Конспект занятия по ознакомлению с природой детей шестого года жизни на тему: "Тайны птичьего мира".
Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Ольга Николаевна
Место работы, должность: —
Воспитатель МДОУ детский сад №7 "Рябинушка" общеразвивающего вида городского округа Стрежевой
Регион: — Томская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Познакомить детей с удивительными загадками и тайнами живой природы;
— продолжать активизировать познавательные способности детей;
-развивать у детей интерес к жизни птиц;
-воспитывать бережное отношение к птицам;
-проводить профилактику утомления детей на занятии;
— обеспечить физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемая методическая литература: —
Т. М. Бондаренко "Экологические занятия с детьми6-7 лет";
А .В. Аджи "Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе";
Используемое оборудование: —
Демонстрационный материал: перья пуховые и маховые; яйцо, материал для строительства гнезда: трава, береста, мох, пух; картинки с изображением птиц; лупа; голоса птиц в аудиозаписи; картинка с изображением вороны; веер.
Раздаточный материал:лист на каждого с изображение птиц и гнёзд, простые карандаши; перо маховое и пуховое.
Краткое описание: — На занияии дети познакомяться с назначением разных видов перьев, особеностями стоительства и маскировки гнезд и тайной появления птенцов из яйца.
Ход занятия. Я рада видеть всех детей нашей группы здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение сохранилось у вас до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать, не обижаться, не драться. Будем радоваться друг другу.
-Дети, вы любите разгадывать всякие тайны, загадки? (шёпотом, таинственно).
-У кого бывают тайны? (тайны бывают у рыб, насекомых, зверей, человека, птиц)
Конечно, у всего на свете бывают тайны.
-Рассмотрите картинки на коромыслах и скажите, о чьих тайнах мы с вами сегодня поговорим? (Мы будем говорить о птичьих тайнах)
-Да, сегодня мы раскроем некоторые тайны птиц.
— Я принесла пёрышки, которые какие- то птички в полёте уронили, давайте их рассмотрим (раздаёт детям по листу, на котором прикреплены одно перо маховое, одно пуховое).
-Чем пёрышки отличаются друг от друга? (одно маленькое, пушистое, мягкое, нежное. Другое большое, имеет плотный стержень, пустой внутри, перья крупные , жёсткие).
-Где на теле у птицы растут эти маленькие, похожие на пух, перья?(Эти перья растут на голове, грудке, спинке птиц).
— Зачем маленькие пёрышки нужны птице? (Эти пёрышки защищают птичку от холода, жары, ветра, они согревают)
— Как, по – вашему, их можно назвать, если эти пёрышки согревают, похожи на пух? (пуховые). Повтори, Дима, Семён.
-Что вы можете сказать о другом пере? (Это перо большое, имеет плотный стержень, пустой внутри, оно крупное , жёсткое)
-Где вы видели на теле птицы такие большие крупные перья? ( на крыльях и хвосте).
-Зачем птицам эти большие перья? (такие перья нужны птице для полета, они помогают птице держаться в воздухе. Благодаря таким перьям птице легко махать крыльями.)
— Как называются перья, которые помогают птицемахать крыльями? (маховые).Повтори, Дима, Айгуль.
-Птица в полёте раскрывает крылья и хвост, как веер (показывает веер). Становится большой и широкой, поэтому может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха и летит.(пауза, обвожу всех взглядом).
-Мы с вами раскрыли первую тайну птиц. Узнали, почему птица может летать.
-Представьте, что вы птицы и летите по огромному бездонному небу (включаю музыку, дети бегают по группе, расставив руки в стороны). Они счастливы, наслаждаются полётом! Но вот птицы устали в полёте и приземлились (дети садятся за столы)
— Куда прилетают птицы отдохнуть? (птицы прилетают в гнездо).
— Из чего птицы строят гнёзда?
— Кто из вас хочет построить птичье гнездо?
-Хорошо или плохо птенцу в таком гнезде?
—Что хорошего? (тепло, уютно, можно спрятаться, приятно пахнет, мягко).Для этого предложить потрогать, понюхать гнездо.
-Что плохого? (может птенец выпасть, может хищная птица забраться и утащить птенцов).
— Скажите, гнёзда птиц хорошо видны всем: животным, человеку?
— Почему птицы прячут, маскируют свои гнёзда?
-Вторая тайна – это строительство и маскировка гнёзд
— В природе птицы строят сами себе гнёзда, а вот скворцам мы с вами помогаем. Не правда ли?
Пальчиковая игра «Скворечник» (по стихотворению Е. Тараховской).
Мы построили скворечник- дом весёлого скворца. Дети стучат кулачками по ладошке то правой, то левой рукой; упражнение «Домик» (соединить подушечки пальцев обеих рук, раздвигая ладони «домиком»).
Мы повесили скворечник возле самого крыльца Упражнение «Крыльцо» (ладони правой руки положить на кулак левой).
Всё семейство вчетвером проживает в доме том. Показывают четыре пальца на обеих руках; упражнение «Домик».
Мать, отец и скворушка – чёрненькие пёрышки. Загибают поочерёдно пальцы на обеих руках; упражнение «Птички» (сцепить большие пальцы рук, ладони раздвинуть в стороны, растопырив пальцы).
Кормит матушка скворчат, целый день птенцы кричат. Левой рукой изображают открытый клюв, правой – закрытый; имитируют движения – «кормит», затем меняют руки.
«Мы хотим добавку – муху и козявку» Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося и закрывающегося клюва ).
-Потянитесь вверх, развесьте скворечники на деревья. Надо ещё повесить, скворцов много прилетело. (выше, выше, устраивайте гнёзда).
— Раз уж вы помогли скворцу, помогите и другим птицам.
— У вас на столах лежат картинки с изображением птиц и гнёзд. Ваша задача поместить птицу в нужное гнездо. Приступайте к выполнению задания. Включаю запись голосов птиц.
_ Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Кто справился, поднимите руки. Быстро просматриваю выполнение.
— С заданием справились все правильно.
-Самая большая тайна, которая мучает всех: что произошло раньше –яйцо или птица. А вы как думаете? Видите. Нет единого мнения на этот счёт. Птичье яйцо – тоже великая тайна.
— Давайте рассмотрим яйцо. Чем покрыто яйцо?
— Что вы можете сказать о скорлупе? ( Скорлупа твёрдая).
-Если скорлупа твёрдая, почему птенцы, которые развиваются в яйце, не задыхаются? (Слушаю предположения детей)
— Возьмите лупу и рассмотрите поверхность скорлупы.
-Что вы видите?
-Правильно, снаружи скорлупа покрыта маленькими отверстиями, через которые проходит воздух.
— Что находится внутри яйца? (Желток и белок) (Обходит детей, давая возможность рассмотреть желток и белок).
-Внутри желтка находится крошечный зародыш.
-Во что превратится зародыш?
-Если из зародыша получается птенец, зачем тогда белок? А желток зачем?(слушаю предположения детей).
— Хотите раскрою тайну желтка и белка?
- В белке находится необходимый запас воды для жизни птенца, а в желтке — питательные вещества. Через маленькие отверстия в скорлупе воздух поступает в яйцо. Им дышит растущий внутри яйца птенец. В положенное время птенец начинает проклёвывать скорлупу своего яйца изнутри. Он проклёвывает скорлупу всё больше и больше, пока, наконец, она не расколется и птенец не выберется наружу (пауза).
-Дима, что находится в белке? Рафаэль, что находится в желтке?
— Представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по – одному пальчику сложите ладони, спрячьте в него птенца. Подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхание. А теперь раскройте ладони – и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам.
-Вот мы с вами прикоснулись к третьей тайне птиц: чудесное превращение яйца в птенца.
-Всё время, как мы с вами разговаривали, за нами с интересом наблюдала ворона. Наконец, решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернёт. И хочет каркнуть так, чтобы её всюду было слышно, звук не слышен. Простыла. Наверное. Поможем вороне? Дети произносят протяжно звук «каа-а-ар» (5-6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (5 – 6 раз). Ворона насладилась звуками, которые вы издавали, и улетела по своим вороньим делам.
— А наше занятие подходит к концу. Мы, конечно, не раскрыли все птичьи тайны, так
как их много. Мы и дальше будем узнавать птичьи тайны.
-Узнали ли вы на занятии что – либо новое для себя? Что?
-Изобразите эмоцию, которая осталась у вас после занятия.
-Я благодарна вам за прекрасную работу. Занятие окончено.