Автор конспекта:
Автор(ы): — Матуева Лайла Лемаевна

Место работы, должность: — Учитель истории и обществознания, МБОУ г. Астрахани «Гимназия №4″

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Цели урока

Определить место Крымской войны в истории России, ее значение и последствия. Способствовать развитию информационной культуры учащихся. Воспитывать уважение к истории своей страны.

Задачи урока

Выработать умение самостоятельно работать с историческими документами, представлять материал в виде презентации, анализировать иллюстративный материал

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России.18-19 вв., 2 часть,«Русское слово» .

Используемая методическая литература: —

Важенин А.Г. Конспекты уроков для учителя истории.(методическое пособие).М.,»Владос-Пресс», 2001г.,Дипломатическая история Европы.1814-1878гг.,Ростов н/Д.,1995.;Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II.М.,1994.;Хрестоматия по истории СССР, XIXв., Кн. для учителя/сост П.П. Епифанов, О.П.Епифанова,-М..»Просвещение»,1991.

Используемое оборудование: —

Компьютер, интерактивная доска, рабочие листы для ученика

Используемые ЦОР: —

Презентация Power Point

Краткое описание: — Урок призван развить навыки работы с информацией, умение готовить презентацию, обобщать материал,делать выводы. На уроке используются приемы технологии развития критического мышления, позволяющие достичь поставленные цели.

Стадия вызова

Урок посвящен одному из трагических событий истории нашего государства – Крымской войне. Вы уже изучали этот период истории в 8 классе, с частью информации вы знакомы. Но мне бы хотелось, чтобы мы рассмотрели эту войну в новом для вас аспекте: не только как одно из мероприятий внешней политики, а как событие, которое привело к серьезным внутриполитическим и социально-экономическим изменениям в стране. Проблема, которая стоит перед нами сегодня заключается в следующем: в исторической науке утвердилось мнение о том, что Крымская война стала одной из основных причин, подвигнувших самодержавие к отмене крепостничества и проведению либеральных реформ в стране. Сегодня мы должны подтвердить или опровергнуть эту точку зрения.

Стадия осмысления

Но вначале давайте окунемся в атмосферу середины 19 века. Давайте вспомним какой Россия вступила в эту войну. Мы знакомились с вами с одной из самых емких и точных характеристик этого периода графа П. Валуева : «Сверху блеск, а снизу – гниль». Вам дано было опережающее задание на дом найти материал, доказывающий правомерность этого высказывания. Это могли быть суждения историков или современников этого периода, это могут быть факты, события.

Итак, давайте вспомним основные направления внешней политики во второй четверти 19 века.(слайд: схема)

На интерактивной доске даты русско-турецких войн. «С решением задач какого из направлений внешней политики связаны эти даты?»(восточный вопрос). «В чем суть восточного вопроса?» (достижение выгодного режима Черноморских проливов; поддержка национально-освободительного движения народов Балканского полуострова; расширение черноморской торговли)

Сообщение нового материала.

Итак, в начале 1850-х гг. Россия наблюдала за очередной попыткой «верхов» решить восточный вопрос, заключавшийся в разделе между ведущими европейскими странами владений Османской империи. Это во многом и явилось причиной «Крымской войны. Поводом к войне послужил франко-русский конфликт, связанный со святыми местами, правом отправлять службу в храмах Вифлеема – месте рождения Христа и гроба Господня в Иерусалиме. Уступить в споре о святых местах означало для Николая признать перед всем православным Востоком свою слабость. Упустить право на покровительство «турецким христианам» означало для Петербурга потерю важнейшего рычага воздействия на балканских славян. Война застала Россию врасплох. Русские дипломаты убеждали императора, что до военных столкновений не дойдет. Первой войну объявила Турция.»

На доске таблица: «Соотношение готовности к войне России и ее противников».

«Прокомментируйте данные таблицы, сравните готовность к войне России и ее противников».

«Вам было дано опережающее задание: вспомнить о событиях и составить краткий хронограф Крымской войны. Соотнесите даты и события» (работа с флипчартами).

(1953 г. — Манифест о войне с Турцией, Синопский бой;

1954 г.- Битва на Альме, захват Балаклавы, битва при Инкермане;

1955 г. – Сражение на реке Черной, штурм Севастополя, штурм Карса.)

«Хочется подробней остановиться на событии, которое славной страницей вписано в историю русского народа – это Севастопольская эпопея»(презентация учащегося).

«Итак, Россия оказалась не в силах противостоять передовым европейским державам. В этой восточной войне она потерпела сокрушительное поражение. Давайте выясним причины поражения. На доске вы видите «рыбий скелет», на который вы, прочтя документы из ваших рабочих листов, должны «нанизать» причины поражения России и факты, подтверждающие эти причины.» (слайд:фишбоун)

Кончилась Крымская война унизительным Парижским миром, по которому Россия отдала Карс в обмен на Севастополь, Черное море объявлялось нейтральным и потеряла право защитницы балканских народов.»(слайд: таблица)

Осмысление материала.

«Теперь самое время вернуться к нашей проблеме, поставленной в начале урока. Итак, ребята, можно ли согласиться с тем, что это поражение одна из главных причин Великих реформ Александра Второго?»

Разворачивается небольшая дискуссия. (Армия всегда рассматривалась русским самодержавием как одна из главных опор власти. Поэтому любое военное поражение России, особенно такое значимое, как поражение в Крымской войне. Расценивалось в качестве существенной угрозы существующему порядку и обычно приводило к проведению реформ. Поражение было вызвано явным военно-техническим отставанием, выразившимся в устаревшей системе комплектования армии, отсутствием современного вооружения, передовой военной тактики и стратегии. Для успешного ведения войны, необходимого обеспечения армии требовалось наличие современных средств связи, коммуникаций (железных и шоссейных дорог), промышленного и сельскохозяйственного потенциала, финансовых средств. Россия не имела ничего этого, в то время как ее главные противники в войне располагали всем необходимым)

Рефлексия деятельности на уроке

Мы решили проблему, а теперь я бы хотела узнать ваше отношение к тому, что мы сегодня обсуждали. Выскажите ваши мнения в форме синквейна.

Домашнее задание

Параграф 28, прочитать дополнительный материал об отмене крепостничества в России

Дополнительная необходимая информация

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Важенин А.Г.Конспекты уроков для учителя истории (методическое пособие.,М.,2001.Дебидур А.Дипломатическая история Европы.1814-1878 гг в 2 т.Ростов/Д., 1995; Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до АлександраII. М.,1994.; Керсновский А.А.История русской армии: В 4 т. М.,1993-1994.;Хрестоматия по истории СССР XIX в..М., 1991.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Данную тему оптимально изучать с использованием медиа средств, т.к. они обеспечивают наглядность учебного материала, его интерактивность, легкость для понимания учащимися

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Дать опережающее задание: прочитать дополнительный материал об отмене крепостничества в России.

Другое

Файлы: Рабочий лист ученика по теме.doc
Размер файла: 35328 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология