Автор конспекта:
Автор(ы): — Малыгина Мария Васильевна

Место работы, должность: — учитель русского язык и литературы МБОУ «Частинская СОШ» Частинского района Пермского края

Регион: — Пермский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Цели урока:

1) образовательные:совершенствование умений создавать текст — рассуждение, систематизация материала исследования для сочинения — рассуждения на лингвистическую тему; обобщение знаний учащихся о системе знаков препинания и их функциях в письменной речи.

2) развивающие:формирование умения выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерности, искать факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы; развитие навыки исследовательской и творческой деятельности.

3) воспитательные:воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемая методическая литература: —

Список используемой литературы и электронных пособий

1. Васильевых И.П. Уроки русского языка в 5 классе. Пособие для учителя. — М.:Мнемозина , 2010.- 365с.

2. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях. – М.:Аркти , 2011г. — 56с.

3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя общеобразовательных учреждений./ С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2011.– 223с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. – 112с.- (Стандарты второго поколения).

5. Смолякова Н.М. Русский язык. Пунктуация. Знаки препинания и развитие речи.– М.: Дашков и К° , 2006г.- 304 с.

6. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике. — Ростов-на-Дону: Феникс , 2009г. — 281 с.

7. Фролова Г.И. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности школьников . – М.: МДЭБЦ , 2010г.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.- 48с.

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]- М.: Просвещение, 2011.- 159с.

10. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/ А.В.Хуторской. – ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 383с.

11. Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И., Климанова Е. В. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М.: Просвещение, 2011г.

12. http://www.youtube.com (Видеоролик «Точка, точка, запятая…»)

Используемое оборудование: —

Оборудование для учителя: компьютер, электроннаядоска, проектор,видеоролик «Точка, точка, запятая…», Презентация Microsoft Office Power Point «Зачем нужны знаки препинания», рисунки знаков препинания

Оборудование для учащихся:электронная доска, раздаточный материал: схемы «Функции знаков препинания», текст, выписка из Толкового словаря значений термина «Функция», шаблон для написания сочинения-рассуждения, смайлики

Краткое описание: — Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, нетрадиционная форма его проведения – исследование. Это позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся, развивает навыки творческой работы, умения подводить итоги и делать определённые выводы.

Ход урока.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности

Виды работ учащихся

Средства

бумажные

электронные

1.

Психологичес-кий настрой на урок

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка. Внимание на доску.

(включается видеоролик «Точка, точка, запятая…»)

— А какое настроение вызывает у вас этот веселый человечек?

— А что это у вас на партах?

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Коллективная

Беседа

Смайлики

(Приложение 1)

Видеоролик «Точка, точка, запятая…»

2.

Определение темы урока

— Возьмите смайлики в руки. В чем их необычность?

— Да, вы правы! Глаза, рот нос очень похожи на знаки препинания. А на какие?

— Значит, речь сегодня пойдет на уроке о чем?

— Да правильно. Тема нашего урока «Зачем нужны знаки препинания».

-Уроки бывают разные, и уже не в первый раз мы выступаем в качестве исследователей. Вот и сегодня у нас урок-исследование. А каков предмет исследования? Это мы узнаем, поработав с небольшим стихотворением.

Учащиеся рассматривают смайлики и приходят к выводу, что они состоят из разных знаков препинания, поэтому на уроке речь пойдет о знаках препинания

Коллективная

Беседа

Смайлики

Презентация MicrosoftOfficePowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 1) — проецируется на экран

3.

Постановка целей исследования и выдвижение гипотезы

- Прочитайте стихотворение

— Понятно ли вам содержание стихотворения?

-Почему?

— Что нужно сделать, чтобы понять смысл этого стихотворения?

-Расставим знаки препинания.

— Прочитаем стихотворение в соответствии с теми знаками, которые мы поставили.

— Какой вывод сделаем?

— Итак, каков же предмет исследования?

- Предмет исследования:функции знаков препинания

-Как в любом исследовании мы с вами должны поставить цель и выдвинуть гипотезу, которую в конце урока мы либо докажем либо опровергнем.

-Какова же цель исследования?

(Учитель обобщает ответы детей и делает вывод о том, что цель исследования: Исследование функций знаков препинания, выявление их роли в предложении. )

— Выдвинем гипотезу.

( Учитель обобщает ответы детей и предлагает взять в качестве гипотезы следующее предположение: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя. )

-Приступим к доказательствам.

Чтение стихотворения

Учащиеся исследуют стихотворение и предполагают, что смысл текста не понятен, т.к. отсутствуют знаки.

Учащиеся расставляют знаки препинания и делают вывод, что знаки препинания влияют на смысл стихотворения.

Учащиеся определяют предмет исследования

Учащиеся ставят цели

Учащиеся выдвигают разные гипотезы

Коллективная

Коллективная

Чтение стихотворения

Работа учащихся с электронной доской

Определение предмета исследования

Постановка целей исследования

Выдвижение гипотезы

Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 2) — проецируется на экран

Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 3) — проецируется на экран

Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 3) — проецируется на экран

Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 3) — проецируется на экран

4.

Проверка гипотезы

— Сегодня на уроке мы не раз употребляли выражение «Функция знаков препинания». А что же обозначает термин «функция». Обратимся к лексическому значению этого слова.

- Сколько значений имеет этот термин?

— Какое из значений наиболее точно объясняет выражение «функции знаков препинания»?

— Какие функции знаков препинания вы знаете?

— Рассмотрим эти функции в тексте. Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

— Какие знаки препинания вы здесь увидели?

— Приведите примеры предложений с разными функциями знаков препинания.

— Как вы думаете, почему в предложениях поставлены именно эти знаки препинания?

— Нужны ли они в тексте?

Учащиеся исследуют разные толкования слова «функция» и находят то значение, которое точно объясняет выражение «Функция знаков препинания».

Учащиеся выразительно читают текст

Учащиеся исследуют текст, приводят примеры предложений с разными функциями знаков препинания, делают вывод, что знаки препинания влияют на интонацию и содержание предложений

Коллективная

Коллективная

Беседа

Исследование значений термина

Выразительное чтение текста

Исследование текста

Лексическое значение слова «функция» (Приложение 2)

Текст (приложение 3)

Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 4) — проецируется на экран

Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 5) — проецируется на экран

Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 6) — проецируется на экран

Физкультминутка

Видеоролик «Точка, точка, запятая…»

Учащиеся выполняют движения под музыку

Видеоролик «Точка, точка, запятая…»

5.

Вывод по результатам

исследователь-ской работы

— Мы с вами приводили примеры предложений, тем самым доказывали функции знаков препинания.

Давайте обратимся к нашей гипотезе:Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.

Доказали или опровергли мы гипотезу?

Учащиеся делают вывод о том, доказана ли гипотеза или опровергнута

Коллективная

Беседа

Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 7) — проецируется на экран

6.

Применение знаний в учебной деятельности

Вся исследовательская работа направлена на конечный результат: создание текста сочинения-рассуждения на тему «Зачем нужны знаки завершения».

В любом деле есть образцы. И сегодня мы с вами создадим текст сочинения-рассуждения тоже по образцу.

Задание: закончите предложения так, чтобы у вас получился текст.

Чтение сочинений- рассуждений учащимися

Учащиеся самостоятельно составляют текст сочинения-рассуждения по образцу

Индивидуальная

Написание сочинения- рассуждения по образцу

Образец написания сочинения-рассуждения (Приложение 4)

Презентация Microsoft Office Power Point «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 8) — проецируется на экран

7.

Рефлексия

— Пунктуация изучает знаки препинания и их постановку. Если мы не

будем придерживаться пунктуационных правил, то с нами произойдёт то же самое, что в сказке А. Каневского.

«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искали фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему стал относиться бесстрастно, равнодушно без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали у него любопытства, где бы они не происходили: на Земле, в космосе или даже в собственной квартире.

— Какой вывод можно сделать из этого стихотворения?

— А сейчас оценим нашу работу на уроке. А в этом нам опять помогут знаки препинания (., ?, !) и веселые смайлики.

Если вам тема понятна, гипотеза вами подтверждена, цели достигнуты, выберите знак препинания точку.

Если у вас на уроке преобладало эмоциональное настроение, то выберите восклицательный знак.

Если у вас есть вопросы, которые вы хотели бы задать себе, окружающим, если у вас знакомство со знаками препинания не закончится на сегодняшнем уроке, то выберите вопросительный знак.

— Оцените себя.

Учитель делает выводы по тому, как оценили дети свою деятельность.

Учитель подводит итого по уроку, выставляет оценки

Учащиеся высказывают свою точку зрения о том, что знаки препинания очень важны и без них нельзя обойтись.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, прикрепляют смайлики к определенным знакам препинания

Коллективная

Индивидуальная

Беседа

Картинки знаков препинания (приложение 5)

Смайлики

Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 9) — проецируется на экран

Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 10) — проецируется на экран

8.

Домашнее задание

Учитель предлагает написать сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки выделения (или разделения)» (по выбору учащихся).

Ученики записывают домашнее задание.

Файлы: 3- Малыгина М.В.- Приложения. doc.doc
Размер файла: 1216000 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология