Автор конспекта:
Автор(ы): — Шурина Ирина Геннадьевна

Место работы, должность: — НО гимназия -интернат №6 ОАО «РЖД», учитель музыки

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — • формирование познавательного интереса и любви к классической музыке, передающей красоту русской природы и человеческих чувств.

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — На уроке используется внутрипредметная интеграция, которая позволяет расширить, углубить и обобщить знания по теме: "Опера "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова", за счет выхода на другие виды искусства (литератра, живопись , театр)

Ход урока.

На экране слайд 1 – заставка театрального занавеса.

У.М. Здравствуйте ребята! Музыкальное приветствие.

На уроках музыки мы не раз отправлялись в удивительную страну сказок.

Мы говорили, что источник сказок – сама жизнь, окружающая природа, мечты

человека. Я предлагаю начать наш урок с песни «Мир, в котором мы живём».

(сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева.)

Исполнение песни.

У.М. О чём поётся в песне?

Уч. (Мир прекрасен… Надо только увидеть и услышать это.)

У.М. О сказочной красоте природы и красоте человеческих чувств пойдёт речь на

нашем уроке.

Слайд 1 – тема урока и эпиграф

Сегодня мы проводим урок по теме «Торжество чувств и красота природы в

опере-сказке «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Н.А. Римского-Корсакова: «В зиму

1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её

удивительную и поэтическую красоту».Н.А. Римский-Корсаков – кто он?

.Слайд2 – портрет композитора и биографические данные.

У.М.Чтобы хорошо ориентироваться в опере вспомним:

Слайд3.

· Что такое опера?

· По какому сюжету написана опера «Снегурочка»?

· Литературный текст, краткое содержание оперы?

· Сольный вокальный номер в опере?

· Коллективный вокальный номер в опере?

· Коллектив музыкантов-инструменталистов в оперном спектакле?

У.М. Сегодня мы попытаемся проникнуть в сказочную музыкальную страну

берендеев, созданную композитором Н.А. Римским-Корсаковым в опере

«Снегурочка».

У.М. Готовясь к уроку, вы прочитали сказку А.Н.Островского «Снегурочка». Где

происходят основные события сказки и оперы?

Слайд 4 –В.А. Васнецов, эскиз декорации к опере «Снегурочка».

Уч. В сказочном берендеевом царстве.

У.М. В какое время года?

Уч. Весной.

У.М. В связи с этим у оперы есть второе название «Весенняя сказка». Какой

древний русский обряд показан в опере?

Уч. Масленица. Проводы зимы.

У.М. Действительно, композитор воспел жизнь народа, живущего в согласии с

природой, он показал народные обычаи и обряды, без которых картина

сказочной Руси не была столь красочной. Послушайте хор из оперы «Проводы

зимы».

Слайд 5. Кустодиев. «Масленица».

Исполнение и разучивание песни.

У.М. Интонации своих песен композитор черпал из фольклора, живя в деревни, он

слушал звуки природы и очень талантливо смог передать их в опере.

Слушание темы Весны, пляски и песни птиц из оперы.

У.М. Что изображала музыка?

Уч. Музыка передаёт голоса птиц, птичий гомон — спутник весны.

У.М. Итак мы с вами в сказочном лесу, где жила главная героиня оперы. Кто же это?

Уч. Снегурочка.

Слайд 6. В.Васнецов «Снегурочка».

У.М. Главная героиня Снегурочка – дочь Весны и Деда Мороза очень хотела

пожить среди людей .Почему?

Уч. Она хотела познакомиться с их обычаями, завести подруг, ей очень нравились

песни Леля.

У.М. У каждого действующего лица в опере есть музыкальная характеристика –

лейтмотив, который сопровождает героев на протяжении всей оперы.

Послушайте арию Снегурочки «С подружками по ягоды ходить».

Слушание арии «Снегурочки».

У.М. Каков характер арии? Какие чувства испытывает Снегурочка?

Уч. Характер то светлый, лёгкий, игривый, то спокойный мечтательный.

Чувства: радостные, добрые, нежные.

У.М. Да, Снегурочка прекрасная, искренняя девушка, но не забывайте – она ещё

сказочное и холодное существо. Кто же помог ей обрести всю полноту

человеческих чувств?

Уч. Мать Весна. Она подарила ей волшебный венок, в котором заключалась вся сила

человеческой любви.

У.М. Правильно. Снегурочка прошла долгий путь превращения из сказочного

фантастического существа в живую, страдающую девушку. Полученный

от матери – Весны дар любви в будущем губит Снегурочку, она тает от лучей

солнца. И одновременно этот момент становится минутой подлинного блажен-

ства – в её сердце загорается огонь любви. Не замечавшая ранее красоту

окружающего мира, Снегурочка стала видеть и восторгаться ей.

Слушание сцены таяния Снегурочки.

Слайд 7. Портрет Н.А. Римского-Корсакова .

У.М. Более ста лет слушают миллионы людей эту оперу и восхищаются ей. Опера

учит нас любоваться красотой природы, красотой человеческих чувств, и

конечно красотой музыки. И не только любоваться, но и беречь природу,

народное творчество, и добрые , чистые человеческие чувства.

И в заключении урока мне хочется, что бы мы исполнили песню Я. Дубравина

«Песня о земной красоте».

Исполнение песни.

Оценка работы учащихся на уроке. Д/з:

продолжите ряд создателей оперы: либреттист, композитор, дирижёр…

Файлы: Урок музыки во 2 классе.docx
Размер файла: 31077 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология