Автор конспекта:
Автор(ы): — Каменева Оксана Анатольевна
Место работы, должность: — МБОУ СОШ №48 г.Белгорода, учитель начальных классов
Регион: — Белгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек-;
формирование УУД.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник "Русский язык" С.Иванов, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" часть1
Используемое оборудование: —
мультимедийный проектор, экран, ПК
Краткое описание: — урок проводится в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-.
(УМК "Начальная школа XXIвека")
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных
-ик-, -ек-.
Задачи урока: предметные УУД:содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
метапредметные:способствовать формированию УУД:
регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: учебник "Русский язык" С.Иванов, для 2 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, карточки для групповой работы, презентация к уроку.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на парте.
— Ребята, какой у нас сейчас урок?
— Каким бы вы хотели видеть наш урок?
— Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите.
Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу.
— Чему мы учимся на уроках русского языка?
— Для чего мы этому учимся?
Обобщение: грамотность — показатель культуры человека. Значит, на уроках русского языка мы учимся быть грамотными, а значит культурными.
2. Определение темы урока. Постановка целей урока.
— Давайте понаблюдаем за написанием слов ключик и замочек. Выясним, нужно ли какое-то правило для их правописания.
— Назовите корень слов. Назовите суффикс слов.
— Укажите ударный или безударный гласный в суффиксе.
— Сравните произношение и написание слов.
— Почему же мы в слове ключик пишем - ик-, а в слове замочек пишем -ек-? Достаточно ли наших знаний?
— Сформулируйте тему урока.
— К какому блоку будет относиться сегодняшний урок?
— Как думаете, чему мы должны научиться на уроке?
— Вы правильно сделали вывод. Бережно откройте учебник на стр. 122 и прочитайте тему нашего урока.
— Сегодня на уроке мы будем работать по следующемуплану:
1. Пальчиковая гимнастика. Каллиграфическая минутка.
2. "Мозговой штурм". Групповая работа.
4. Физминутка.
5. Работа в паре.
6. Самостоятельная работа.
7. Итог урока.
3. Пальчиковая гимнастика. Каллиграфическая минутка.
Послушайте сказку, которая поможет нам лучше запомнить сегодняшний урок.
— В одном сказочном городе "Состав слова" жили Суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. И уроки в школе начинались с таких упражнений:
Пальчиковая гимнастика.
1. «Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
2. "Карандаш" (взять с гранями)
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
3. «Замок».
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (резко расцепить пальцы, развести руки в стороны).
Каллиграфическая минутка.
— Прочитайте буквосочетания: ек ик чек чик.
— Какие из них являются суффиксами?
— Что такое суффикс?
— Для чего служит суффикс?
— Вспомните, в каких словах встречаются -ик-, -ек-?
— Пропишите буквосочетания. Подчеркните самое красивое написание.
— Оцените свою работу, заполнив листок успешности.
4. Открытие детьми нового знания. Усвоение нового знания и способов действия.
— Чтобы достигнуть цели урока, ученики в сказочном городе "Состав слова" шли разными путями:
Путь 1: можно взять готовое правило.
Путь 2: можно самим изобрести правило.
— Каким путем мы пойдем и почему? (лучше пробовать самим, чтобы лучше запомнить).
— Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется — ик-, а когда пишется -ек-.
(Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).
Карточка № 1 (1 уровень)
Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
Карточка № 2 (2 уровень)
Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка № 3 (3 уровень)
Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек–
Ученики каждой группы делают выводы.
— А что же происходило в сказочной школе? Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг суффикс -ек- самым настоящим прогульщиком — вернее: К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.
— Как проверить верность наших выводов? (прочитать в учебнике).
— Верно, обратимся к научному источнику — учебнику. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?
— Познакомимся с алгоритмом. Чтение на стр. 123-124.
— Оцените свою работу, заполнив листок успешности.
5. Физминутка.
1. "Буратино" (проводит ученик)
2. Если я назову слова с -ик- приседают мальчики, а если с -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, дождик.
— Оцените свою работу, заполнив листок успешности.
6. Закрепление изученных способов действий.
— Ребята, я предлагаю выполнить упражнение 2. Посмотрите на задание, как лучше поработать с этим упражнением (в паре).
— Прочитайте задание. Как вы будете объяснять написание суффиксов? Запишите слова в 2 столбика (по 3 слова в каждый).
Проверка выполнения парной работы. (на слайде)
— Оцените свою работу, заполнив листок успешности.
7. Гимнастика для глаз.
На слайде.
8. Контроль и самооценка знаний и способов действия
Самостоятельная работа в рабочей тетради "Пишем грамотно" упр.1 стр. 69-70. Взаимопроверка.
— Оцените свою работу, заполнив листок успешности.
9. Подведение итогов урока, информация о домашнем задании.
— Какую учебную задачу ставили? Удалось ли ее решить?
— Где будете применять эти знания? Что еще предстоит сделать?
— Домашнее задание:
— Посмотрите на свои листы успешности. Оцените вашу работу на протяжении всего урока.
Учитель подводит итог работы учащихся.
10. Рефлексия.
Дополните предложения:
— Я теперь знаю ….
— Я теперь умею …
— Мне было легко…
— У меня вызвало затруднение ….
— У меня …. настроение.
Урок окончен.
Файлы: Урок развития речи в 4 классе по теме.doc
Размер файла: 75776 байт.