Автор конспекта:
Автор(ы): — Морунова Любовь Викторовна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №6 им. Н.В.Кузьмина, г.Сердобск, учитель биологии

Регион: — Пензенская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Коспект урока по теме "Многообразие паукообразных" с презентацией.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 им. Н.В.Кузьмина

«Многообразие паукообразных»

(открытый урок 7 класс)

Учитель биологии: Морунова Л.В.

2009 год

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с характерными признаками паукообразных как сухопутных животных.

2. Продолжить формирование умения сравнивать объекты и делать выводы.

3.Воспитание правильных гигиенических привычек.

4.Воспитание любви к природе.

Оборудование:

1.Фотографии животных.

2.Видиофиль «Паукообразные».

3.Презентация «Многообразие Паукообразных».

4.Текст «Размножение Паукообразных».

5.Дидактические карточки на сравнение биологических объектов.

Ход урока:

l. Орг. момент.

ll. Повторение материала по теме Ракообразные.

1.На карточке. Задание 1.

Установите соответствие между характеристиками, и типами к которым они принадлежат.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПЫ

А) тело мягкое 1) Тип Моллюски

Б) тело состоит из головы, груди и брюшка 2)Тип Членистоногие

В) тело состоит из туловища, головы и ноги

Г) есть раковина

Д) наружный скелет из хитина

Е) членистые конечности

Ж) нервная система узлового типа

З) нервная система – разбросанно-узлового типа

2.НА ДОСКЕ. Задание 2.

Из предложенных рисунков выбрать представителей типа Членистоногие.

3.ИГРА: « Интересное из жизни….»-сообщение учеников о ракообразных.

4.УСТНО: Среда обитания и внешний облик речного рака.

lll. Изучение темы урока.

1.Актуализация знаний. (На доске изречение «Пауки повсюду - но они не страшны»).

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о загадках второго класса типа Членистоногие – класса Паукобразные. Чем пауки отличаются от других Членистоногих? Почему они первыми освоили сушу? Почему их пищей становятся представители родственного типа- типа Членистоногие? Мы постараемся ответить на эти вопросы. А вначале посмотрим презентацию, подготовленную Голдовой Алиной «Многообразие Паукообразных».

2.Презентация «Многообразие Паукообразных»5 минут.

(на последнем слайде рак, скорпион, паук)

3.Строение Паукообразных. (Беседа, работа с тетрадью)

Работа с последним слайдом.

Учитель: Первая загадка Пауков – почему их выделили в отдельный класс?

Вопросы:

· Какие признаки позволяют отнести паука к типу Членистоногие? (членистые конечности, хитиновый покров, отделы тела)

· Какие различия есть в строении ракообразных и паукообразных?

· Сколько ног у паука? (пары)

· На какие отделы делится тело паука? (головогрудь и брюшко)

· Чем отличается строение головогруди паука от головогруди рака?(несколько глаз, есть хелицеры, нет усиков)

· Какие глаза у паука? (простые и расположены в 2 ряда)

· Паутинные бородавки.

(записать в тетради особенности внешнего строения паукообразных)

Учитель: мы видим, что у паука есть признаки типа Членистоногие и признаки, отличающие его от ракообразных. Пауки первыми освоили сушу. Давайте подумаем, какие особенности позволили паукообразным выйти на сушу?

(дыхание при помощи легких и трахей, дыхальца на брюшке, покров должен защищать от высыхания, возможность питаться на суше)

(записать в тетради: дыхание при помощи легких и трахей).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «Угадай, рак или паук» 1 минута. (закрепление особенностей строения паукообразных). Руки вверх – рак, руки в стороны – паук, наклон вперед – рак и паук.

ü 10 ног (рак)

ü 8 ног (паук)

ü дышит легкими (паук)

ü дышит жабрами (рак)

ü хитиновый покров (рак и паук)

ü глаза простые (паук)

ü глаза сложные (рак)

ü отделы тела головогрудь и брюшко (рак и паук)

4.Особенности питания Паукообразных.

Учитель: вторая загадка пауков связана с особенностью питания. Для них характерно внекишечное пищеварение. Давайте посмотрим видиофильм и ответим на вопросы:

· Как паук ловит свою добычу? (при помощи паутины)

· Как он узнает о приближении добычи? (по дрожанию паутины)

· Почему пищеварение пауков называется внекишечным? (происходит вне организма)

· Какими качествами должна обладать добыча паука? (иметь твердый хитиновый скелет)

· Какими должны быть органы пищеварения? (ядовитые железы, чтобы умертвить добычу, всасывающие органы – сосательный желудок)

Просмотр фрагмента видиофильма.1 минута. Ответы учеников на вопросы учителя.

5. Особенности внутреннего строения паука.3-4 минуты.

(работа с тетрадью с печатной основой — выполнить задания №)

Вопросы к работе:

· Отличается ли строение кровеносной системы? (не отличается, кровеносная система не замкнутая, сердце на спинной стороне)

· Отличается ли выделительная система паука? (отличается, органами выделения являются мальпигиевы сосуды, они открываются в задний отдел кишечника)

· Как устроена нервная система паука? (брюшная нервная цепочка)

(записи в тетради – мальпигиевы сосуды)

УПРАЖНЕНИЕ НА ОСАНКУ.(ПЛЕЧИ ВВЕРХ,ВСТОРОНЫ,ВНИЗ)

6.Размножение и развитие паукообразных.(работа с текстом)

Учитель. Третья загадка пауков связана с процессом размножения. Найдите ответ на нее, прочитав текст на листочке и ответив на вопросы.

· Что такое половой деморфизм? Как он проявляется у паукообразных?

· Почему название одного паука Каракурт переводится как Черная вдова?

· Какое развитие у пауков? (прямое)

7.Многообразие и значение паукообразных. (беседа, рассказ учителя, демонстрация на компьютере многообразия пауков)

Отряды пауков:

Сенокосцы

Скорпионы

Птицееды

Настоящие пауки

Клещи

· Паутинные клещи – вредители растений

· Амбарные клещи -портят зерно

· Микроскопические почвенные клещи повышают плодородие почвы.

· Чесоточный зудень – вызывает Чесотку (профилактика заболевания)

· Искодовые клещи(Собачий клеш ,Таежный) – переносят возбудителей опасных заболеваний –Клещевой инцефалит, Тулерямия (профилактика)

Беседа поисковая :Как удалить клеща?

lV. Закрепление. Ответить на вопросы.

· Известно, что первыми обитателями суши были скорпионы, а чем по вашему они питались и как это доказать?(были хищниками, других животных не было)

· Почему у раков органы выделения на голове, а у пауков на брюшке?(больше органов)

· Верно ли выражение «Если в доме есть пауки, там не будет мух»

· Почему многие люди бояться пауков?

· Почему присосавшегося клеща нельзя удалять при помощи ядовитых жидкостей?

Домашнее задание: прочитать §25 ,ответить на вопрос №2,подготовитьсообщение на тему «Как пауки могут использовать паутину?»

V. Выводы по уроку.

Рефлексия. И так нужно ли бояться пауков?

Приложение1

Размножение и развитие пауков.

Спаривание пауков происходит в конце лета. Этому предшествует своеобразное «заигрование» проворного в своих движениях самца с малоподвижной в это время самкой, «хозяйкой» паутины.

Когда самец приближается к самке, он должен четко «назваться», иначе рискует погибнуть.

Подойдя к сети невесты, самец, подергивая паутину, подает ей опознавательный сигнал, говоря ей, что это «ухаживание», а не обед. Самец издали протягивает избраннице пойманное на такой случай насекомое, плотно обернутое паутиной. После окончания спаривания самец поспешно удаляется, так как поведение самки в это время коренным образом изменяется: она относится к своему супругу только как к возможной добыче и нередко умервщляет нерасторопного самца.

Осенью оплодотворенная самка делает желтоватый кокон из особого сорта паутины и откладывает в него несколько сотен яичек. Этот кокон паучиха прикрепляет где-нибудь в укромном месте. Весной из него вылупятся множество крошечных паучков, которые первое время держаться вместе, сплетая общее гнездо величиной с горошину.

Самки скорпионов не откладывают яиц. Они их вынашивают в особых выводковых камерах. Беременность длиться до года. После чего рождаются крошечные белые малыши. Мать ловит их и сажает себе на спину. Если кто-то из них свалится, мать находит его по запаху и подбирает. Через 7-12 дней дети впервые линяют – сбрасывают ставшую тесной жесткую оболочку и растут, пока новая не затвердеет. После этого они спрыгивают с матери и начинают самостоятельную жизнь.

Половой каннибализм – поедание особей одного пола особями противоположного пола.

Приложение 2 «Презентация к уроку»

Файлы: членистоногие.doc
Размер файла: 27136 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология