Автор конспекта:
Автор(ы): — Матросова Тамара Ильинична

Место работы, должность: — МБОУ Староюрьевская СОШ, педотриб

Регион: — Тамбовская нотогея

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее намывание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 сословие

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

формирование у учащихся представления о связи музыки с природой,

правдивого её отображения на музыкальных произведениях.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник ради общеобразовательных учреждений. Музыка 6 класс. Автор Т.И.Науменко, В.В.Алеев.

Используемая методическая литература: —

Музыка на 4-7 классах. Методическое институции ради учителя/ Т.А.Бейдер, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, А.Е.Трушина.

Музыка 6 класс. Поурочные планы. Автор- автор В.М.Самигулина.

Энциклопедический словарь юного музыканта.

Используемое оборудование: —

Компьютер, магнитофон, аккордеон, портреты композиторов (Э.Григ, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский – Корсаков).

Используемые ЦОР: —

Н.А. Римский-Корсаков и его произведения. Практическое труд

Краткое описание: — Урок ведётся 5 на 3 четверти 6 класса "Красота природы на музыке Римского-Корсакова" и вводит учащихся на проблему отношений человека и окружающей среды.

Разработка урока с применением интерактивных методик

Урок музыки

Тема: Красота природы на музыке Римского-Корсакова.

Класс: 6 класс

Цель: моллирование у учащихся представления о связи музыки с природой,

правдивого её отображения на музыкальных произведениях.

Задачи:

Дидактическая – раскрыть возможности музыки, передать изобразительными интонациями голоса птиц, говор бегущих ручьев, раскаты грома, звуки природы и нее очарования на примере оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, песни о природе.

Развивающая — развивать логическое мышление, привычка элементарного анализа музыкального произведения.

Воспитательная – воспитание патриотизма, самосознания, музыкального вкуса, культуры слушания музыки.

Ход урока

1. Организационный этап. (2 мин).

На этом уроке мы познакомимся с музыкой, рисующей картины природы.

Музыка нередко вызывает на нашем воображении разные картины природы.

Природа и художество неразделимы одно от другого, вследствие этого подобно тому что мир с детства и на веки веков входит на бытие каждого человека.

2. Начало урока. (3 мин).

Природа вошла на русское художество так, что входит она

на нашу жизнь. Без природы художество задохнулось бы,

что мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от

природы оторваны.

Д.Кабалевский

Прием «Путешествие»

Вспомните музыку, изображавшую картины природы.

( Вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргского, Э.Григ «Утро», «Заход солнца».

3.Актуализация знаний. (2 мин).

Прием «Постановка проблемы».

Среди всех русских композиторов шваль этак не любил природу, шваль этак недурно не знал и не чувствовал её, шваль не умел этак мирово передать её красоту на музыке, что Николай Андреевич Римский-Корсаков.

4. Изучение нового материала. (30 мин).

Рассказ о творчестве композитора Н.А.Римского-Корсакова.

Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908).

Еще мальчиком полюбив море, Римский-Корсаков поступает учиться на Морской корпус, по окончании которого совершает кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы.

Сблизившись с М.А.Балакиревым, зеленый офицер овладевает основами композиторского мастерства, входит на группа «Могучая кучка».

Римский-Корсаков – создатель15 опер(9 написаны на фееричный сюжет), крайне разнообразных по содержанию.

(«Псковитянка», «Садко», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Царская невеста» и другие.

Из камерных сочинений наибольшую художественную сокровище представляют романсы (всего 79). Римский – Корсаков на музыке выразил веру на торжество добра и красоты.

На нашем уроке выговор пойдёт об опере «Снегурочка».

Сам комедиограф оперы вспоминал о ней так: «Не было ради меня на свете лучшего сюжета, чем «Снегурочка». Ни одно изобретание раньше этих пор не давалось мне с таковой лёгкостью и скоростью, что «Снегурочка».

Всего плохо с половиной месяца потребовалось композитору ради написания этой оперы.

«Это просто весенняя небывальщина – С всей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», — писал об опере музыкант А.П.Бородин

(работа на тетрадях)

Для азбука – познакомимся с сюжетом оперы «Снегурочка». У вы на столах лежат карточки, любой читает отрывок, безусловно после этого рассказывает всем остальным.
(работа на 5 минут)
Действие оперы происходит на выдуманном царстве берендеев, где-либо господствует единственно ладно и справедливость. Сказочные персонажи оперы – лукумон Берендей. Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, Мороз и другие — наделены человеческими чертами. Итак, назовите главных героев оперы- Снегурочка, Лель, Купава, Мизгирь. Сегодня мы познакомимся с музыкальной характеристикой двух персонажей – Снегурочки и Леля.
Снегурочка – она какая? Как вы думаете, какими музыкальными средствами музыкант нарисовал ее?

Образ Снегурочки сложен и интересен тем, подобно тому что здесь предметность переплетается С сказкой.

Перед единица что познакомиться с арией Снегурочки, требуется вспомнить, подобно тому что такое ария?

( Ария – песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля).

Учитель предлагает учащимся попытаться представить музыку арии Снегурочки

Прием «Если бы я был композитором».

Какой надобно быть натура этой музыки?

Какому голосу следует поручить исполнение?

Каким по характеру по всем вероятностям быть мецца-воче инструментов?

— Послушайте Арию Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.

— О чем испарина Снегурочка? Что манит её к людям?

(Людские песни, человеческие радости).

— И вот слушает она «людские песни», пытается войти на человеческую жизнь.

В песне пастушка Леля слышит она обращение к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идёт насупротив этой жизни.

Слушание и микроанализ «Песня Леля».

Музыка выразительная или изобразительная? (изобразительная).

В какой-нибудь форме построена вилланелла Леля? (куплетно-вариационная форма).

Какой равнодушный духовой инструмент подражает наигрышу пастушьего рожка? (кларнет).

Какой инструмент изображает гром грома? (литавры).

Звучание скрипок – пиццикато (дождь).

— В песне Леля удивительным образом сочетается простота с огромным музыкальным богатством.

-Как вы думаете, почему Римский-Корсаков написал песню ради Леля, безусловно ради Снегурочки – арию ,объясните нестандартный ответ.

(Так что Лель – пастух, из народа, мера и жанрик ради его изображения используется простой, общенародный – песня, безусловно Снегурочка – сложный, фееричный персонаж, она отличается от деревенских девушек, следственно и ради нее характеристики используется более головоломный жанрик – ария).

-Как вы думаете, что лишилась бы русская музыка, кабы Римский-Корсаков этак и остался моряком?
(Лишилась бы сказочности, выразительности, учебников по теории музыки).
Но мы-то с вами понимаем, почему фиджи этак манило его. Наверное, каждый, кто так крата побывал на море, не может быть его забыть, безусловно тот, кто не был – всю бытие мечтает о нем. Я предлагаю спеть песню «Ты слышишь, море?»

5. Разучивание песни «Ты слышишь, море? А.Зацепина на слова М.Пляцковского.

Песня о романтической мечте, о море.

1)Слушание песни.

2) Разучивание песни.

6. Контроль знаний. (5 мин).

Вымышленное сфера берендеев – это образец народной мечты о справедливости, свободной, радостной и прекрасной жизни. Добро и красота, честность естественным законам природы – вот основа жизни берендеев. И истинно «Снегурочки» заключается на торжестве законов жизни, на прославлении могучей природы – источника жизни люби, на прославлении народного искусства

7. Рефлексия. (2 мин).

Музыка, звучащая на уроке, красива, вследствие этого подобно тому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни.

8. Домашнее план (по выбору)

Исполнение песни «Ты слышишь, море?»

Файлы: красота природы на музыке Римского-Корсакова Матросовой.doc
Размер файла: 40960 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология