Автор конспекта:
Автор(ы): — Каменева Оксана Анатольевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №48 г.Белгорода, учитель начальных классов

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек-;

формирование УУД.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник "Русский язык" С.Иванов, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" часть1

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор, экран, ПК

Краткое описание: — урок проводится в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-.

(УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных

-ик-, -ек-.

Задачи урока: предметные УУД:содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: учебник "Русский язык" С.Иванов, для 2 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, карточки для групповой работы, презентация к уроку.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на парте.

— Ребята, какой у нас сейчас урок?

— Каким бы вы хотели видеть наш урок?

— Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите.

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Если будет трудно, я тебе помогу.

— Чему мы учимся на уроках русского языка?

— Для чего мы этому учимся?

Обобщение: грамотность — показатель культуры человека. Значит, на уроках русского языка мы учимся быть грамотными, а значит культурными.

2. Определение темы урока. Постановка целей урока.

— Давайте понаблюдаем за написанием слов ключик и замочек. Выясним, нужно ли какое-то правило для их правописания.

— Назовите корень слов. Назовите суффикс слов.

— Укажите ударный или безударный гласный в суффиксе.

— Сравните произношение и написание слов.

— Почему же мы в слове ключик пишем - ик-, а в слове замочек пишем -ек-? Достаточно ли наших знаний?

— Сформулируйте тему урока.

— К какому блоку будет относиться сегодняшний урок?

— Как думаете, чему мы должны научиться на уроке?

— Вы правильно сделали вывод. Бережно откройте учебник на стр. 122 и прочитайте тему нашего урока.

— Сегодня на уроке мы будем работать по следующемуплану:

1. Пальчиковая гимнастика. Каллиграфическая минутка.

2. "Мозговой штурм". Групповая работа.

4. Физминутка.

5. Работа в паре.

6. Самостоятельная работа.

7. Итог урока.

3. Пальчиковая гимнастика. Каллиграфическая минутка.

Послушайте сказку, которая поможет нам лучше запомнить сегодняшний урок.

— В одном сказочном городе "Состав слова" жили Суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. И уроки в школе начинались с таких упражнений:

Пальчиковая гимнастика.

1. «Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

2. "Карандаш" (взять с гранями)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

3. «Замок».

Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)

Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),

Потянули, потянули

И открыли! (резко расцепить пальцы, развести руки в стороны).

Каллиграфическая минутка.

— Прочитайте буквосочетания: ек ик чек чик.

— Какие из них являются суффиксами?

— Что такое суффикс?

— Для чего служит суффикс?

— Вспомните, в каких словах встречаются -ик-, -ек-?

— Пропишите буквосочетания. Подчеркните самое красивое написание.

— Оцените свою работу, заполнив листок успешности.

4. Открытие детьми нового знания. Усвоение нового знания и способов действия.

— Чтобы достигнуть цели урока, ученики в сказочном городе "Состав слова" шли разными путями:

Путь 1: можно взять готовое правило.

Путь 2: можно самим изобрести правило.

— Каким путем мы пойдем и почему? (лучше пробовать самим, чтобы лучше запомнить).

— Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется — ик-, а когда пишется -ек-.

(Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).

Карточка № 1 (1 уровень)

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2 (2 уровень)

Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3 (3 уровень)

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Ученики каждой группы делают выводы.

— А что же происходило в сказочной школе? Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг суффикс -ек- самым настоящим прогульщиком — вернее: К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.

— Как проверить верность наших выводов? (прочитать в учебнике).

— Верно, обратимся к научному источнику — учебнику. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?

— Познакомимся с алгоритмом. Чтение на стр. 123-124.

— Оцените свою работу, заполнив листок успешности.

5. Физминутка.

1. "Буратино" (проводит ученик)

2. Если я назову слова с -ик- приседают мальчики, а если с -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, дождик.

— Оцените свою работу, заполнив листок успешности.

6. Закрепление изученных способов действий.

— Ребята, я предлагаю выполнить упражнение 2. Посмотрите на задание, как лучше поработать с этим упражнением (в паре).

— Прочитайте задание. Как вы будете объяснять написание суффиксов? Запишите слова в 2 столбика (по 3 слова в каждый).

Проверка выполнения парной работы. (на слайде)

— Оцените свою работу, заполнив листок успешности.

7. Гимнастика для глаз.

На слайде.

8. Контроль и самооценка знаний и способов действия

Самостоятельная работа в рабочей тетради "Пишем грамотно" упр.1 стр. 69-70. Взаимопроверка.

— Оцените свою работу, заполнив листок успешности.

9. Подведение итогов урока, информация о домашнем задании.

— Какую учебную задачу ставили? Удалось ли ее решить?

— Где будете применять эти знания? Что еще предстоит сделать?

— Домашнее задание:

— Посмотрите на свои листы успешности. Оцените вашу работу на протяжении всего урока.

Учитель подводит итог работы учащихся.

10. Рефлексия.

Дополните предложения:

— Я теперь знаю ….

— Я теперь умею …

— Мне было легко…

— У меня вызвало затруднение ….

— У меня …. настроение.

Урок окончен.

Файлы: Урок развития речи в 4 классе по теме.doc
Размер файла: 75776 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология