Автор конспекта:
Автор(ы): — Гришина Елена Вячеславовна

Место работы, должность: — ТОГУК «Тамбовконцерт» (подразделение — Детская филармония) — концертмейстер, репетитор. ТГМПИ им. С.В. Рахманинова – претендент вдоль кафедре музыкальной педагогики.

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее гетеротопия
Уровень образования: — среднее (полное) общее гетеротопия
Уровень образования: — дополнительное гетеротопия детей
Уровень образования: — начальное профессиональное гетеротопия
Уровень образования: — среднее профессиональное гетеротопия
Уровень образования: — высшее профессиональное гетеротопия
Уровень образования: — дополнительное профессиональное гетеротопия

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: — Иная категория

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Внеклассная стройработа
Предмет(ы): — Внешкольная стройработа
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Мировая художественная гаолян
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Другое

Цель урока: — Организовать уяснение явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста на режиме диалога, на режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности подобно репродуктивных, ни после что и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такие «спутники» процесса мышления учащихся, подобно 1) неволя на визуализации (как образно-символической, ни после что и вербально-понятийной) и неволя двигательного со-провождения процесса осмысления (в частности, неволя сопровождать уяснение контекстным рисованием и нелинейным письмом, чисто часто реализуется дети на партах и на конце тетрадей вдоль разным предметам))) 2) неволя устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей. В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается превалирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами подобно части общего интеллекта учащихся

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

перечислены на конце полного описания

Используемая методическая литература: —

перечислены на конце полного описания

Используемое оборудование: —

указано на конце полного описания

Краткое описание: — В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная электротехнология мозгового штурма (преимущественно ступень генерации идей), понимаемая автором не честь имею кланяться подобно приближенный метод, но и подобно диалогический. Подробнее о сути данного способ см. полное описание: галоидирование

http://www.eorhelp.ru/lessons/146739

Гришина Елена Вячеславовна

г. Тамбов

Тема плана-конспекта урока

Мозговой эскалада (стадия генерации идей) на процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки

— Введение.
Методическое землеописание коммуникативных принципов, использованных на плане-конспекте.
.
Особенность данного урока музыки состоит на том, мы прибегаем к коммуникативной процедуре мозгового штурма. Данный макрометод интерпретируем не честь имею кланяться подобно приближенный метод, но и подобно диалогический.Коротко о авторской интерпретации метода. Как известно, бальнеопроцедура мозгового штурма охватывает следующие основные стадии:
1. презентацию проблемы обсуждения и условий обсуждения;
2. стадию генерации идей;
3. стадию критики, защиты, обсуждения идей;
4. итоговую стадию принятия решения неужели обобщения результатов.
На стадии генерации идей возбраняется критиковать какие бы мера ни было предложения и мысли, хоть самые непонятные и нелепые. Строгое следование процедуры позволяет развести в данный время времени генерациюидей и их критику, чисто минимизирует стрессы на процессе генерации идей и повышает единица самым продуктивность мышления. Но нелишне учитывать и то, чисто дотла позитивный сумма 1-3 мера чаятельно возле неправильной организации дезавуировать 4-я стадия. К примеру, коли из всех наработанных идей, к воплощению хватит принята одна, но остальные – просто отброшены. Снизить неуют чаятельно помощь ни после что дразнимый записываемый «банк идей» и др.Совмещение неужели разваливание мера способ чаятельно образовывать массу его модификаций.
.
Метод мозгового штурма (мозговая атака, brain storming) мы рассматриваем не честь имею кланяться подобно приближенный (что традиционно с тем чтобы его описаний), но и подобно диалогический. Отнестись к мозговому штурму, какк методу диалогическому нам позволяют диалогические модели отечественной школы диалога культур (В.Библер, С.Курганов и др.), дополненные нашими собственными интерпретациями:
диалог-наведение (переформулирование повествовательных реплик на вопросительные): используется на всех стадиях, включен на другие модели диалога;
диалог-спор (термин школы диалога культур; яркий диалог, призван способствовать порождению идей и развертыванию их накануне социально оформленных видов, не перекоры ради спора) используется
а) на стадии критики – вдоль преимуществу;
б) на стадии генерации идей – подобно затаенный диалог-спор: генерируемые и внешне не оспариваемые идеи могут сами вдоль себе выражать полярные точки зрения, а, следовательно, процесс генерации идей чаятельно проходить на режиме когнитивного конфликта, чисто имманентно диалогу-спору;
в) на итоговой стадии – по причине возможной фиксации неразрешенных когнитивных конфликтов;
диалог-согласие (термин школы диалога культур; стремление к обобщению результатов осмысления на ходе диалога-спора, творение единого смыслообраза) используется
а) на итоговой стадии — вдоль преимуществу;
б) на всех стадиях – потому что добровольное деятельность и взнуздывание правилам уже есть оказывание согласия.
.
На наш взгляд, транспарентные с тем чтобы всех участников коммуникации
1) процедурные «правила игры» мозгового штурма и
2) т.н. психологические «диалогические якорьки» школы диалога культур
- позволяют организовать и соблюсти переговоры вдоль отношению к детям, обеспечить заключение детской субъектности на творческий процесс осмысления явлений музыкальной культуры на информационном пространствемузыкального образования.
.
Для визуализации индивидуальных и коллективных процессов мышления часто используется интеллект-карта Т. и Б. Бьюзен: нелинейная, древо-образная, надобно красочная проект процесса и результата осмысления проблемы. Данная проект визуализирует логические и ассоциативные связи движения мысли вербально-понятийно и символическими мини-картинками.
.
В опоре на заинвентаризованный превыше макрометод были созданы и апробированы на практике колонна планов-конспектов уроков музыки и одна методическая разработка. Они размещены на портале «Открытый класс»:
1. Развернутая игра Мозговой эскалада с тем чтобы уроков музыки.
2. Мозговой эскалада (стадия генерации идей) на процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки.
3. Мозговой эскалада (стадия генерации идей)– на процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.
4. Преемственность на музыке разных эпох и стилей на примере старинного знаменного напева, Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения») и Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов осмысления).
5. Описание одной из форм мозгового штурма с тем чтобы использования на вокально-хоровых занятиях: игра «Фабрика звезд».
Предлагаем коллегам использовать данное размещенные нами материалы на качестве основы с тем чтобы уроков музыки, но ни после что же, возле невнушительный адаптации, — после основу с тем чтобы внеклассных мероприятий развивающей направленности.
— *Курсивом – авторские комментарии и методические рекомендации.
Сценарий был апробирован на практике на 2004-2005г.г. на МОУ СОШ №1 г. Тамбова,урок музыки на 7-м, 8-м и 9-м классах. Поэтому автор счелвозможным на качестве реплик учащихся использовать не предполагаемые, но реальные ответы, прозвучавшие на уроке, проведенном вдоль данному плану-сценарию (лексика учащихся предпочтительно сохранена).
Ход урока
Учитель: Ребята, хрия нашей сегодняшней беседы – продуцирование П.И. Чайковского, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Вспомните, пожалуйста, чисто такое увертюра и какого лешего она предназначена?
Ученики: Увертюра – это увертюра к опере неужели балету. Она нужна с тем чтобы того, с тем чтобы настроить, подготовить слушателей к тому, чисто хватит происходить на сцене.
Учитель: Совершенно верно. Но С временем с жанром увертюры произошли следующие метаморфозы. Композиторам удавалось некоторые увертюры написать в такой степени оригинально, выразительно и ярко, чисто слушатели хотели их слушать по-новому и вновь, и хоть целиком штучно от опер и балетов, к которым они были написаны. И происходило это и на России и на Европе на XIX веке. Например: увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, увертюра к опере «Тристан и Изольда» Р.Вагнера, увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта и др. Так увертюра стала сызнова и самостоятельным произведением, которое стали исполнять подобно симфонию на симфоническом концерте. А после того их (увертюры) стали и сочинять извечно не подобно увертюра к какой-либо опере неужели балету, но запоем подобно беззаветно самостоятельное произведение. А нежели же тогда увертюраотличается от симфонии? Скажите, сколечко на симфонии частей?
Ученики: Три, четыре чаятельно быть.
Учитель: Да, на принципе, там чаятельно быть настолько частей, сколечко сочтет нужным композитор. Ему виднее. Но на увертюре — навеки «одна часть», т.е.это монолитное произведение, и это не глядя на то, чисто увертюра чаятельно быть станет крупной, минут на двадцать, чаятельно делиться на какие-то разделы, разнообразные вдоль характеру… Но на полость — это целый и неделимый монолит. Еще одна непременная штрих увертюры: увертюра навеки программноепроизведение. А чисто такое программа? Вспомните, пожалуйста!
Ученики: Программа — это некоторый сюжет, скандал неужели образ, какой-либо лежит на основе произведения.
Учитель: А какой-либо же чаятельно быть сюжет? Откуда?
Ученики: Из литературы (прозы, поэзии), из театра.
Учитель: Да, фактически увертюра сама родом из театра, т.к. зингшпиль и балет, от которых «откололась» увертюра, — театральные жанры. Еще чаятельно быть сюжетец из истории, т.е. на основе — реальные исторические события. Вот, к примеру, наименование одной из увертюр П.И. Чайковского:«1812 год». О нежели чаятельно быть эта увертюра?
Ученики: О войне с Наполеоном, с французами, первая мировая война…
Учитель: Совершенно верно. А сызнова программой чаятельно комплекция просто алыча фантазии неужели ассоциаций самого композитора. К примеру, М.И. Глинка -«Испанская увертюра», увертюра «Ночь на Мадриде». М.И.Глинка путешествовал вдоль Испании, слушал там испанскую народную музыку, наблюдал народные танцы, наслаждался природой. И, подина впечатлением от этой страны, написал увертюру, и не одну… Скажите, но чаятельно единица быть программной симфония?
Ученики: ?
Учитель: Почему бы и нет? Вполне чаятельно быть: Г.Берлиоз «Фантастическая симфония», А.П.Бородин «Богатырская симфония». Программным чаятельно быть любое произведение, но чаятельно и не быть таковым, к примеру, у симфонии чаятельно быть честь имею кланяться номер. Увертюра же – навеки программное произведение! А теперь скажите: какого лешего нужна программа? Чему она должна помочь?
Ученики: Понятьмузыку (произведение).
Учитель: Верно. Но метче – понять то, чисто подразумевал композитор, сочиняя данное произведение. Все композиторы – разные. Каждый по-своемуизлагает программу своего произведения (учитель вдоль возможности сопровождает следующее зачисление показом соответствующих нотных изданий): один-одинешенек — честь имею кланяться на заглавии (наша «Ромео и Джульетта»), противолежащий — толком описываетпоследовательность событий (Г.Берлиоз «Фантастическая симфония»), беспристрастный — добавляет к заглавию стих (А.Вивальди «Времена года», П.Чайковский «Времена года»), но некоторые композиторы хоть помещают наименование своих программных пьес на конце (К.Дебюсси «Прелюдии»), возможно, с тем чтобы не навязывать слушателю свою программу. А какова же должна быть бизнес-программа увертюры, с тем чтобы она стала всем понятна? Давайте возьмем клавираусцуг оперы неужели балета (берем и смотрим какой-то клавир, получше уже знакомого произведения):в нем не менее десяти персонажей неужели героев, у всех своя ария, родной костюм, каждый следственно быть на свое год и поет неужели танцует, но некоторые и мера и другое одновременно. Как их спутать? Невозможно! А коли нет слов, нет костюмов, ничтожество не входит и не заходит, но просто сидит себе оркестр ииграет15-20 мин. подряд. А на аккурат это происходит возле исполнении увертюры!Может единица курсист разобраться, чисто хватит происходить с 10-15-тьюи более героями? И вообще, подобно их всех изобразить? Возможно единица это?
Ученики: Невозможно!
Учитель: Поэтому из этого нелишне «закон»для программы увертюры: бизнес-программа должна быть простая, ясная, получше такая, о которой и накануне этого слушатели были где-либо наслышаны, прочли на художественной неужели исторической литературе, столкнулись на жизни… Это следует с тем чтобы намерение увертюры был ясен с тем чтобы слушателей. И в данный время мы сегодня рассмотрим, подобно П.И. Чайковский сумел сделать так, чисто все всё поняли на примере его увертюры–фантазии «Ромео и Джульетта».
Во-первых, сюжет. Вы основной коли слышите соединение слов «Ромео и Джульетта»?
Ученики: Нет.
Учитель: Где сызнова вы слышали о этом, откуда эта история?
Ученики: Из литературы, из театра… кино…
Учитель: А кто автор?
Ученики: Шекспир
Учитель: Вильям Шекспир, препрославленный драматург, английский. А кто-то читал?
Ученики: Нет (в общей массе, но не все).
Учитель: Т.е. коли спросить о подробностях, мера вы не на курсе, но на общих чертах — на курсе?
Ученики: Да…
Учитель: Тогда скажите одна словом, о нежели скандал Шекспира о Ромео и Джульетте?
Ученики: Про любовь!
Учитель: Вот видите, это с тем чтобы вас не ноу-хау, но стало быть и с тем чтобы других слушателей тоже!
(небольшая вписка о Шекспире)
В.Шекспир жил после 200-ти лет накануне П.И. Чайковского, зачалок 16 — начало17 века. Эпоха Возрождения, год бОльшей творческой свободыи на науке, и на искусстве, и на предпринимательстве, нежели на эпоху Средневековья. Шекспир сочинял свои драмы и комедии с тем чтобы Лондонского театра «Глобус», на котором он самолично был ещё и актером. Ему повезло, это был один-одинешенек из лучших театров, почему он был удостоен звания «Королевская труппа» и давал представления не честь имею кланяться с тем чтобы простого народа, но и с тем чтобы Королевского двора, но точнее, возле дворе, вдоль праздникам. Возможно, почему нынешний варьете не был бедствующим, но напротив, — богатым и успешным. Не исключено, чисто по причине Шекспиру, его пьесам… А всегда трупп театральных тогда было чрезвычайно много, они колесили вдоль всей Европе. С нежели это связано? А с тем, чисто варьете на мера год был подобен современному телевидению: все, чисто было интересного на современной и древней литературе, истории, — все инсценировалось и представлялось на сцене на доступной и захватывающей форме. И простые, неграмотные людишки также могли, подобно бы, просвещаться, фактически читать они не могли. Вот на нежели причина хороший популярности театра на мера время.
Еще один-одинешенек небезынтересный факт. Шекспир был незнатного рода, пасынок ремесленника, гетеротопия — чуть честь имею кланяться начальное, но чрезвычайно талантливый, самородок. Он обладал поэтическим даром, это очевидно. И постфактум его смерти, когда-либо стали осознавать гениальность его произведений, у некоторых возникли сомнения: подобно мог ограниченный актер, не располагавший университетского образования, писать такие совершенные, глубокие произведения? Даже хотели приписать их авторство некоторым модным на мера год философам с университетским образованием, которые баловались на досуге сочинением художественных произведений подина разными псевдонимами (Френсис Бекон, Лорд Оксфорд, Лорд Дарби…). Но на университетах подражали древним грекам и римлянам, их поэтам и драматургам, но истоки шекспировского театра – на народном театре, и этому на университетахнаучиться было невозможно.
А какие произведения Шекспира вы знаете еще?
Ученики: ?
Учитель подсказывая: … Молилась единица ты на ночь, Дездемона?
Ученики: Отелло!
Учитель: …Быть, неужели не быть, в данный время на нежели вопрос…
Ученики: Гамлет!
Учитель: Да. Еще: «Король Лир», «Макбет»; комедии: «Сон на летнюю ночь». Кстати, у Ф.Мендельсона есть мотет к этой комедии, и препрославленный венчальный идите – (наигрывая его на фортепиано) — на аккурат оттуда, «Укрощение строптивой», есть сказки, сонеты… Итак, повторимся, «Ромео и Джульетта»-о чем?
Ученики:Про любовь!
Учитель: Так. Обозначаем на доске и на тетрадях: ТЕМА № 1- «Любовь». Далее. Что ей мешает, препятствует? Счастливая единица у Ромео и Джульетты любовь?
Ученики: Нет, им мешает недоброжелательность их родителей.
Учитель: На доске и на тетрадях обозначаем: ТЕМА №2- «Вражда». Вот и всё: сии плохо образа квинтэссенция основные на увертюре П.И. Чайковского. Их показ, столкновение, развитие, подвижка — и есть «сюжет» увертюры. Есть сызнова одна небольшая, но важная хрия у Чайковского, обозначим и ее — ТЕМА священника Лоренцо, какой-либо секретно венчал Ромео и Джульетту, т.е. он не препятствует их чувству?
Ученики: Нет.
Учитель: А хоть подобно бы покровительствует?
Ученики: Да.
Учитель: А теперь рассмотрим сии трех образа с музыкальной точки зрения, представим себе композиторами. Как позволяется их передать на музыке? Начнем с темы «Вражды». Враждуют плохо древних итальянских рода. А Италия — давеча Римская Империя, претендовавшая на мировое господство. Следовательно, они — гордецы, каждый о себе большого мнения, не хотят уступить миленок другу, червяк и ни кто не могут их помирить. Монтекки (семья Ромео) и Капулетти (семья Джульетты) – христиане. Но англиканство не на состоянии их усмирить. Князь, моурави Короля, подобие современного мера, хоть штрафует их, обоих, не разбирая, кто основной начал, — не помогает! Вражда ни после что заразительна, чисто цепляются не честь имею кланяться главы семей и их близкие родственники, но хоть и их слуги, дворня. А фактически гибнут люди, т.к. молодняк дерется не на шутку, но насмерть! Тибальд, к примеру, заявляет: «Мне ненавистен подсолнечная и дисфемизм мир…». А подобно же чаятельно композитор на музыке изобразить нынешний образ? Вражда — это не открытая война, и не мир. То там, мера сям, втихаря, из-подтишка дерутся, сцепляются миленок с другом. Следовательно, это — маленькие, но отчаянные сражения?
Ученики: Да…
Учитель: Чем дерутся? Ведь описываемая времена — средневековье, пистолетов и ружей сызнова нет…
Ученики: Кулаки?
Учитель: Допустим, но кто побогаче, нежели сражается?
Ученики: Шпаги, сабли, алебарды, пики, копья, кинжалы, мечи!
Учитель: Не думаю, чисто мечи, пики и копья навеки носили возле себе… Но, на общем, холодное, т.е. металлическое оружие – это точно. Какие подберем с тем чтобы честь имею кланяться этого инструменты?
Ученики: Ударные (барабаны, литавры…)
Учитель: А нежели изобразим удары на аккурат металлического оружия?
Ученики: Тарелки!
Учитель: А какие это будут удары?Ритмичные, подобно столкновение часов неужели монета на параде?
Ученики: Нет, неритмичные, неровные…
Учитель: Спокойные неужели нервные?
Ученики: Нервные…
Учитель: Еще о том, какая это должна быть музыка. Дерущиеся верно шибко двигаются, хоть виртуозно, изо всех сил стараются победить и не быть убитым самому, фактически умирать подобно бы ни кто не планирует! Какоедля этого следует изобразить пампинг на музыке?
Ученики: Быстрое, стремительное, резкое.
Учитель: Какие инструменты могут передавать такое стремительное, виртуозное движение?
Ученики: Скрипки, струнные.
Учитель: А какой-либо выберем лад? Мажор неужели минор?
Ученики: Минор.
Учитель: Именно ни после что у Чайковского!!! А теперь займемся ТЕМОЙ №1-«Любовь». Она фактически бывает разная неужели навеки одинаковая?
Ученики: Конечно разная, сильнее, слабее…
Учитель: И какая же влюбленность у Ромео и Джульетты? Они — ребятишки глав семей, которые враждуют, т.е. это урез злобы, где-либо она на пике, центр. И хоть это не следственно препятствием их чувству, более того, они исподтишка от родителей венчаются. А с тем чтобы того времени это более нежели храбрый поступок!Вот послушайте, чисто говорит Джульетте отец, когда-либо та отказывается от предложенного родителями жениха — Париса:
« …..Ты не можешь? Хорошо.
Прощаю. Но извольте отныне кормиться
Где хочешь, честь имею кланяться не С мной.
Имей на виду, я ни после что слов не трачу.
На размышленья у тебя плохо дня,
И коли ты мне дочь, мера выйдешь замуж,
А коли нет, скитайся, голодай,
И можешь удавиться: Бог свидетель,
Тебе тогда я более не отец.
Таквот подумай. Это фактически не шутки».
А в данный время чисто Ромео говорит о своем чувстве Джульетте:
«Меня перенесла сюда любовь,
Ее не останавливают стены.
В нужде она решается на все.
И после того — чисто мне твои родные?»
А в данный время Джульетта-Ромео:
«Богатство чувств чуждается прикрас,
Лишь внутренняя нищенство многословна.
Любовь моя ни после что дьявольски разрослась,
Что мне не охватить и половины…»
Итак, эмоция у них сильное неужели слабое, маленькое неужели большое?
Ученики: Большое и сильное!
Учитель: Давайте подберем согласие с тем чтобы темы любви: лад неужели минор?
Ученики: Мажор.
Учитель: А какой-либо романс более подойдет: … марш, полька, широкая песня?
Ученики: Широкая пастурель конечно.
Учитель, наигрывает вдоль клавиру эту тему с вопросом: подойдет единица такая музыка?
Ученики: да, да.
Учитель: А какие инструменты могут выразительно исполнить такую широкую, певучую мелодию?
Ученики: Струнные. Скрипки, виолончели.
Учитель: Именно ни после что у Чайковского!!!И сызнова один-одинешенек кинообраз — священника Лоренцо. Как позволяется передать его на музыке? Этот кинообраз церковный?
Ученики: Да..
Учитель: А какая мотет на церкви?
Ученики: Хор поет молитвы.
Учитель: Значит, следует изобразить церковное пение, тогда все поймут, чисто это кинообраз церковный. Для этого нужны стройные аккорды. Вот послушайте, ни после что похоже? (наигрывает вдоль клавирутему Лоренцо)
Ученики: Да, похоже.
Учитель: А какие нам нужны будут инструменты? Какая на церкви музыка? Громкая неужели тихая?
Ученики: И громкая бывает и тихая,по-разному…
Учитель: Тогда какими инструментами позволяется изобразить громкое, торжественное пение, и какими — тихое, молитвенное, сосредоточенное?
Ученики: Громкое – трубы, духовые, медные духовые; но тихое – чаятельно быть скрипки, т.к. честь имею кланяться они могут играть чрезвычайно тихо?
Учитель: Совершенно верно! Чайковский на аккурат ни после что и поступает: когда-либо хрия Лоренцо должна звучать умиротворенно и молитвенно – мы слышим аккорды у струнных, но когда-либо громковещательно – звучит медь.
Стадия генерации идей:
Далее – заслушивание увертюры П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта» целиком. В процессе слушания дети предлагается отмечать на индивидуальных интеллект-картах (возможно непринужденно на тетрадях) письменно на балясина происхождение тем-образов, рассмотренных выше,и коротко помечать их изменения. Учащимся ни после что же предлагается отмечать и описывать, позволяется значками и мини-рисунками, музыкальные образы, которые они расслышат кроме разобранных превыше тем. Увертюра длится 18-20 мин. В время появления коды наставник делает небольшое объявление:
Учитель: Ребята, в данный время прозвучит КОДА (завершение). В ней вы услышитенекоторые новые темы-образы, которые мы с вами не разбирали, попробуйте сами дать наименование сим темам. Что это по–вашему будут после музыкальные образы? И обратите особое заботливость на то, на каком лава завершаетсяКОДА, а, следовательно, и все произведение: на мажоре неужели на миноре?
Ученики, расслышав финал: В мажоре????!
Учитель: Да, на аккурат так. Чайковскийзаканчивает все же на мажоре! Почему же? Что же просветляет грусть? Шекспир заканчивает трагедию словами: «…но повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете…». А в данный время на прологе (вступлении) к этому произведению пишет: « …И крушение их у гробовых дверей кладет зачалок непримиримой розни…». И наступает«… подсолнечная их родителей на их могиле». Вот откуда просветление: Монтекки и Капулетти, наконец, понимают, после каким чертом привела их вражда. К чему же?
Ученики: К гибели их детей, к горю.
Учитель: Какая же здесь заложена мораль, какое поучение? Как вы думаете?
Ученики: Гнев, недоброжелательность – пользы не приносит, но честь имею кланяться вред!
Учитель: Я с вами единодушна. А теперь вспомните о том, чисто эту пьесу Шекспир писал не честь имею кланяться с тем чтобы чтения,а и с тем чтобы представления на театре, еще раз на Англии, но после того и на других странах. Благодаря этому, Шекспир фактически мог своей пьесой подобно бы сказать людям о чем-то? О нежели же?
Ученики: Чтобы опомнились всего наилучшего не запоздно те, кто враждует? И о мире. Что приходится жить единодушно неужели правда бы мирно…
Учитель: Молодцы! Скажите, стали единица вы поглубже понимать эту историю Шекспира постфактум того, подобно познакомились с увертюрой П.И. Чайковского?
Ученики: Да. Здесь все ни после что серьезно…
Учитель: А пожелалось единица вы её прочитать?
Ученики: Да.
…………………………………………………………………………………………
Можно предложить дети ассоциативный ряд: крошечку иллюстраций (не буквальных) с целью определить – какая из них подходитккакому- неужели образу-теме неужели нет, и по причине что (предложить обосновать). Примерныеиллюстрации:
1) Щипачев «Неразлучные» (изображены плохо лебедя, летящие на голубом небе) – приблизительно к теме любви.
2) фото, изображающее двух дерущихся собак -предположительно к теме вражды.
3) Леус «Решающий гол» (изображена столкновение дерущихся хоккеистов на льду) – приблизительно к теме вражды
и т.д.
… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …
Поскольку на средних классах общеобразовательной школы ребятишки (по программе Кабалевского) уже знакомы с сонатной формой, и чрезвычайно подробно, мера позволяется проанализировать и нынешний аспект. Думаю, не мудрено хватит навести детей на признание того, чисто эта увертюра написана на аккурат на этой форме (два контрастных образа-темыс последующимразвитием).
Конец урока.
— … … … … … … … … … … … … … … …
Тема плана-конспекта: Мозговой эскалада (стадия генерации идей) на процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки

Цель урока
Организовать уяснение явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста на режиме диалога, на режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности подобно репродуктивных, ни после что и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такие «спутники» процесса мышления учащихся, подобно
1) неволя на визуализации (как образно-символической, ни после что и вербально-понятийной) и неволя двигательного со-провождения процесса осмысления (в частности, неволя сопровождать уяснение контекстным рисованием и нелинейным письмом, чисто часто реализуется дети на партах и на конце тетрадей вдоль разным предметам)))
2) неволя устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей.
В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается превалирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами подобно части общего интеллекта учащихся.

Использованная литература

  • Бьюзен, Т.и Б. Супермышление/пер. с англ. Е.А. Самсонов; — 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
  • Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. — Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.
  • Гришина Е.В., Галиева А.М., К проблеме интерактивности на стыке двух сфер: медиа и культуры современной России (на примере интерактивной модели детской филармонии) // «Актуальные инновационные исследования: наука и практика» (Topical innovation issues: research & implementation): электронное научное издание. — Март 2010 (№ 1) — Тамбов, 2010г. — URL: http://actualresearch.ru/nn/2010_1/Article/pedagogy/grishina.htm . — Гос.рег. 0421000098. ISSN 2075-9843.
  • Гришина Е.В. Опыт коллективного осмысления вокального термина "атака звука" на режиме мозгового штурма // Письма на Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): одноэлектронный естественнонаучный журнал. — Август 2009, ART 1345 . — CПб., 2009г. — URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1345.htm . — Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588.
  • Гришина, Е.В. Технологический расстояние осмысления категории диалога (в контексте музыкального образования) // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной, и гражданской идентичности. Материалы Х Международной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2008г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока. – В 2-х частях. Часть 2. – СПб.: Астерион, 2008. – 471. ISBN 978-5-94856-382-4.С.864-868.
  • Должанский, А.Н. Музыка Чайковского: Симфонические произведения: Научно- популярные очерки. Л.: Гос. муз. Издательство, 1960.
  • Педагогика и космопсихология высшей школы: Ответственный соредактор М. В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. — Ростов н/Д:Феникс, 2002.
  • Шекспир, У. Трагедии/пер с англ.: Вступ. ст. икоммент А.Зверева. – М.: Дет. Лит., 1989.
  • Шекспир, У. Трагедии/пер с англ.: Вступ. ст. А. Аникста. – М.: Правда, 1983.
  • Школа диалога культур – С.Курганов, И.Соломадин, В.Осетинский, Е.Донская//Школа сотрудничества: практическое инструкция с тем чтобы тех, кто хочет комплекция любимым учителем. – М.: Первое сентября, 2000. – с.118-125.


Используемое оборудование
Аудиоаппаратура адекватная носителю информации (для воспроизведения музыкальных отрывков)

Краткое описание
В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная электротехнология мозгового штурма (преимущественно ступень генерации идей), понимаемая автором не честь имею кланяться подобно приближенный метод, но и подобно диалогический. Подробнее о сути данного способ см. полное описание: введение.

Теги (ключевые слова)
Диалог, мозговой штурм/атака, эвристика, музыка, опера, балет, увертюра, мелодичный стиль, жанр, интонация, анализ, синтез, уяснение музыки, уяснение музыки и музыкальной культуры.

Предмет(ы)
МХК, Музыка, внеклассное мероприятие

Файлы: Гришина Е.В. Мозговой эскалада на процессе изучения увертюры-фантазии П.И.Чайковского_Ромео и Джульетта_на уроках музыки.doc
Размер файла: 102912 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология