Автор конспекта:
Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

познакомить учащихся с народными промыслами Центральной России и своей местности

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: —

Урок в музее

«Народные промыслы Центральной России»

Цель: познакомить учащихся с народными промыслами Центральной России и своей местности

Задачи:

  • Расширить знания об обычаях, традициях русского народа и жителей своей малой родины.

  • Дать знания о народных художественных промыслахнаселения Центральной России.

  • Расширить познавательный интерес учащихся к истории своей малой Родины,

  • Воспитывать чувство гордости, интерес и уважение к традициям народов, живущих в Центральной России, к старшему поколению

  • Совершенствование умения создания презентаций и проведения виртуальных экскурсий

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийные презентации учащихся, музейные экспонаты раздела «Мастера и мастерицы нашей деревни»

Ход урока:

  • Организационный момент:

  • Здесь время застыло и здесь – тишина.
    И гид, что в музее, все знает она.
    Лежат экспонаты, покрытые пылью,
    Музейные нынче, а были ведь былью.
    Не принято громко тут говорить-

    В минувшие дни получаем билет,
    Попадаем за ширму веков и времен,
    Забытых фамилий и чьих-то имен.

    2. Подготовительный момент:

    У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о Центральной России, расширим знания об обычаях, традициях русского и татарского народа. Сегодня мы с вами совершим путешествие в центры народных промыслов.

    3. Основной этап:

    Выступления учащихся — защита презентаций.

    1 ученик. Дымковская игрушка

    Напротив города Кирова, на правом берегу реки Вятки есть Дымковская слобода. С давних пор в ней селились мастера – игрушечники. Говорят, что потому слободу и назвали Дымковской, что с утра до ночи там над каждой крышей поднимался дым – мастера игрушки обжигали. С незапамятных времен славилась слобода игрушками – свистульками. Техника изготовления дымковской игрушки не очень сложна. Лепится она из простой красной глины, обжигается, а затем покрывается меловым грунтом. По белому фону игрушка покрывается анилиновыми красками, разведенными на молоке. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментом в виде точек ,кружков, клеточек, зубцов. Иногда поверх узора налепляются кусочки сусального золота, придающие игрушкам большую нарядность. По форме дымковские игрушки самые разные. Есть традиционные свистульки – уточки, барашки с золотыми рогами, лошадки, всадники. Есть скульптурные фигурки – румяные барышни и няньки с веселыми детишками, нарядные водоносы с ведрами, усатые гусары, птицы, звери. Есть даже целые композиции.

    Чудом дожила старинная игрушка до наших дней. К счастью, интерес к народной игрушке в наше время возродился. Собрали старых дымковских мастериц, подобрали молодых учениц, и дымковская игрушка снова расцвела во всей своей красоте.

    2 ученик. Хохлома

    Говорят, будто давным–давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это сказка, но сказка – ложь, но в ней намек. Не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота, которая зовется Хохломой. А появилось это искусство в 17 веке в селе Хохлома.

    Хохломские изделия изготавливают из липы, березы. Хохломской росписью расписывали домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошим подарком. В больших количествах изготавливали ложки – ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались как музыкальный инструмент.

    Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет «золота» Хохломы – применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100 – 120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой.

    В свое время иностранные купцы захотели наладить такое же производство у себя. Однако ничего не получилось.

    3 ученик. Городецкая роспись

    Стояли по берегам Узолы дубравы. Величественные дубы гляделись в черное зеркало воды, время и волны точили берег, и валились деревья в омуты. Дуб лежал в воде, морился, становился черным и тяжелым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце резной фигуркой из мореной дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины и липы. Белые донца, вытесанные из мягкой древесины, сами просились под резец или кисть. В 1870 году в деревню Курцево приехал иконописец Н.И. Огуречников править роспись в местной церковке. Он и надоумил местных умельцев делать донца не резные, а крашеные, показал, как варить олифу, снабдил масляными красками (кистью работать резвей и веселей). И разлетелась вскоре чудо-красота по всей России. Чего только не было изображено на донцах мужицкой рукой. Тут сцены чинных чаепитий, пестрые цыганские хоры, разудалые народные гулянья, кавалеры, барышни, кошки, петухи, пышные розаны и павлины. Впрочем, павлины были очень похожи на индюшек, которых в каждом крестьянском дворе было не по одной.

    Родившись в 30 км от Хохломы, городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Там, где у хохломы дела вершили 4 цвета, городские краски пылали всей палитрой. Городецкая роспись – холодная. А в рисунке – сюжетные картины. Так с прялочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель.

    4 ученик. Гжель

    Гжель – это название поселка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района московской губернии, В этих местах издавна жили искусные гончары. В 1724 году в Гжели появился первый завод. Постепенно наш край стал полноправным хозяином керамического производства в России.

    «Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. Есть даже огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную. В этом вы можете убедиться сами. Все это – белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная! Когда изготавливают предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частичку своего сердца, доброту души.

    История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, сказочные, синие цвета Гжели будут цвести по-прежнему.

    5 ученик. Тульские самовары.

    Настоящей самоварной столицей является Тула. Первая самоварная фабрика там была основана в 1778 году, а к 1890 году их было уже 74. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле выпускали около 150 фасонов различных самоваров: «шары», «бочонки», «вазы» и «рюмки», «банки». Сопели и пыхтели в домах наших бабушек эти самовары.

    6 ученик. Палех

    Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – вот и все знаменитое еще с XVII века село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне. Художники Палеха пишут не масляными красками, а темперой, то есть красками, разведенными на клею и яичном желтке. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры. Сегодня в Палехе создают лаковые миниатюры-росписи шкатулок, коробочек, брошек.

    Как же создаются такие прекрасные, яркие шкатулки?

    Шкатулки для росписи делают так: сначала прессуют листы картона, промазанного клейстером (такой картон называют папье-маше). Затем их пропитывают льняным маслом и прокаливают в специальной печи — заготовки становятся лёгкими и прочными. Потом столяры изготавливают коробочки нужной формы и шлифуют поверхность, пока она не станет абсолютно гладкой. А лакировщики покрывают их несколькими слоями чёрного лака. Внутреннюю поверхность шкатулки окрашивают в ярко-красный цвет. И, наконец, художник расписывает шкатулку. Фигурки на палехских шкатулках как будто светятся — это потому, что некоторые детали пишутся настоящим золотом, растёртым в порошок и смешанным с клеем. Это очень тонкая работа, и любая палехская шкатулка — настоящая драгоценность.

    7 ученик. Матрешка — символ России.

    Ее знают во всех городах и сёлах, а когда иностранные туристы бывают в России, они всегда увозят с собой исконно русский сувенир — деревянную матрёшку. В Подмосковье, на берегах речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. Здесь жил помещик Савва Мамонтов. Однажды из-за границы привезли ему в подарок японскую игрушку — большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нем японка, в ней ещё и японец — мальчишка спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтову. Попросил он токаря Звёздочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской. А художнику Малютину поручил расписать её. В результате получилась кукла совершенно непохожая на японскую. Это была девочка в русском сарафане и переднике. Настоящая Матрёна. Так и прозвали куклу — матрёшкой. Сначала делали матрёшек вручную. Стоили они очень дорого. А потом начали вытачивать её на токарном станке. Дело пошло быстрее.

    Сейчас матрёшек делают в г. Семёнов и Похловский майдан, что в нижнем Новгороде. Все они отличаются друг от друга.

    8 ученик. Финифть

    Провинциальный городок Ростов Ярославской области славится финифтью, зародившейся здесь в конце XVII века. Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает блестящий. Эмаль — прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом при температуре 780-900 градусов. Художественная (горячая) эмаль один из древнейших способов украшения металла. Финифти применяют для исполнения миниатюрных портретов, украшения ювелирных изделий, икон, гербов и других предметов роскоши. Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века. Эмаль наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. Роспись по эмали практически никогда не повторяется. Каждое изделие с финифтью индивидуально. Ростовская финифть считается лучшей в России.

    У: Каждому народу остается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями, талантами. Мы с вами убедились, что народные промыслы Центральной России разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Народные промыслы – важный элемент культуры и быта населения.

    — Давайте еще раз вспомним, что же такое промысел? – Это мелкое ремесленное производство, т. е. изготовление необходимых людям вещей: обуви, одежды, посуды, украшений ручным способом и т.п.

    — А называют промыслы народными, так как издавна народ, изготавливая какую-либо вещь, сохранял свое умение, передавал следующему поколению.

    На Руси развивалось много различных ремёсел, но у каждого народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий, одежды и украшений, изготовления тех или иных предметов. Благодаря многим поколениям мастеров они сохранились и до наших дней. Есть свои умельцы, мастера, одарённые люди и в нашей местности. Они бережно хранят секреты и создают своими руками сказочную красоту. В нашем школьном краеведческом музее накоплен богатый материал о местных мастерах и мастерицах. Благодаря исследовательской, поисковой работе наших школьников оформлены стенды, альбомы, фоторепортажи о них.

    Конспект  урока географии

    Конспект  урока географии

    — Для того, чтобы подробно познакомиться с народными промыслами нашей деревни, я предлагаю вам окунуться в удивительный богатый мир нашего музея.

    Мастер или мастерица — это тот еще народ,
    Мастер дела не боится, а совсем наоборот!
    Потому и веселится и ликует весь народ,
    Если мастер (мастерица) дело в руки заберет.

    Эти строки, я думаю, как раз о тех мастерах, с которыми я хочу познакомить вас на сегодняшнем занятии.

  • Хочу начать свой рассказ с мастериц, знавших секретыришелье (показываю фотографии и называю имена мастериц). Их зналине только в нашей деревне, но и за ее пределами.

  • Ришелье — ажурная и изысканная вышивка. Ее использовали при создании скатертей, постельного белья, салфеток, отделки одежды (показываю экспонаты музея)

    Конспект  урока географии

    Конспект  урока географии

    Ткань вставляли в пяльцы, таким образом, чтобы долевые и поперечные нити не перекосились. Все детали узора обшивали по контуру мелкими стежками. В нашей деревне до середины 80-х годов использовали шторы, выполненные в технике ришелье. На всех деревенских окнах можно было увидеть работу этих мастериц.

  • Такое искусство, как ковка, появилось очень давно. Ремесло кузнеца всегда считалось очень сложным, но довольно престижным и интересным. И если на сегодняшний день далеко не каждый человек мечтает стать кузнецом, то кованые изделия все приобретают с большим удовольствием. Это и перила, и козырьки, и, конечно же, ворота. Кованые ворота сегодня в деревне можно встретить буквально на каждом углу. Это заслуга наших мастеров. Они продолжают традиции известных кузнецов нашей деревни(просмотр фотоматериала).

  • Конспект  урока географии

    Конспект  урока географии

    Конспект  урока географии

  • Конспект  урока географии

    В каждой деревне были печники (фотографии знаменитых печников д.Алашайка). Издревле печных дел мастер в деревне ценился на вес золота. Он был уважаемым человеком. Если в деревне таковой имелся, то она считалась зажиточной. Такой мастер обслуживал и окрестные села, его приглашали в другие области. К сожалению, в XXI веке профессия «печник» не пользуется спросом. Работа эта трудная и очень ответственная. На кону стоит подчас не только имущество заказчика, но и его жизнь и жизни семьи.

  • В давние временапочти все предметы каждодневной необходимостиизготавливались своими руками. Долгими зимними вечерами женщины занимались вязанием, проводили время вот за такими ткацкими станками. Ткали нарядные узорчатые полотенца, скатерти– столешницы, покрывала, коврики, половики (все демонстрируется). Ткали, в основном, изо льна. Теперь никто, конечно, в деревне не умеет пользоваться такими станками, да и нет в этом необходимости. А вот вязание сохранилось.

  • Вязание, наверное, один из самых распространённых видов народных промыслов. Для всех нас большим подспорьем являются носки, варежки, шарфы, свитера, которые вяжут родители.

    Много в деревне мастериц: одни вяжут спицами, другие крючком. Вот, например, работы жительницы деревни: воздушные кружева, кружевные платочки, салфетки. А ещё у нее много изделий, связанных в технике макраме.

    Конспект  урока географии

    Конспект  урока географии

  • С давних портатарские девушки украшали вышивкой одежду, обувь,предметы быта.В старину вышивали в основном на холсте красными нитками.Позже появилисьв вышивках и другие расцветки ниток. Вышивки помещали в виде широкой полосы на столешницах, на концах полотенец, женской и мужской одежде, украшали накидки на подушки, покрывала. Сейчас, в связи с изменением быта, эти вещи ушли из жизни. К счастью, многие из вышивок тех лет, созданные руками наших бабушек и мам, сохранились и до сих пор радуют глаз умелым сочетанием цветов, самобытной композицией и аккуратным исполнением. В нашем школьном краеведческом музее имеются такие работы.

  • Конспект  урока географии

    Конспект  урока географии

    Конспект  урока географии

    Конспект  урока географии

  • В эти холодные дни многие из вас ходят в валенках. Ваши родители купили их либо на рынке, либо у продавцов из Татарстана. Это все потому, что в нашей деревне не осталось ни одного мастера по валянью валенок. А ведь такие были (знакомство с мастерами). А вот промысел постепенно исчез. Процесс изготовления валенок не простой, долгий и трудоемкий.После того, как овечку обстригают, шерсть моют, вычесывают, потом ровно разлаживают и в результате получается тонкое, мягкое, серое полотно. Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась ещё плотнее.Эта заготовка уже отдалённо напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. Здесь нужна физическая сила и много терпения. Затем валенок отправляют сушиться.Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Технология вяления передавалась из поколения в поколение. У каждого умельца свой секрет, и валенки получались особые.

  • У.: Сегодня мы с вами познакомились лишь с небольшой частью экспонатов школьного музея. Рассказывать об умельцах нашей деревни можно много и долго. Но время урока подходит к концу. В заключении я хочу сказать одно – народное творчество не уходит в прошлое, каждому поколению чем-то оно нравится. Это значит, что народные промыслы будут жить ещё много лет, а местные умельцы будут прославлять нашу малую Родину.

  • Итоговый момент:

  • Подведение итогов урока, отметки за урок.

    Рефлексия.

  • Информационный момент:

  • Домашнее задание — подготовить презентацию «Народные промыслы в моём семейном роду»

    Рубрики: География Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология