Выпишите лексический ряд слов из обоих стихотворений.

Б) Сравните авторские интонации, звучащие в стихах поэтов.

4. «Не думаю, не жалуюсь, не спорю»

А) Это стихотворение читается самостоятельно, а затем слушается в исполнении нескольких учеников (его заранее для чтения не готовят: важен момент разного впечатления от прочитанного).

Б) Предложите варианты заглавия и по возможности объясните свой выбор.

5. «Рас-стояния, вёрсты, мили…» Б. Пастернаку.

А) Выпишите лексический ряд слов.

Б) Как вы думаете, кому и при каких обстоятельствах могло быть написано стихотворение?

В) Запишите свои ощущения от стихотворения.

6. «Рябину рубили…»

А) Запишите свои звуковые ассоциации к стихотворению.

Б) Какими движениями вы представили бы (показали) стихотворение?

7. «Что другим не нужно…»

Как понимаете смысл заключительных слов стихотворения: «Собеседницы и Наследницы»?

8. «Знаю, умру на заре!»

В каких словах, на ваш взгляд, звучит главная мысль стихотворения?

После обсуждения последнего задания учащимся предлагается написать итоговую работу — размышление, стихи, небольшое эссе, подобрав эпиграф и заглавие, к ней. Это то личное, субъективное восприятие учащимися мира Марины Цветаевой: её характера, чувств, стремлений, особенностей её поэзии, — который они услышали, почувствовали и приняли. Это и есть первый шаг навстречу поэту.

Я знаю, как трудно чужое сделать своим, а в общем-то и ненужно: если что-то нас увлекло – вернее сделать просто по-своему. Стихи, конечно, могут и должны быть другими (мы ведь и сами по-разному читаем Цветаеву), и задания к ним тоже, учитывая, какие цели мы ставим перед нашими учениками. Неизменным остается одно – их живое участие, то самое сотворчество, о котором мечтал поэт.

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Ночь темна –

Тяжела судьбина.

На краю у спуска –

Рябина.

Ветви вниз –

Плач и стон лихолетья.

Вековой каприз –

Мир в лохмотьях.

И горька судьба

На чужбине.

Вот он – взмах топора

Да по жизни.

Только вечен сплав –

Не отнять руки.

Так, Христа распяв,

Не убили вы.

Одно верно – жить!

Одна правда – петь!

Если слово «жизнь» —

Так дотла сгореть!

Холодилова Анна, ученица 11А класса

Файлы: Стихи Цветаевой..doc
Размер файла: 52736 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология