Автор конспекта:
Автор(ы): — Чайкина Марина Витальевна

Место работы, должность: — МАОУ СОШ № 9

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Как музыка может влиять на организм человека? Доказать, что музыка — это не только эстетическое наслаждение, но и средство лечения от всяких недугов.

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска, мультимедийное оборудование.

Краткое описание: — Как музыка может влиять на организм человека? Доказать, что музыка — это не только эстетическое наслаждение, но и средство лечения от всяких недугов.Рассмотреть пользу и вред для здоровья человека в разных аспектах:с точки зрения физики,биологии и музыки.

Урок в 8 классе.

«Музыка и здоровье человека»

Цель: Как музыка может влиять на организм человека? Доказать, что музыка — это не только эстетическое наслаждение, но и средство лечения от всяких недугов.

Задачи:

1.Образовательные: звук с точки зрения физики, как влияет звук на организм человека, какую полезно слушать музыку.

2.Развивающие: развитие слухового анализа, эмоций, воображения и фантазии . Расширить и закрепить знания о «полезный свойствах» музыки. Развитие вокально-хоровых и интонационных навыков; укрепление дыхательной системы.

3.Воспитательные: Прививать хороший вкус, любовь, интерес к музыке не только как к искусству, но и как оздоровительной профилактике организма.

Ход урока.

I.

Учитель: Влияние музыки на здоровье человека интересно было людям ещё в древние времена. Первый музыкальный звук родился одновременно с творением мира. Об этом говорили древние мудрецы. Музыка – это наука о гармонии человека с природой.

Все древние цивилизации земли (накопленный тысячелетиями огромный опыт) описывают влияние музыки на человека, растения и животных.

Наши предки выделили три направления влияния музыки на здоровье человека:

1.на духовный план

2.на интеллект

3.на физическое тело

Музыка влияет не только на нравственное и эмоциональное состояние человека, но и на работу внутренних органов. Влияет на интеллектуальные способности человека. Аристотель говорил, что музыкой можно влиять на формирование человека, она положительно влияет на эстетическую сторону души. Есть и исторические сведения о том, что в древности применяли музыкотерапию. Царь Саул вылечился от депрессии благодаря игре на арфе царя Давида. Великий врач древности Авиценна называл музыку «нелекарственным» методом лечения.

Посредством мелодий человек как часть Вселенной, настраивается на гармоничное звучание Космоса, обретает при этом физическое здоровье, духовную силу и гармонию – так писали древние трактаты.

Начиная с XIXвека, современная наука уделяет достойное внимание музыке, как методу лечения человека. Накоплено достаточное количество подтверждений этому, путём экспериментальных исследований.

Сегодня на уроке мы с вами тоже попытаемся провести небольшое исследование, каким образом и почему музыка влияет нас, и какое воздействие оказывает на наш организм.

Для этого мы создали три команды: 1-ая группа – «Физики», они провели исследование физических свойств музыкального звука;

2-ая – « Биологи», нам расскажут об исследовании биологического воздействия музыки на организм человека;

3-я «Музыковеды», любители разных жанров музыки, которые расскажут о том какую желательно слушать музыку и почему.

(каждая группа заранее разработала презентацию по заданной теме)

И так мы начинаем (звучит фрагмент из Симфонии № 9 Бетховена)

1-ая группа представляет презентацию «Проблема восприятия звука».

Просмотрев данную презентацию, давайте ответим на следующие вопросы:

1. Все ли звуки улавливает наш слуховой орган?

2. Какие звуки благотворно влияют на наш организм и почему?

(за правильный ответ каждая группа получает поощрительный значок — скрипичный ключик)

Вывод: С каждым десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились драм-н-басс и хаус. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.Поэтому следует более избирательно относиться к тому, что ты слушаешь.

2-ая группа представляет презентацию «Как музыка влияет на организм человека» (представление презентации, просмотр фрагментов фильма о воде).

Вопрос:

1Какие оздоровительные процессы могут происходить в нашем организме, если мы слушаем классическую музыку? Рок музыку? Поп музыку?

Вывод:Гармоничные мелодии и звуки перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергией.

3.) 3-я группа представляет презентацию «Какую музыку и почему полезно и надо слушать».

Вопрос:

Какую музыку можно назвать «музыкой убийцей», «звуковым ядом»?

Учащиеся рекомендуют слушать следующую музыку:

а) Для стабилизации и активной деятельности мозга подходит музыка Моцарта.

б) От головной боли – музыка Листа, Бетховена, «Полонез» Огинского.

в) Бессонницу может вылечить музыка Чайковского, Грига, Сибелиуса.

г) Музыка А. Вивальди улучшает память.

д) Народная музыка насыщает положительной энергией биополе человека.

Вывод: Музыкальные звуки влияют не только на слуховые рецепторы человека, музыку можно слушать не только ушами, но и порами всего тела. В зависимости от ритма, темпа, построения композиции, частот и используемых инструментов изменяется состояние человека.

(после представления презентаций каждая группа получает поощрительные баллы).

II.

Мы с вами просмотрели, прослушали, ответили на вопросы, узнали, какая музыка полезна нашему организму и почему. А теперь перейдём к практической части и попробуем убедиться в полезных свойствах музыки.

Сейчас мы прослушаем некоторые произведения композиторов классиков и попробуем заполнить следующую таблицу своих ощущений:

основные параметры музыки

настроение

определения

названия произведений

Медленная

Мажорная

Спокойствие

Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная

Ф. Шуберт – “Аве Мария”;

Медленная

Минорная

Печаль

Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная

Э. Григ – “Смерть Озе”,

Быстрая

Мажорная

Радость

веселая, радостная

Моцарт – “Маленькая ночная серенада”(I и IVч.);

Исходя из заполненной таблицы, получаем следующее настроение:

  • медленный темп + минорная окраска =настроения задумчивые, печальные, унылые, скорбные, трагичные; действует успокаивающе, расслабляюще.
  • медленный темп + мажорная окраска =характер произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный; приятное настроения, ощущение отдыха.
  • быстрый темп + минорная окраска =характер напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой; заряжает энергией, способствует хорошему настроению.
  • быстрый темп + мажорная окраска =музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая; заряжает энергией, способствует хорошему настроению.

III.

Благотворное влияние на организм оказывает не только слушание музыки, но и пение.

Искусство пения – это прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Сейчас мы выполним несколько дыхательных упражнений по системе А. Стрельниковой.

(после выполнения делятся ощущениями)

А теперь перейдём к звуковой гимнастики, повторяем звуки:

а)Начнем со звука «Е». Он улучшает кровообращение и обмен веществ в области губ, глаз, а главное носа и гайморовых пазух.

б) Теперь закроем глаза. Глубоко вдохнём и произнесём звук «В», параллельно полностью выдыхая воздух из легких.

г) Звук «З» стимулирует кровообращение и обмен веществ в области головы и шеи, помогает оздоровлению при заболеваниях верхних дыхательных путей.

д) Закройте глаза. Положите ладонь на солнечное сплетение. Медленно сделайте глубокий вдох. На выдохе произносится негромко и по возможности долго звук «м».

Учитель: Музыка – замечательное профилактическое средство: его не надо втирать, принимать внутрь или закапывать. Музыка бесплатна, разнообразна и каждое направление в ней по-своему прекрасно.

(пение вокальных упражнений)

(исполнение песни И. Крутого «Ангел Хранитель»)

IV.

Заключение:

Учитель: Ребята, вы проделали огромную работу, которую можно оценить только в пять баллов. Какой же вывод можно извлечь из всего, что мы с вами увидели, услышали на уроке?

Заключительный вывод сделанный учащимися:

Из всего того, что мы узнали на уроке, можно сказать, что влияние музыки на человека неоспоримо. Оно подтверждено как наблюдениями древних мудрецов, так и научными экспериментами ученых.

V. Домашнее задание: Прослушать музыку Вивальди «Времена года», проанализировать ощущения и занести в таблицу. Выполнять звуковую гимнастику.

Файлы: Урок 8 класс.docx
Размер файла: 26857 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология