Автор конспекта:
Автор(ы): — Баженова Елена

Место работы, должность: —

МБОУ "Озеркинская СОШ"

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

  • Актуализация у подростков темы межличностных отношений в семье.
  • Формирование представлений о позитивном стиле семейного взаимодействия.
  • Формирование навыков исследовательской, проектной и групповой работы.
  • Тип урока: — Урок закрепления знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 15

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Учебник "Обществознание" 8-9 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова

    Используемое оборудование: —

    компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, рабочие листы.

    Краткое описание: —

    Урок с применением ИКТ для учащихся 8 класса, закрепление знаний по теме семья, семейные отношения.Виды деятельности учащихся: сообщения, выполнение заданий на интерактивной доске, работа в группах, ролевая игра.

    Психологический климат в семье

    Цели:

  • Актуализация у подростков темы межличностных отношений в семье.
  • Формирование представлений о позитивном стиле семейного взаимодействия.
  • Формирование навыков исследовательской, проектной и групповой работы.
  • Опережающее задание:

  • Подготовка и презентация проектов «Стиль взаимоотношения в семье»:
    1 группа – авторитарный;
    2 группа – демократический;
    3 группа – попустительский.
  • Беседа с социальным педагогом. Обработка статистических данных по семейному положению учащихся школы
  • Анкетирование «Права родителей» и «Способы воспитательного воздействия», обработка результатов.
  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы

    Методы и приемы работы:самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся дома. Групповая и индивидуальная форма работы на уроке.

    В конце урока учащиеся заполняют рабочий лист.

    Ход урока

    Тема урока: Психологический климат в семье (Презентация 1 , слайд 1)Откройте тетради и запишите тему урока.

    Все начинается с семьи. Здесь закладываются основы нравственности, здесь мы приобретаем опыт поведения в обществе, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.

    В семейном кругу мы с вами растем,
    Основа основ – родительский дом.
    В семейном кругу все корни твои,
    И в жизнь ты входил из семьи.
    Семья – это то, что мы делим на всех,
    Всем понемножку: и слезы и смех,
    Взлет и падения, радость, печаль,
    Дружбу и ссоры, молчанья печать.
    Семья – это то, что с тобою всегда.
    Пусть мчатся секунды, недели, года,
    Но стены родные, отчий твой дом –
    Сердце навеки останется в нем.

    Я хотела бы обратить внимание на этот рисунок, который можно считать эмблемой нашей темы. Мы к нему еще вернемся в конце урока. А сейчас на предстоит ответить на несколько вопросов.

    (Слайд 2) Проблемные вопросы: запишите в тетрадь

  • Каковы особенности современной семьи?
  • Для чего нам сегодня нужна семья?
  • 3.Какие факторы влияют на формирование позитивного психологического климата в семье?4.Что такое семейный долг?

    (Слайд 3) Давайте рассмотрим 1 проблемный вопрос

    (Слайд 4) Семья – основная ячейка общества, это тот кирпичик, из множества которых состоит наше общество. Семья занимает особое место в жизни каждого человека.

    Люди живут семьями тысячи лет. За это время сложились определенные особенности, традиции.

    Давайте решим наш первый проблемный вопрос:В чем состоят особенности современной семьи? Какие изменения произошли в ней за последние десятки лет? Чтобы это понять нужно сравнить 2 типа семьи: традиционные(патриархальные) и современные.

    (Слайд 5) Традиционные семьи (сообщение ученика)

    (Слайд 6) Современная семья (сообщение ученика)

    (Презентация 1, слайд 7)

    Особенности традиционной семьи

    Особенности современной семьи

    Большая семья 10-12 человек

    Малочисленность (1-2 ребенка)

    Три поколения, передача опыта, наследства – уважение старших.

    Нуклеарная семья. Потребность в свободе и самостоятельности молодых семей.
    С родственниками едва знакомы. Слова золовка, деверь, шурин устарели.

    Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку.

    Смешанные браки.

    Глава семейства – мужчина.

    Равноправие мужчины и женщины в браке.

    Брак, оформлен церковью. Брак – заключался перед Богом, а значит навсегда. Расторжение брака затруднено или невозможно

    Заключение брака оформляется государственными чиновниками. Свобода заключения и расторжении брака.

    (Слайд 8) Институт семьи сегодня переживает не лучшие времена. Все чаще происходят разводы. Семьи распадаются. Очень много семей, которые в обществе принято называть неблагополучными. (Ребята провели статистическое исследование по школе и вот его результаты.

    (Слайд 9) Вторая проблема, которую мы должны решить: зачем нам сегодня нужна семья.

    Давайте вспомним о традиционных функциях семьи:(Презентация 1, слайд 10).

    • Хозяйственная ячейка.
    • Воспроизводство населения.
    • Воспитание: передача опыта, ценностей, традиций.
    • Забота о самых незащищенных.
    • Создание и поддержание психологического комфорта каждого.

    Подумайте:

    • Какая функция самая древняя?
    • Какие функции утрачиваются?
    • Какая — появилась сравнительно недавно?

    Вывод:

  • За последнее столетие традиции семьи претерпели очень серьезные изменения.
  • Изменения произошли и в функциональном предназначении семьи. Утрачивается функция воспитания, изменилась хозяйственная функция, на первое место все более выходит функция поддержания позитивного психологического климата.
  • (Слайд 11) 3 проблема. Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на психологический климат семьи (личность ребенка, личность родителей, нравственно-эмоциональная атмосфера, средства воспитательного воздействия, а также от стиля семейных взаимоотношений ) (Слайд 12)

    1. Говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами и детьми, отношения, основанные на взаимной любви, уважении, а какие еще качества необходимы для поддержания теплого, приятного климата в семье. Необходимы: любовь, понимание, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба. (Слайд 14)

    2. Но не последнюю роль играет и стиль семейных взаимоотношений. Переходим к 3 проблемному вопросу.

    Дома вы подготовили проекты. Наша задача – внимательно послушать представленные проекты, сформулировать особенности каждого стиля взаимоотношений.

    (Слайд 16) Представление проектов о стилях семейных взаимоотношений:

  • Авторитарный (Презентация 2 );
  • Демократический (Презентация 3 );
  • Попустительский (Презентация 4 ).
  • (Слайд 17) итоги исследования способов воздействия на детей.

    Какой стиль вы выберите как наиболее приемлемый для вас? Почему?

    В зависимости от стиля семейных взаимоотношений, родители выбирают способы воспитательного воздействия. Ребята провели исследование и с результатами вас познакомит…

    3. Еще одно понятие, без которого не может состояться семья – это семейный долг.

    Кто кому и что должен, когда речь идет о семейном долге? (беседа)

    • Родители должны заботиться о детях, создавать условия для их развития – это долг перед обществом.
    • Дети тоже должны заботиться о своих родителях и не только в старости. Если вы хотите быть равноправным членами семьи, вы должны заботиться о благополучии , быте, спокойствии семьи.
    • Поговорим о правах родителей в семье.

    Вашим родителям был представлен список из 10 прав. Этот список составили американские психологи супруги Байярд.

    • Право побыть одному.
    • Право на личное время.
    • Право на уважительное отношение.
    • Право на тишину и спокойствие.
    • Право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу, а не содержать кого- то на иждивении.
    • Право закрыть свой дом и знать, что после этого никто не войдет в него.
    • Право быть свободным от страха насилия.
    • Право иметь свои собственные отношения с супругой, друзьями.
    • Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества.
    • Право на понимание и равноправные отношения.

    Ребята обработали результаты анкеты и что оказалось?С результатами вас познакомит…

    Вывод: Имущественные права родители поставили на последнее место, а вот право на уважительные, партнерские отношения в семье для них очень важны.

    Как вы думаете, права родителей ущемляют права детей-подростков?

    Сформулируйте свои права. Какие из этих прав, по вашему мнению, ущемляют родители.

    Заключительная беседа:

  • Какими качествами должна обладать семья, чтобы можно было говорить о психологическом комфорте?
  • От кого зависит психологический климат в семье?
  • Вывод: Вот мы и ответили на поставленные вопросы. И можем сделать вывод: психологический климат в семье зависит от каждого из нас.(Слайд 18)

    «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»Л.Н. Толстой

    Вернемся нашей эмблеме семьи. Давайте определим

    В семейных отношениях выделяют направленность, о ней вы прочитаете дома. Запишите домашнее задание П.16.

    А у нас остались творческие задания.

    Ребята подготовили сценки, вы их сейчас внимательно просмотрите и должны определить, какой стиль семейных взаимоотношений иллюстрируют данные ситуации.

    Типичная семья: мама, папа, и сын

    Вечер, дом: мама готовит ужин и разговаривает с подругой по телефону, папа читает газету. Приходит сын, ученик 2 класса.

    1.Мама-сынок, как дела, ты почему такой чумазый,

    Сын- мы в снежки играли.

    Мама -иди умывайся скоро будем ужинать.

    Папа – ты все уроки в продленке сделал, давай после ужина посмотрим.

    Какой это стиль семейных отношений? Почему вы так решили?

    2.Та же сцена. Мама -ты где шатаешься, весь грязный, портфель опять не так застегнул, шапку не завязал, одни неприятности с тобой. Сын стоит шмыгает носом. Папа читает газету.

    А эта ситуация в семье с каким стилем может произойти?

    3.Мама и папа занимаются своими делами. Сын проходит мимо и бурчит: хоть бы кто–нибудь спросил как дела, и есть я хочу.

    Надеюсь вы догадались какой это стиль?

    И еще ребятам было предложено представить свою семью в виде какого-нибудь предмета.

    Это задание выполнили…

    Для закрепления темы урока я раздам вам рабочие листы, вы должны их заполнить.

    (Презентация 1, слайд19)

    Завершение работы по заполнению рабочих листов.

    Подведение итогов урока. Выставление оценок. Все люди хотят быть счастливыми. Чего им не хватает для счастья? Послушайте притчу и ответьте на вопрос.(Слайд13) Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

    Цветы в доме.

    Плющизбавит от зависимости- табачной или алкогольной.

    Гераньсмягчит энергию гнева и разовьёт чувство юмора.

    Фикусизбавит от плаксивости, разовьёт энтузиазм.

    Агаванеобходима в семье, где от постоянных ссор между родителями страдает ребёнок, она успокаивает и вселяет нежность.

    Юккапомогает тем, кто решился сесть на диету и похудеть; мешает ссорам.

    Белые фиалкиочищают дом от отрицательной энергии, а иногда и от тараканов.

    Голубые фиалкиразвивают творческие способности.

    Фиолетовые- налаживают взаимопонимание.

    Алоэспособствует укреплению здоровья.

    Каллабережёт семейный союз..

    Кактусыумеют нейтрализовать внезапные вспышки гнева, припадки ярости.

    Задания для интер. доски.

    1 установите соответствие между стилями воспитания и способами воздействия

    1.Авторитарный а)

    2.Демократический б)

    3.Попустительский в)

    2.Вычеркните неблагоприятные признаки психологического климата в семье.

    3.Расшифруйте слова (семья должна быть: 1.дружная. 2. Любящая. 3. сплоченная,

    4.Все люди хотят быть счастливыми. Чего им не хватает для счастья? Послушайте притчу и ответьте на вопрос.(Слайд13) Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: каких?

    Файлы: рабочий лист.docx
    Размер файла: 16916 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология