Автор конспекта:
Автор(ы): — Хухрыгина Нина Алексеевна

Место работы, должность: — ГОУ СОШ № 501 учитель начальных классов

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Родной язык

Цель урока: — 1.формировать умение определять тему и основную мысль текста; 2.формировать умения выделять главное в части; 3.формировать умение сокращать текст.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

  • учебная тетрадь Г.С. Щегловой «Моя письменная речь»
  • тетради по развитию речи
  • Используемое оборудование: —

    Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

  • интерактивная доска Hitachi Starboard FX-77G с материалами, разработанными в Starboard Software
  • Краткое описание: — Ход урока 1. Вступление. Загадка Загадка про репку. Примечание Загадки поддерживаются иллюстрациями на интерактивной доске. 2. Сравнение текста и его краткого пересказа. Постановка учебной задачи. • Расскажите русскую народную сказку «Репка» Примечание Устный рассказ ученика сопровождается выбором картинок сказки в правильной последовательности. • Прочитайте краткое изложение этой сказки. Примечание Работа с текстом по учебной тетради. • Сравните сказку с кратким изложением. • Чем отличается краткое изложение от полного? o Текст короче, сказано только главное • Что мы узнаем из краткого изложения сказки? o Узнаем о чем говорится в сказке? o Узнаем, что в ней главное? o Узнаем о героях сказки? • Когда рассказывают сказку полностью? • В каких случаях бывает нужно кратко о чем-то рассказывать? Примечание На интерактивной доске ученики выполняют выбор ситуаций, необходимых для полного и краткого изложения текста. • Почему важно уметь кратко пересказывать? • Чему будем учиться? Сокращать текст 3. Ознакомление с текстом (№ 3) Примечание Работа с текстом по учебной тетради. Цыплята выручили У Виталиковой мамы был на даче огород, на нем посажена капуста. Лето было жаркое, и на огороде развелось много гусениц. Они ползали по капусте и так ее объели, что издали листья походили на кружевные. Чтобы капуста не погибла, мама вместе с Виталиком каждый день ходила на огород собирать гусениц. Их собирали в банки, потом приносили домой и отдавали цыплятам. Но вот однажды Виталик остался дома. Он залез на чердак, достал большую плетуную корзину, посадил в нее цыплят и понес их на огород. Когда мама увидела Виталика с корзиной и цыплятами, она очень рассердилась. А Виталик, ничего не говоря, открыл корзину и выпустил цыплят. Они сбились в стайку, огляделись, потом один из них, самый большой петушок, подошел к капусте, пригляделся да как склюнет с листа гусеницу. Тут и другие налетели, мигом с ближайших кочанов гусениц обклевали и к соседним перешли. С тех пор Виталик с мамой всегда цыплят с собой на огород брали. (по В.Чаплиной) • Кто автор рассказа? • Что знаете об этом авторе? • О чем узнали из этого рассказа? • Почему рассказ называется «Цыплята выручили»? • Как сказано в тексте об опасности, которая грозила капусте? • Прочитайте. • Как вы это понимаете? • Прочитайте, как цыплята спасли капусту. 4. Составление плана рассказа (№ 4-6) Примечание 1. Выделение теста цветом на интерактивной доске. 2. Работа по учебной тетради (задания № 4-6) • Какая задача стоит перед нами на уроке? Написать краткое изложение. • Что должно сохраниться при сокращении текста? Содержание и основная мысль. • Что нужно сделать, чтобы правильно сокращать текст? • Прочитайте задания в тетради. Задание 4 Раздели рассказ на части. Ученик выделяет текст на интерактивной доске цветом. Определите количество частей. Обозначьте цифрой количество частей в учебной тетради. • Определите главное в каждой части (задание 5). • Составить план, отразить в заголовках главное. • Почему важно в плане отразить главное? Чтобы в кратком изложении передать главное. • Сколько частей в рассказе? 4 • Докажите это. • Сколько пунктов будет в плане? 3 • Почему пунктов меньше? Заключительную часть можно не озаглавливать, всего 1 предложение. • О чем важно помнить, озаглавливая части? Заголовок должен отражать главное в части. • Озаглавьте каждую часть, чтобы получился план. Примечание 1. Задание выполняется учениками на интерактивной доске с помощью экранной клавиатуры. Ученик поясняет почему, он так озаглавил часть рассказа. 2. Задание выполняется самостоятельно в тетради. 5. Обсуждение планов к рассказу. • Прочитайте свой план. • Объясните, почему так озаглавили части. • Какие заголовки считаем удачными? Заголовки, которые отражают главное в части, помогают вспомнить ее содержание. Примечание В ходе рассуждений может быть выявлен наиболее удачный вариант заголовка части, чем предложен на доске. Учитель заменяет на новый вариант. 6. Анализ текста и сокращение частей. Задание № 7 • Что необходимо выполнить, чтобы сократить текст? 1. Выделить в каждой части то, о чем нужно сказать обязательно. 2. Отметить то, о чем можно не говорить в кратком изложении. Примечание 1. Работа над первой частью рассказа выполняется вместе с учениками с использованием интерактивной доски. 2. Работа над остальными частями рассказа выполняется учениками самостоятельно в тетрадях по аналогии с первой частью. • . Прочитайте первую часть • О чем в изложении нужно сказать обязательно? • Составим предложения для краткой передачи содержания первой части. • Прочитайте первое предложение. • Можно его сделать короче? Примечание 1. Учитель на интерактивной доске удаляет лишние слова. 2. В учебной тетради лишние слова ученики заключают в скобки. 3. Просит прочитать. 4. Обращает внимание на необходимость добавить окончания слов и слова-связки в предложении. 5. Просит прочитать результат сокращения «У Виталиковой мамы на огороде была посажена капуста». • О чем еще надо сказать? О том, что капусту объели гусеницы. Составим предложение об этом «Капусту объели гусеницы». • Мы сказали главное в одном предложении. • А сколько предложений в тексте? (2) Примечание 1. Учитель на интерактивной доске удаляет 2 предложения «Лето было жаркое, и на огороде развелось много гусениц. Они ползали по капусте и так ее объели, что издали листья походили на кружевные». 2. В учебной тетради лишние предложения ученики заключают в скобки. 3. С помощью экранной клавиатуры вводит текст «Капусту объели гусеницы». • О чем еще нужно сказать? О том, как мама с Виталиком спасали капусту от гусениц. • О чем можно не говорить? Чтобы капуста не погибла, мама вместе с Виталиком каждый день ходила на огород. • Сколько предложений нам потребуется для краткой передачи? (1) • Составьте это предложение. Мама с Виталиком каждый день собирали гусениц и отдавали их цыплятам. Примечание Учитель с помощью экранной клавиатуры вводит текст. • Чтение первой части рассказа. • Как будем писать первую часть? С красной строки. • Что главное во второй части? • Какие подробности можно опустить в кратком изложении? • Отметьте в тексте. • Составьте вторую часть. • Как будем писать вторую часть? С красной строки. • Прочитайте третью часть. • С чего нужно начать эту часть? • Составьте первое предложение «А Виталик выпустил цыплят в капусту». • Почему это предложение начинается со слова «А»? Это слово соединяет последнее предложение второй части с первым предложением третьей части. • Как вели себя цыплята? • Выделите предложение, в котором сказано главное. • Какое предложение можно опустить в кратком изложении? • Отметьте его. • Как изменить последнее предложение, чтобы все было понятно? Цыплята налетели на гусениц и мигом обклевали их с кочанов. • Прочитайте третью часть. • Как будем писать третью часть? С красной строки. • Как закончить изложение? Как в рассказе. «С тех пор Виталик с мамой всегда цыплят с собой на огород брали». 7. Перескажите текст так, как напишите в кратком изложении. 8. Орфографическая подготовка. • Для чего нужно выполнить задание № 9? • Как будем его выполнять? Нужно найти слова в тексте и вставить пропущенные буквы. Примечание 1. На интерактивной доске слова упражнения 9. 2. Ученик вставляет пропущенную букву в слове из подготовленного набора букв. 9. Запись текста. Практика работы. Примерный текст Цыплята выручили У Виталиковой мамы на огороде росла капуста. Капусту объели гусеницы. Мама с Виталиком каждый день собирали гусениц и отдавали их цыплятам. Однажды Виталик принес цыплят на огород. Мама очень рассердилась. А Виталик выпустил цыплят в капусту. Цыплята налетели на гусениц и мигом обклевали их с кочанов. С тех пор Виталик с мамой всегда цыплят на огород брали. • Проверьте, все ли главное есть в рассказе? • Поверьте, понятно ли содержание текста? 10. Обобщение (№ 10) • Расскажите, как сокращали текст? 1. Находили главное в каждой части. 2. Определяли, о чем можно не говорить. 3. Определяли, о чем можно сказать короче. • Прочитайте памятку для работы над подробным изложением на стр. 63. • Чем похожа подготовка к краткому изложению на подготовку к подробному изложению? • Чем отличается подготовка к краткому изложению от подготовки к подробному изложению? Нужен еще один пункт «Сократить текст» • Где в памятке его нужно записать? После составления плана. • Расположите в правильной последовательности порядок подготовки к краткому изложению на интерактивной доске. 11. Сделай рисунок к тексту (№ 11) Примечание Задание выполняется на интерактивной доске несколькими учениками. 12. Домашнее задание

    Файлы: Выступление.ppt
    Размер файла: 1949696 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология