Автор конспекта:
Автор(ы): — Аверьянова Ольга Сергеевна

Регион: — Свердловская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Предмет: Русский язык

Программа: Образовательная система Школа 2100. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Русский язык. 3 класс.

Учитель: Аверьянова Ольга Сергеевна

Тема: Как найти и выделить в слове суффикс. Роль суффикса.

Предмет: Русский язык

Программа: «Образовательная система «Школа 2100». Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык. 3 класс».

Учитель: Аверьянова Ольга Сергеевна

Тема: «Как найти и выделить в слове суффикс. Роль суффикса».

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели: 1. Познакомить с алгоритмом нахождения суффикса в слове.

2. Развитие умения видеть суффиксы в словах.

3. Закреплять значения суффиксов для лексического значения слова.

4. Развитие речи учащихся.

5. Развитие логического мышления.

6. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Технология: Проблемно-диалогическая.

Задачи: Систематизировать знания о морфемах (корне, приставке, окончании, основе, суффиксе); развивать умения работы в парах и группах; вести учебный диалог; развитие умения делать выводы, аргументировать свои ответы; развивать умение давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

Оборудование: Демонстрационный материал: карточки, позволяющие детям воспроизвести знания о суффиксе; карточки для работы в парах: со словами: бабочка, розочка; технологические карты: как найти в слове суффикс; таблица суффиксов и их значений.

Оформление: Карта страны «Морфемика» с островами: «Корень», «Приставка», «Окончание», «Суффикс».

Девиз урока: «Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность его найти».

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

У. Прочитайте девиз сегодняшнего урока.

Д. Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность его найти (слайд №1)

У. Вы боитесь трудностей? Я желаю вам их успешно преодолеть.

У. По какой стране мы путешествуем? (слайд №2)

Д. Морфемика.

У. Чем интересна эта страна?

Д. В ней живут части слова (слайд №3)

У. Составьте слова с этими морфемами: на и бег по

а ок

Д. набеги, побег, бега, беги, бег.

У. С какого острова эти морфемы?

Д. Отвечают, аргументируя свой ответ, и прикрепляют табличку на карту острова.

У. Где будет жить морфема ОК? Давайте придумаем с ней слова.

Д. Щенок, мосток, дымок, теремок, островок. ОК будет жить на острове суффикса.

У. записывает слова на доску

У. Как образовалось слово ДЫМОК?

Д. Был ДЫМ, прибавили ОК, стал ДЫМОК (слайд №4)

У. Какую роль выполняет суффикс ОК?

Д. Обращаются к таблице «Значения суффиксов».

У. Сформулируйте тему урока.

Д. Суффикс и его роль в слове.

У. Что вы знаете о суффиксе?

Д. Суффикс это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

2. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и цели урока.

Работа в парах.

У. Попробуйте выделить суффикс в данных словах: РОЗОЧКА, БАБОЧКА.

Обозначьте орфограммы.

Д. Выполняют работу на индивидуальных листочках, обозначая орфограммы и выделяя морфемы.

(Рассматриваются различные варианты разборов. Корни: БАБ, РОЗ, БАБОЧК, РОЗОЧК.)

У. Задание было одно, а выполнили его по-разному. Чего мы не знаем?

Д. Как найти в слове суффикс?

У. Уточните тему урока.

Д. Как найти в слове суффикс. Роль суффикса.

(Открывается тема урока на доске).

У. Какова цель урока?

Д. Научиться находить в слове суффикс.

3. Поиск решения (открытие нового знания).

А) решение детьми проблемы

У. Как решить эту проблему? Есть ли суффиксы в словах БАБОЧКА и РОЗОЧКА?

Перед вами рассыпанный алгоритм нахождения суффикса в слове. Что такое алгоритм?

Д. Последовательность действий.

У. Восстановите последовательность в этом алгоритме. Для этого объединитесь в группы, подумайте, кто будет отвечать и доказывать правильность вашего алгоритма.

У. Внимательно слушаем ваши предложения и выход из проблемной ситуации.

Д. «Как найти в слове суффикс»

1. Прочитай слово.

2. Измени слово, выделив окончание.

3. Отдели окончание от основы.

4. Подбери однокоренные слова, выдели корень.

5. Выдели суффикс.

У. Все согласны? (слайд №5)

Д. Да.

Б) Фиксирование алгоритма в языке.(слайд №6)

У. Какой же суффикс будет в словах БАБОЧКА и РОЗОЧКА? Докажите, используя наш алгоритм.

Д. Читаю слово- БАБОЧКА; изменю его -нет БАБОЧКИ, окончание А, так как окончание это изменяемая часть слова; основа слова БАБОЧК, потому что основа это часть слова без окончания; подберу однокоренные слова БАБОЧКИН, значит корень в слове БАБОЧК; суффикса нет.

У. Оценит ответ Яны Яковлев Саша.

Саша: Было задание найти суффикс в слове БАБОЧКА, используя алгоритм. Яна справилась с заданием самостоятельно, без ошибок, задание выполнено на высоком уровне.

У. Согласны?

Д. Да.

У. Молодец, Яна!

У. Будет ли суффикс в слове РОЗОЧКА?

Д. используя алгоритм, доказывают, что суффикс ОЧК.

У. Что интересного заметили?

Д. Часть корня может быть похожа на суффикс.

У. Где можно проверить правильность выделения суффикса?

Д. В словообразующем словаре.

4. Первичное закрепление.

У. Выполним упражнение 193. Найдите второй шаг в задании. Прочитайте.

Д. Найди и выдели в словах окончание и основу. Выдели корень. Какую часть слова осталось

Обозначить? Для чего она служит?

У. Что эта последовательность нам напоминает?

Д. Наш алгоритм «Как найти в слове суффикс».

У. Давайте сравним авторов учебника и наш алгоритм. Что можно сказать?

Д. Мы правильно составили последовательность нахождения суффикса. Мы молодцы!

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

У. Выделим в словах из упражнения все части.

Д.Работают самостоятельно, при проверке проговаривают по алгоритму все шаги, сравнивают свои решения с образцом, написанным на доске.

5. Анализ индивидуальной деятельности на уроке.

У. Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. А теперь я прошу взять лист с самоанализом вашей индивидуальной деятельности. Поставьте знак «+» в тех графах каждого столбца, где по вашему мнению, вы задание выполнили верно, без затруднений. Знак «?», если испытывали затруднение.

Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме

«Как найти и выделить в слове суффикс. Роль суффикса».

Фамилия_______________________ Имя________________________

+ — задание выполнил(а) верно, без затруднений

? – испытывал(а) трудности

Знаю

Умею

Определение суффикса

Подбирать однокоренные слова

Определение основы

Отделять окончание от основы

Определение корня

Выделять корень

Значения суффиксов

Доказать, что суффикс служит для образо

вания новых слов

Алгоритм «Как найти в слове суффикс»

Работать в группе

6. Итог урока. Рефлексия.

У. Чему мы учились на уроке?

Д. Как найти и выделить в слове суффикс.

У. Что нового узнали?

Д. Часть корня может быть похожа на суффикс.

У. Дома отработайте алгоритм на словах: мосток, домок и т.д .(В начале урока дети составляли эти слова).

У. Я вижу, что вы хорошо усвоили тему сегодняшнего урока. А теперь я предлагаю провести тест-контроль.

Тема: «Состав слова».

Обозначь знаком «Х» правильный ответ.

1.

Часть слова, которая является общей для всех родственных слов — это…

А

Б

В

Г

Корень

Окончание

Приставка

Суффикс

1 балл

2.

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это…

А

Б

В

Г

Корень

Окончание

Приставка

Суффикс

1 балл

3.

Выбери и отметь слово, в котором правильно выделены все значимые части

А

Б

В

Зимушка

Зимушка

Зимушка

1 балл

4.

Выдели суффикс в словах

Липовый, бобренок, конвертик, морской

4 балла

5.

Выбери слова, в которых суффиксы имеют увеличительное значение

А

Б

В

Г

Д

Е

Вазочка

Ручища

Горка

Злющий

Серенький

Большущий

3 балла

6.

Выбери слова, в которых суффиксы имеют уменьшительное значение

А

Б

В

Г

Д

Е

Вазочка

Ручища

Горка

Злющий

Серенький

Большущий

3 балла

7.

Выбери слова, в которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение

А

Б

В

Г

Д

Артистка

Ножка

Ложка

Лошадка

Ночка

3 балла

Самооценка детьми собственной деятельности.

У. Максимальное количество баллов – 16

15-16 баллов-«5», 13-14 баллов – «4».

Подведение итогов выполнения тест — контроля.

У. Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы цели? С помощью чего достигли? Все трудности преодолели? Спасибо за урок! (слайд №7)

Файлы: Размышляем о словах.doc
Размер файла: 142848 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология