Автор конспекта:
Автор(ы): — Хохлова Н.Б.

Место работы, должность: — учитель технологии МОУ «СОШ р.п. Духовницкое»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: — Сформировать навыки выполнения чертежа фартука в М 1:4 по своим меркам.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Симоненко В.Д., Технология.5 кл.

Крапивина Н.Ю. Рабочая тетрадь.

Используемое оборудование: —

Иллюстрации моделей рабочей одежды и фартуков; чертежи фартука в М 1:4 и натуральную величину; масштабные линейки; чертежные инструменты и принадлежности; мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Краткое описание: — Обучение с применением ИКТ.


Использование ИКТ на уроках технологии

Учитель технологии МОУ «СОШ р. п. Духовницкое Саратовской области»

Хохлова Н. Б.

Введение

Сегодня в процесс обучения пришли новые информационные компьютерные технологии. Они основаны на сочетании информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств звукового и визуального представления информации.Это позволило яснее осознать, какие возможности дает компьютер для повышения эффективности учебного процесса, освобождая и учителя, и ученика от многих рутинных операций, и расширяет возможности для реализации творческих замыслов.
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд – фильмов, так как их нехватка остро ощущается в учебном процессе преподавания технологии.
В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point (слайд – презентации). Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, так как схемы, рисунки, таблицы и т. п. на бумажных носителях быстро выходят из строя и плохо видны с последних парт.
Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения.
Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что
позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможностьближе и лучше рассмотреть какие — то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд – презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом местеприостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме.Я использую презентацию только фронтально, так как оснащение класса не позволяет использовать индивидуально для каждого.Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТя ввела в традиционный урок.
Разработка презентации для урока является длительным процессом, который требует значительных затрат времени. Но, в то же время необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Отснятые цифровыми фото — и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Возможности сканера позволили вводить в компьютер изображения: иллюстраций из печатных изданий, фотографий, а графические редакторы — устранять в них дефекты, выбирать нужный формат, изменять цвет, удалять лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составлять из них отдельные изображения.
Слайд — фильм, или презентация, как метод — современен и перспективен, он позволил мне вносить изменения, уточнения, позволил корректировать его в любое время, обеспечил лучшее осмысление и осознание той информации, которуюя хотела бы донести до школьников.
Все презентации являются, прежде всего, носителями информации по
предмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условия для реализации активности и сознательности, учащихся в процессе учебной работы. Разработка и демонстрация слайд-фильма обучения, а так же применение технических средств обучения — не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся.
Использование компьютера предъявляет большие требования к
организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. Кроме того, важно во время урока чередовать работу на компьютере с другой деятельностью и проводить физкультминутки в целях здоровьесберегающих технологий.
Существуют некоторые условия успешного (эффективного) представления наглядных пособий изготовленных с помощью ИКТ на уроке, которых я придерживаюсь неукоснительно:

  • Хорошее обозрение в кабинете, которое обеспечивается хорошей видимостью демонстрируемого наглядного пособия путем применения ответствующих красок экраном — указателем и т. д.
  • Наглядных пособий в презентации должно быть столько, сколько требуется для изучения материала.
  • Наглядное пособие демонстрируется тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала.
  • Четкое выделение главного, основного при показе презентации ученикам.
  • Необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово.

Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия представленного в виде презентации.

  • В процессе восприятия демонстрируемого учащимися следует включать, возможно, большее количество анализаторов: зрение, слух др.
  • Ограниченность презентации одной только наглядностью не даст положительного результата.
  • Детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.
  • Систематичность применения наглядных пособий в виде презентации способствует формированию у обучающихся умений работать с ними.
  • Мелкие объекты использовать в качестве раздаточных материалов.
  • Привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, а учителям помогают совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя, таким образом, и сам учебный процесс.

Основная часть

(5 класс)

Раздел: «Конструирование одежды. Измерение параметров фигуры. Построение и оформление чертежей».

Блок: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».

Тема: «Конструирование фартука с нагрудником в М 1:4».

Цель урока: Сформировать навыки выполнения чертежа фартука в М 1:4 по своим меркам.

Задачи урока:

- Ознакомить учащихся с приемами расчета конструкции, правилами и

последовательностью выполнения чертежа фартука;

- Формировать навыки построения чертежа в М 1:4;

- Приучать к точности при выполнении расчетов и построения чертежа;

- Способствовать развитию внимания и аккуратности.

Тип урока: комбинированный, с использованием видеоряда. (45 мин.)

Методы обучения: беседа с использованием проблемных вопросов, беседа с элементами лекции; объяснительно – иллюстративный.

Вид деятельности: репродуктивный.

Материально – техническое обеспечение урока: иллюстрации моделей рабочей одежды и фартуков; чертежи фартука в М 1:4 и натуральную величину; масштабные линейки; чертежные инструменты и принадлежности; мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Дидактическое обеспечение урока: индивидуальные инструкционные карты с таблицами расчета чертежа, самооценочные таблицы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин.)

Примечания

1

Организационный
момент

Проверка готовности
учащихся (наличие инструментов)

1

Сообщение темы и целей урока

Записывают тему урока в тетрадь

3

Слайд 1-2

2.

Повторение пройденного материала

Предлагает вопросы

Отвечают на поставленные вопросы

Слайд 3

3.

Изложение нового
материала

Вводная беседа

Вводит новые понятия, демонстрирует необходимые инструменты, приемы работы

Смотрят на экран, слушают, участвуют в беседе, делают записи в тетрадях

5

Слайд 4

4.

Практическая работа

Слайды 5-16

Вводный инструктаж

Инструктирует и показывает; организует индивидуальную самостоятельную работу

Осмысливание задания

2

Текущий инструктаж

Корректировка неправильных действий учащихся, ссылка на слайды

Фронтальная
работа со слайдами

16

5.

Физкультминутка

1

6.

Закрепление изученного материала

Комментирует слайд

Самостоятельная индивидуальная работа

5

Слайд 17

7.

Заключительный инструктаж

Комментирование выполненных работ

Анализируют выполненную работу, заполняют самооценочную таблицу

2

Слайд 18-19

4

Итог урока

беседа по вопросам учителя или в форме кроссворда

отвечают на вопросы

3

Слайд 20-21

5

Домашнее задание

сообщение домашнего задания, оценок за урок

запись в дневник

2

Слайд 22

6

Уборка рабочих мест

1

План-конспект урока:

1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- сообщение темы урока и ее запись в тетрадь учащимися;

- доведение до учащихся плана урока.

(Слайд №1).

I. Актуализация знаний учащихся.

(Обобщающая беседа). (Слайд №2).

1. Что такое мерки? Давайте вспомним (Основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения).

2. А какие мерки нужны для построения чертежа фартука?

(Полуобхват талии, полуобхват бедер и длина изделия).

3. Могут ли мерки быть для всех одинаковыми? Почему?

(Нет. Так как мы все разные и по росту, и по полноте).

4. Почему мерки Ст и Сб записываются в половинном размере?

(Потому что чертеж строят на одну половины фигуры).

5. Как записывается мерка длины?

(Полностью).

II. Изложение нового материала (Понятия и способы действий)

(Беседа с элементами лекции и использованием проблемных вопросов)

Итак, мы знаем свои мерки, но этого недостаточно, чтобы построить чертеж изделия, необходимо познакомиться с последовательностью выполнения чертежа и приемами расчета конструкции. В этом нам поможет индивидуальная инструкционная карта. Давайте ознакомимся с ней и заполним таблицу, выполнив необходимые расчеты. (Слайд №3).

(Учитель демонстрирует приемы расчетов на экране, учащиеся заполняют таблицу).

Теперь мы можем перейти к выполнению чертежа, т. е. конструированию.

(Слайд №4).

(Запись в тетрадях определения: «Конструирование швейных изделий» - это построение чертежей деталей одежды).

Для выполнении работ по конструированию необходимы следующие инструменты и принадлежности: чертежный угольник, карандаш, ластик и линейка – закройщика. В чем ее особенность?

(Учащиеся сравнивают обычную линейку с линейкой – закройщика. Анализируют. Выясняют, что линейка уменьшает естественные размеры).

Секрет открыт. 1см уменьшился в 4 раза. А если с ее помощью построить чертеж, он уменьшится в 4 раза? (Да). А для нас это важно? (Да, ведь чертеж в

натуральную величину не уместится в наших тетрадях).

Мы с вами знакомимся с еще одним понятием: «Масштаб».

(Запись в тетрадях: «Масштаб – отношение линейных размеров изображений предметов к действительным).

Масштаб нашего чертежа будет 1:4. А где нам еще встречался масштаб? Что еще можно построить с помощью масштаба?

(На глобусе), (План поселка, географическую карту, и т. п.).

А теперь давайте внимательнее рассмотрим чертеж фартука и познакомимся с оформлением чертежей швейных изделий.

Какие мы видим линии?

(Толстые и тонкие).

Толстые – это контурные, тонкие – вспомогательные.

Как они располагаются?

(Сверху – вниз, справа – налево).

Это вертикальные и горизонтальные линии.

Что лежит на линиях?

(Отрезки).

Чем они ограничены?

(Точками).

Название точек как записано?

(Большими печатными буквами).

Линии расположены по отношению к друг другу как?

(Под прямым углом).

Вспомним приемы работы с линейкой: какой рукой мы ее держим?

(Левой).

Да, плотно прижимая к бумаге, а при проведении линий по линейке карандаш надо слегка наклонить в сторону его движения (не наклонять на себя или от себя). Итак, вооружившись знаниями и всем необходимым приступаем к выполнению практической работы.

Ознакомление с самооценочной таблицей.

III. Практическая работа по построению чертежа фартука с нагрудником в М 1:4.

(Слайды №5 – 16).

(Учащиеся смотрят слайд – фильм, слушают объяснения учителя и строят чертеж фартука: нижнюю часть фартука с карманом и нагрудником. Возможны случаи опережения, что похвально. Учитель дает комментарии и оказывает индивидуальную помощь ученицам).

IV. Физкультминутка.

Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность глазам и пальцам отдохнуть. Сделаем несколько упражнений:

- Зажмурим глаза, посчитаем до трех. Откроем. Сделаем так три раза.

- Разведем пальцы и с силой согнем. Повторим пять раз.

- Поочередно поморгаем глазами пять раз. Отдохнули?

Продолжаем работу.

V. Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельная работа учащихся.

Внимательно посмотрите на свои работы, для каких еще деталей фартука необходимо построить чертежи?

(Бретелей и пояса).

Построение этих чертежей вы проведете самостоятельно, с помощью слайда.

(Слайд №17).

Проверьте себя, ваш готовый чертеж фартука с нагрудником должен иметь следующий вид.

(Слайд №18).

VI. Подведение итогов урока.

- самоанализ выполненных практических работ и допущенных ошибок с помощью самооценочной таблицы;

(Слайд №19).

- устный опрос:

(Слайд № 20-21).

- Назовите и покажите детали фартука, которые имеют прямоугольную форму.

(Нижняя часть фартука, бретель, пояс).

- Назовите парные детали фартука.

(карманы, бретели).

- От какой мерки зависит ширина нижней части фартука?

(Полуобхват бедер).

- Объясните, почему при расчете длины пояса мерке Ст дается большая

прибавка – 30 см?

(Она нужна для завязок).

- кроссворд

Какая работа называется «конструированием»?

1.Как называется отношение линейных размеров изображений предметов к действительным? (масштаб)

2.Как называются измерения фигуры? (мерки)

3. Что мы проводили, чтобы получить чертеж? (линии)

4. Чем ограничены отрезки? (точками)

5.Какой чертежный инструмент помог нам построить чертеж?(линейка)

- выставление учителем оценок за практические работы с комментариями объективности оценивания результатов работы каждой ученицы;

- выставление оценок за устные ответы каждой ученицы.

- уборка рабочих мест.

Самооценочная таблица

«Конструирование фартука с нагрудником в М 1:4»

Критерии

Соответствие образцу

полностью

частично

1.Точность выполнения чертежа

основы

кармана

пояса

бретели

2.Правильность построения линий

сплошная тонкая

сплошная толстая

3.Аккуратность выполнения чертежа

4.Правильность расположения чертежа

5.Скорость выполнения работы

+

+

+

+

+

+

+

+

+1

-0,2

-0,2

-0,2

-0,2

-0,2

-0,2

-0,2

-0,1

Наш урок подошел к концу. Надеюсь, все остались довольны результатами своей работы, а те, кто сегодня допустил ошибки, исправив их, постарайтесь впредь не совершать. До свидания. Спасибо за сотрудничество.

(Слайд №22).

Заключение

Предлагаемая мною разработка урока «Конструирование фартука с нагрудником в М 1:4» в 5 классе позволила мне сократить время, отведенное на изучение данной темы, за счет активизации познавательной деятельности учащихся во время актуализации прежних знаний, изучении новых понятий и приемов работы, выполнения практической и самостоятельной работ, оценивания результатов своего труда. Применение презентации дало возможность учащимся выбрать темп и вид деятельности на уроке, а мне уделять больше времени на контроль выполняемых ими приемов и не терять визуального контакта, т.к. не было необходимости демонстрировать приемы самой, отворачиваясь к доске. Подобную форму урока целесообразно применять во всех классах при изучении тем по конструированию раздела программы «Обработка ткани».

Файлы: Конструирование 5 кл..ppt
Размер файла: 1016320 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология