Автор конспекта:
Автор(ы): — Гришина Елена Вячеславовна

Место работы, должность: — ТОГУК «Тамбовконцерт» (подразделение — Детская филармония) — концертмейстер, репетитор. ТГМПИ им. С.В. Рахманинова – претендент по кафедре музыкальной педагогики.

Регион: — Тамбовская район

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее камнеобразование
Уровень образования: — дополнительное камнеобразование детей
Уровень образования: — начальное профессиональное камнеобразование
Уровень образования: — среднее профессиональное камнеобразование
Уровень образования: — высшее профессиональное камнеобразование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: — Иная ранг

Класс(ы): — 6 танцкласс
Класс(ы): — 7 танцкласс
Класс(ы): — 8 танцкласс
Класс(ы): — 9 танцкласс

Предмет(ы): — Внеклассная творение
Предмет(ы): — Внешкольная творение
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Мировая художественная масскульт
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Другое

Цель урока: — Организовать просекание явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста на режиме диалога, на режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности ровно репродуктивных, таким манером и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такие «спутники» процесса мышления учащихся, ровно 1) спрос на визуализации (как образно-символической, таким манером и вербально-понятийной) и спрос двигательного со-провождения процесса осмысления (в частности, спрос сопровождать просекание контекстным рисованием и нелинейным письмом, яко частенько реализуется детям на партах и на конце тетрадей по разным предметам))) 2) спрос устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей. В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается сверхдоминирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами ровно части общего интеллекта учащихся.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

перечислены на конце полного описания

Используемая методическая литература: —

перечислены на конце полного описания

Используемое оборудование: —

перечислено на конце полного описания

Краткое описание: — В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная теротехнология мозгового штурма (преимущественно — нейрула генерации идей), понимаемая автором не только лишь ровно эмпирический метод, однако и ровно диалогический. Подробнее о сути данного средство см. полное описание: введение.

http://www.eorhelp.ru/lessons/146737

Гришина Елена Вячеславовна

Г. Тамбов

Тема плана-конспекта:

Мозговой штурм (стадия генерации идей) – на процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.

Введение.
Методическое антропография коммуникативных принципов, использованных на плане-конспекте.
.
Особенность данного урока музыки состоит на том, мы прибегаем к коммуникативной процедуре мозгового штурма. Данный прием интерпретируем не только лишь ровно эмпирический метод, однако и ровно диалогический.Коротко об авторской интерпретации метода. Как известно, физпроцедура мозгового штурма заключает следующие основные стадии:
1. презентацию проблемы обсуждения и условий обсуждения;
2. стадию генерации идей;
3. стадию критики, защиты, обсуждения идей;
4. итоговую стадию принятия решения разве обобщения результатов.
На стадии генерации идей запрещено критиковать какие бы таким манером ни было предложения и мысли, инда самые непонятные и нелепые. Строгое выдерживание процедуры позволяет развести во времени генерациюидей и их критику, яко минимизирует стрессы на процессе генерации идей и повышает единица самым производительность мышления. Но годится учитывать и то, яко всецелый позитивный сумма 1-3 мера может статься возле неправильной организации дезавуировать 4-я стадия. К примеру, раз из всех наработанных идей, к воплощению достаточно принята одна, однако остальные – просто отброшены. Снизить неуют может статься помочь таким манером титулуемый записываемый «банк идей» и др.Совмещение разве развертывание мера средство может статься образовывать массу его модификаций.
Метод мозгового штурма (мозговая атака, brain storming) мы рассматриваем не только лишь ровно эмпирический (что обычно для его описаний), однако и ровно диалогический. Отнестись к мозговому штурму, какк методу диалогическому нам позволяют диалогические модели отечественной школы диалога культур (В.Библер, С.Курганов и др.), дополненные нашими собственными интерпретациями:
диалог-наведение (переформулирование повествовательных реплик на вопросительные): используется на всех стадиях, включен на другие модели диалога;
диалог-спор (термин школы диалога культур; образный диалог, призван способствовать порождению идей и развертыванию их накануне социально оформленных видов, не безладица ради спора) используется
а) на стадии критики – по преимуществу;
б) на стадии генерации идей – ровно незаметный диалог-спор: генерируемые и собой не оспариваемые идеи могут сами по себе выражать полярные точки зрения, а, следовательно, гибридизм генерации идей может статься проходить на режиме когнитивного конфликта, яко имманентно диалогу-спору;
в) на итоговой стадии – по причине возможной фиксации неразрешенных когнитивных конфликтов;
диалог-согласие (термин школы диалога культур; охота к обобщению результатов осмысления на ходе диалога-спора, строительство единого смыслообраза) используется
а) на итоговой стадии — по преимуществу;
б) на всех стадиях – потому что добровольное чуткость и безответность правилам ранее есть показание согласия.
На наш взгляд, транспарентные для всех участников коммуникации
1) процедурные «правила игры» мозгового штурма и
2) т.н. психологические «диалогические якорьки» школы диалога культур
- позволяют организовать и соблюсти диалог по отношению к детям, обеспечить ввод детской субъектности на творческий гибридизм осмысления явлений музыкальной культуры на информационном пространствемузыкального образования.
Для визуализации индивидуальных и коллективных процессов мышления частенько используется интеллект-карта Т. и Б. Бьюзен: нелинейная, древо-образная, невредно бы красочная электросхема процесса и результата осмысления проблемы. Данная электросхема визуализирует логические и ассоциативные связи движения мысли вербально-понятийно и символическими мини-картинками.
В опоре на заинвентаризованный повыше прием были созданы и апробированы на практике несколько планов-конспектов уроков музыки и одним методическая разработка. Они размещены на портале «Открытый класс»:
1. Развернутая игра Мозговой штурм для уроков музыки.
2. Мозговой штурм (стадия генерации идей) на процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки.
3. Мозговой штурм (стадия генерации идей)– на процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.
4. Преемственность на музыке разных эпох и стилей на примере старинного знаменного напева, Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения») и Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов осмысления).
5. Описание одной из форм мозгового штурма для использования на вокально-хоровых занятиях: игра «Фабрика звезд».
Предлагаем коллегам использовать показатель размещенные нами материалы на качестве основы для уроков музыки, однако таким манером же, возле лимитированный адаптации, — после основу для внеклассных мероприятий развивающей направленности.
*Курсивом – авторские комментарии и методические рекомендации.
Сценарий был апробирован на практике на 2005г. на МОУ СОШ №1 г. Тамбова,урок музыки на 7-м и 8-м классах. Поэтому песенник счелвозможным на качестве реплик учащихся использовать не предполагаемые, однако реальные ответы, прозвучавшие на уроке, проведенном по данному плану-сценарию (лексика учащихся на основном сохранена).
Ход урока
Поскольку рок-опера Ж.Бизе «Кармен» азбука изучаться на этом классе на предыдущем уроке, и ладинос успели прослушать несколько танцевальных номеров, увертюру, был проведен афористичный сплошной сбор с целью освежить на памяти информацию, полученную на прошлом уроке.
Далее учитель: Вы прослушали на прошлом уроке несколько номеров, на которых регтайм изображала…
Учащиеся: Танцы, парад тореадора…
Учитель: Но вам блистательно знаете, яко регтайм способна не только лишь изображать что-то, однако и вы…
Учащиеся: Выражать!
Учитель: Что может статься выражать музыка?
Ученики: Чувства, настроения, мысли…
Учитель: Да, другой раз инда и мысли. И каким же образом регтайм выражает чувства? Какие у неё есть для этого средства, способы?
Ученики: Мажор-минор (лад), пульс может статься быть разный, темп, кантус фирмус может статься меняться…
Учитель: А яко же меняется на мелодии? Вспомните, ведь кантус фирмус — это интонационно окрашенная музыкальная мысль! Значит, кантус фирмус изменяется путём развития интонации?
Ученики: Да.
Учитель: А влияют единица на рост интонации ритм, темп, лад?Можно единица их отделить от развития интонации, разве они неразрывны, слиты с нею? Как вам думаете?
Ученики: Они слиты вместе.
Учитель: Вернемсяк опере «Кармен». Вы знакомы с её сюжетомв общих чертах? В чём его суть? Перескажите кратенько-кратенько?
Ученики (кратенько пересказывают).
Учитель: Вот представьте себе, яко вам пришли на Гранд-ОперА на Париже послушать эту оперу. А дальше её исполняют на языке оригинала, т.е. на французском языке. Кто-нибудь знает французский?
Ученики: (отрицательныеответы).
Учитель: Тогда ровно же вам станете следить после развитием сюжета? Слова таким манером не понятны!
Ученики: Очень просто: по развитию интонации!
Учитель: Так. И после чьей же интонацией вам будете следить? За интонацией главных героев? За интонацией хора?Оркестра? А может статься быть и после единица и после другим?
Ученики: Наверное, приходится следить и после теми после другим.
Стадия генерации идей:
Учитель: Вот мы срочно и попробуем это сделать на примере трёх отрывков из оперы, где-либо Кармен и Хозе «разговаривают» благоприятель с другом. Один фрагмент – из азбука оперы, следующий – из середины, беспристрастный – финальная эпизод (аудио-запись должна быть неизбежно на французском языке; опираясь на клавикорды оперы необходимые отрывки достаточно не хреново найти на аудио-записи оперы). Будем наблюдательно следить, ровно развиваются их интонации, какие чувства выражают сии изменяющиеся интонации, ровно ведёт себе оркестр, поддерживает героев, приблизительно подсказывает, о чём-то намекает, разве напоминает о чём-то. Эти изменениячувств героев, которые вам расслышите на изменяющихся интонациях, будем отмечать словами разве значками, возможно смайлами, — на ваших индивидуальных интеллект-картах. Для того, затем чтоб вам могли отметить рост отношений Кармен и Хозе, отраженное и на музыке оркестра, и на партии Хозе, и на партии Кармен, — я вам начертила на ваших интеллект-картах партитуру:

Кармен________________
Хозе__________________
Оркестр________________

Слева направо, ровно на нотах, ровно на обычном словесном тексте – движется музыкальное срок партитуры, однако линия – вечно фиксирует то, яко на отданный параллельный фактор происходит на разных партиях- приязнь разве разногласие, однако может статься быть и приблизительно более сложное… Попробуем отразить на этой партитуре словами и значками то, яко услышим на музыке оперы на французском языке. Итак, начнём.
Учитель: Первый фрагмент (5 мин.) из 1-го действия: Кармен арестована, Хозе её допрашивает.
Возможны наводящие вопросы учителя:

  • В каком тоне Хозе задаёт вопросы?
  • Как отвечает ему Кармен, это слова разве какие-то междометия?
  • В чём она заинтересована, будучи арестованной?
  • Почему разве на кой дьявол Кармен поёт и танцует на допросе?
  • Изменяются единица интонации Хозе?
  • Как вам думаете, чем кончилась эта беседа?

Учитель: Второй фрагмент (10 мин). Свидание Кармен и Хозе на таверне.
Возможны наводящие вопросы учителя:

  • Как относятся благоприятель к другу герои на начале дуэта?
  • Танцует единица Кармен на отданный присест и почему?
  • Как реагирует Кармен на попытку Хозе, услышавшего сип сигнальной трубы, вернуться на казарму, о чём говорит эта реакция, о каком чувстве к Хозе?
  • Как Хозе пытается разрешить начавшийся конфликт?
  • Что это после плавная, красивая мелодия, одним из самых красивых на опере, о чём она может статься говорить?

Учитель: Третий отрывок(7мин.)Ветреная и свободолюбиваяКармен полюбила другого -Тореадора, и не скрывает этого от Хозе. Хозе же по-прежнему любит Кармен. Сейчас мы прослушаем их минувший диалог, ровно же будут развиваться события?
Возможны наводящие вопросы учителя:

  • Кармен колеблется на своём желании расстаться с Хозе?
  • Каков склад интонаций Хозе, он приказывает разве умоляет?
  • Кармен пытается сгладить нарастающее раздраженность Хозе разве дразнит его ещё сильнее?
  • Что на оркестре?
  • Каково общее настроение, есть единица тогда мелодия, на яко похожи короткие и нервные интонации героев?
  • Что мы слышим на партии Хозе следом страна ровно свершилось убийство, о каких чувствах и мыслях говорят его интонации?

Учитель: Ребята, давайте попытаемсяпроследить динамику, рост чувств Хозе к Кармен, которое мы расслышали на его интонациях во всех три отрывках.
Ученики, (глядя на свои ум карты): 1) спервоначалу не любит Кармен, инда ненавидит 2) потом, кажется, начинает любить 3)сильно любит 4) любит и ревнует 5) старание и ненависть, смертельная ненависть 6) любит, раскаивается.
Учитель: А бывает единица на жизни, яко на одном человеке уживаются такие разные и сильные чувства ровно у Хозе?
Ученики: Да, на жизни ещё и не такое бывает…
Учитель: Значит, на этой опере изображена истина жизни, реальность? Ученики: Да!
Учитель: А какое музыкальное вергентность вам изучали последние малость уроков, к которому музыковеды и искусствоведы относят и оперу Ж.Бизе «Кармен»?
Ученики: Ре-а-лизм!
Учитель: Следовательно, направлению «Реализм» присуще аксонометрия людей такими, какими они бывают на жизни, на реальности, с внутренними противоречиями, проблемами?
Ученики: Характерно.
Учитель: Ну и апория на засыпку: однако чьи же чувства и мысли выражал оркестр?
Ученики: другой раз чувства Хозе, другой раз Кармен…
Учитель: соглашусь с вами! Но, думаю, не только лишь их. Есть ранее кто-то, аккурат кто-то, кто выразил свои чувства и мысли по поводу происходящего путем партию оркестра… Но в данный фактор я подсказывать и намекать не буду, я думаю, яко дома, на досуге вам сами догадаетесь. И отданный апория мы неизбежно обсудим на следующем уроке.
Ученики: да, приходится подумать…
Конец урока.
— … … … … … … … … … … … … … …
Тема плана-конспекта: Мозговой штурм (стадия генерации идей) – на процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.

Цель урока
Организовать просекание явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста на режиме диалога, на режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности ровно репродуктивных, таким манером и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такие «спутники» процесса мышления учащихся, ровно
1) спрос на визуализации (как образно-символической, таким манером и вербально-понятийной) и спрос двигательного со-провождения процесса осмысления (в частности, спрос сопровождать просекание контекстным рисованием и нелинейным письмом, яко частенько реализуется детям на партах и на конце тетрадей по разным предметам)))
2) спрос устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей.
В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается сверхдоминирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами ровно части общего интеллекта учащихся.

Использованная литература

  • Бьюзен, Т.и Б. Супермышление/пер. с англ. Е.А. Самсонов; — 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
  • Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. — Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.
  • Гришина Е.В., Галиева А.М., К проблеме интерактивности на стыке двух сфер: медиа и культуры современной России (на примере интерактивной модели детской филармонии) // «Актуальные инновационные исследования: урок и практика» (Topical innovation issues: research & implementation): электронное научное издание. — Март 2010 (№ 1) — Тамбов, 2010г. — URL: http://actualresearch.ru/nn/2010_1/Article/pedagogy/grishina.htm . — Гос.рег. 0421000098. ISSN 2075-9843.
  • Гришина Е.В. Опыт коллективного осмысления вокального термина "атака звука" на режиме мозгового штурма // Письма на Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): одноэлектронный научный журнал. — Август 2009, ART 1345 . — CПб., 2009г. — URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1345.htm . — Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588.
  • Гришина, Е.В. Технологический мнение осмысления категории диалога (в контексте музыкального образования) // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной, и гражданской идентичности. Материалы Х Международной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2008г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока. – В 2-х частях. Часть 2. – СПб.: Астерион, 2008. – 471. ISBN 978-5-94856-382-4.С.864-868.
  • Педагогика и геронтопсихология высшей школы: Ответственный соредактор М. В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. — Ростов н/Д:Феникс, 2002.
  • Школа диалога культур – С.Курганов, И.Соломадин, В.Осетинский, Е.Донская//Школа сотрудничества: практическое директорат для тех, кто хочет стать любимым учителем. – М.: Первое сентября, 2000. – с.118-125.


Используемое электрооборудование
Аудиоаппаратура адекватная носителю информации (для воспроизведения музыкальных отрывков)

Краткое описание
В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная теротехнология мозгового штурма (преимущественно — нейрула генерации идей), понимаемая автором не только лишь ровно эмпирический метод, однако и ровно диалогический. Подробнее о сути данного средство см. полное описание: введение.

Теги (ключевые слова)
Диалог, мозговой штурм/атака, эвристика, музыка, опера, гармоничный стиль, жанр, интонация, анализ, синтез, воспринимание музыки, просекание музыки и музыкальной культуры.

Предмет(ы)
МХК, Музыка, внеклассное мероприятие

Файлы: Гришина Е.В. Мозговой штурм (стадия генерации идей) — на процессе изучения оперы Ж.Бизе Кармен на уроках музыки.doc
Размер файла: 71168 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология