Автор конспекта:
Автор(ы): — Хухрыгина Нина Алексеевна
Место работы, должность: — ГОУ СОШ № 501 учитель начальных классов
Регион: — Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Родной язык
Цель урока: — 1.формировать умение определять тему и основную мысль текста; 2.формировать умения выделять главное в части; 3.формировать умение сокращать текст.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Используемое оборудование: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Краткое описание: — Ход урока 1. Вступление. Загадка Загадка про репку. Примечание Загадки поддерживаются иллюстрациями на интерактивной доске. 2. Сравнение текста и его краткого пересказа. Постановка учебной задачи. • Расскажите русскую народную сказку «Репка» Примечание Устный рассказ ученика сопровождается выбором картинок сказки в правильной последовательности. • Прочитайте краткое изложение этой сказки. Примечание Работа с текстом по учебной тетради. • Сравните сказку с кратким изложением. • Чем отличается краткое изложение от полного? o Текст короче, сказано только главное • Что мы узнаем из краткого изложения сказки? o Узнаем о чем говорится в сказке? o Узнаем, что в ней главное? o Узнаем о героях сказки? • Когда рассказывают сказку полностью? • В каких случаях бывает нужно кратко о чем-то рассказывать? Примечание На интерактивной доске ученики выполняют выбор ситуаций, необходимых для полного и краткого изложения текста. • Почему важно уметь кратко пересказывать? • Чему будем учиться? Сокращать текст 3. Ознакомление с текстом (№ 3) Примечание Работа с текстом по учебной тетради. Цыплята выручили У Виталиковой мамы был на даче огород, на нем посажена капуста. Лето было жаркое, и на огороде развелось много гусениц. Они ползали по капусте и так ее объели, что издали листья походили на кружевные. Чтобы капуста не погибла, мама вместе с Виталиком каждый день ходила на огород собирать гусениц. Их собирали в банки, потом приносили домой и отдавали цыплятам. Но вот однажды Виталик остался дома. Он залез на чердак, достал большую плетуную корзину, посадил в нее цыплят и понес их на огород. Когда мама увидела Виталика с корзиной и цыплятами, она очень рассердилась. А Виталик, ничего не говоря, открыл корзину и выпустил цыплят. Они сбились в стайку, огляделись, потом один из них, самый большой петушок, подошел к капусте, пригляделся да как склюнет с листа гусеницу. Тут и другие налетели, мигом с ближайших кочанов гусениц обклевали и к соседним перешли. С тех пор Виталик с мамой всегда цыплят с собой на огород брали. (по В.Чаплиной) • Кто автор рассказа? • Что знаете об этом авторе? • О чем узнали из этого рассказа? • Почему рассказ называется «Цыплята выручили»? • Как сказано в тексте об опасности, которая грозила капусте? • Прочитайте. • Как вы это понимаете? • Прочитайте, как цыплята спасли капусту. 4. Составление плана рассказа (№ 4-6) Примечание 1. Выделение теста цветом на интерактивной доске. 2. Работа по учебной тетради (задания № 4-6) • Какая задача стоит перед нами на уроке? Написать краткое изложение. • Что должно сохраниться при сокращении текста? Содержание и основная мысль. • Что нужно сделать, чтобы правильно сокращать текст? • Прочитайте задания в тетради. Задание 4 Раздели рассказ на части. Ученик выделяет текст на интерактивной доске цветом. Определите количество частей. Обозначьте цифрой количество частей в учебной тетради. • Определите главное в каждой части (задание 5). • Составить план, отразить в заголовках главное. • Почему важно в плане отразить главное? Чтобы в кратком изложении передать главное. • Сколько частей в рассказе? 4 • Докажите это. • Сколько пунктов будет в плане? 3 • Почему пунктов меньше? Заключительную часть можно не озаглавливать, всего 1 предложение. • О чем важно помнить, озаглавливая части? Заголовок должен отражать главное в части. • Озаглавьте каждую часть, чтобы получился план. Примечание 1. Задание выполняется учениками на интерактивной доске с помощью экранной клавиатуры. Ученик поясняет почему, он так озаглавил часть рассказа. 2. Задание выполняется самостоятельно в тетради. 5. Обсуждение планов к рассказу. • Прочитайте свой план. • Объясните, почему так озаглавили части. • Какие заголовки считаем удачными? Заголовки, которые отражают главное в части, помогают вспомнить ее содержание. Примечание В ходе рассуждений может быть выявлен наиболее удачный вариант заголовка части, чем предложен на доске. Учитель заменяет на новый вариант. 6. Анализ текста и сокращение частей. Задание № 7 • Что необходимо выполнить, чтобы сократить текст? 1. Выделить в каждой части то, о чем нужно сказать обязательно. 2. Отметить то, о чем можно не говорить в кратком изложении. Примечание 1. Работа над первой частью рассказа выполняется вместе с учениками с использованием интерактивной доски. 2. Работа над остальными частями рассказа выполняется учениками самостоятельно в тетрадях по аналогии с первой частью. • . Прочитайте первую часть • О чем в изложении нужно сказать обязательно? • Составим предложения для краткой передачи содержания первой части. • Прочитайте первое предложение. • Можно его сделать короче? Примечание 1. Учитель на интерактивной доске удаляет лишние слова. 2. В учебной тетради лишние слова ученики заключают в скобки. 3. Просит прочитать. 4. Обращает внимание на необходимость добавить окончания слов и слова-связки в предложении. 5. Просит прочитать результат сокращения «У Виталиковой мамы на огороде была посажена капуста». • О чем еще надо сказать? О том, что капусту объели гусеницы. Составим предложение об этом «Капусту объели гусеницы». • Мы сказали главное в одном предложении. • А сколько предложений в тексте? (2) Примечание 1. Учитель на интерактивной доске удаляет 2 предложения «Лето было жаркое, и на огороде развелось много гусениц. Они ползали по капусте и так ее объели, что издали листья походили на кружевные». 2. В учебной тетради лишние предложения ученики заключают в скобки. 3. С помощью экранной клавиатуры вводит текст «Капусту объели гусеницы». • О чем еще нужно сказать? О том, как мама с Виталиком спасали капусту от гусениц. • О чем можно не говорить? Чтобы капуста не погибла, мама вместе с Виталиком каждый день ходила на огород. • Сколько предложений нам потребуется для краткой передачи? (1) • Составьте это предложение. Мама с Виталиком каждый день собирали гусениц и отдавали их цыплятам. Примечание Учитель с помощью экранной клавиатуры вводит текст. • Чтение первой части рассказа. • Как будем писать первую часть? С красной строки. • Что главное во второй части? • Какие подробности можно опустить в кратком изложении? • Отметьте в тексте. • Составьте вторую часть. • Как будем писать вторую часть? С красной строки. • Прочитайте третью часть. • С чего нужно начать эту часть? • Составьте первое предложение «А Виталик выпустил цыплят в капусту». • Почему это предложение начинается со слова «А»? Это слово соединяет последнее предложение второй части с первым предложением третьей части. • Как вели себя цыплята? • Выделите предложение, в котором сказано главное. • Какое предложение можно опустить в кратком изложении? • Отметьте его. • Как изменить последнее предложение, чтобы все было понятно? Цыплята налетели на гусениц и мигом обклевали их с кочанов. • Прочитайте третью часть. • Как будем писать третью часть? С красной строки. • Как закончить изложение? Как в рассказе. «С тех пор Виталик с мамой всегда цыплят с собой на огород брали». 7. Перескажите текст так, как напишите в кратком изложении. 8. Орфографическая подготовка. • Для чего нужно выполнить задание № 9? • Как будем его выполнять? Нужно найти слова в тексте и вставить пропущенные буквы. Примечание 1. На интерактивной доске слова упражнения 9. 2. Ученик вставляет пропущенную букву в слове из подготовленного набора букв. 9. Запись текста. Практика работы. Примерный текст Цыплята выручили У Виталиковой мамы на огороде росла капуста. Капусту объели гусеницы. Мама с Виталиком каждый день собирали гусениц и отдавали их цыплятам. Однажды Виталик принес цыплят на огород. Мама очень рассердилась. А Виталик выпустил цыплят в капусту. Цыплята налетели на гусениц и мигом обклевали их с кочанов. С тех пор Виталик с мамой всегда цыплят на огород брали. • Проверьте, все ли главное есть в рассказе? • Поверьте, понятно ли содержание текста? 10. Обобщение (№ 10) • Расскажите, как сокращали текст? 1. Находили главное в каждой части. 2. Определяли, о чем можно не говорить. 3. Определяли, о чем можно сказать короче. • Прочитайте памятку для работы над подробным изложением на стр. 63. • Чем похожа подготовка к краткому изложению на подготовку к подробному изложению? • Чем отличается подготовка к краткому изложению от подготовки к подробному изложению? Нужен еще один пункт «Сократить текст» • Где в памятке его нужно записать? После составления плана. • Расположите в правильной последовательности порядок подготовки к краткому изложению на интерактивной доске. 11. Сделай рисунок к тексту (№ 11) Примечание Задание выполняется на интерактивной доске несколькими учениками. 12. Домашнее задание
Файлы: Выступление.ppt
Размер файла: 1949696 байт.