Автор конспекта:
Автор(ы): — Бычкова Нина Владимировна

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: —

Разработка внеклассного мероприятия КВН Путешествие в Древний Египет для учащихся 5-6 классов.

КВН

«Путешествие в Древний Египет»

КВН проводится с учащимися 5-6 классов с целью обобщения знаний, развития интереса к учебному предмету «История Древнего мира».

Ход игры.

Конкурс 1. Приветствие команд (готовится заранее).

В него входят: название, девиз, эмблема команды и кратко рассказывают о себе.

Жюри оценивает не только оригинальность исполнения, но и соответствие теме игры.

Максимальный результат – 2 балла.

Конкурс 2.Состязание археологов.

Каждая команда получает конверт с разрезанными на кусочки изображениями фараонов. Их нужно как можно быстрее и качественнее собрать и приклеить на белый лист, чтобы получилось целое изображение. Тот, кто справится первым, должен объяснить, какие символы власти в руках у фараона и что они означают (кнут и посох).

Максимальный результат 2 балла.

Конкурс 3.Стихотворения о Египте.

Заранее подготовившиеся чтецы наизусть читают стихотворения.

Ниже представлены возможные варианты.

Вот каким ты увидишь Египет,

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдунья, дымится вода.

То вода ли шумит безмятежно

Между мельничных тяжких колес,

Или Апис мычит белоснежный,

Окровавленный цепью из роз,

Это взор благосклонной Исиды

Иль мерцанье встающей луны?

Но опомнись! Встают пирамиды

Пред тобою,черны и страшны!

На седые от мха их уступы

Ночевать прилетают орлы,

А в глубинах покоятся трупы,

Не знакомые с тленьем средь мглы.

Второе стихотворение:

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.

А ведь знает и коршун бессонный,

Вся страна – это только река,

Окаймленная рамкой зеленой,

И другой, золотой из песка…

И каналы, каналы, каналы.

Что несутся вдоль глиняных стен,

А вот видишь! Встают пирамиды,

Пред тобою, черны и страшны.

Сфинкс улегся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни,

О которой не ведаешь ты!

Оценивается мастерство исполнения. Максимальный результат – 2 балла.

Конкурс 4. Разминка.

Учащиеся задают заранее подготовленные вопросы каждому участнику команды. Максимальный результат – 2 балла.

1. Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику? (Российскому школьнику, т. к. он получает бесплатное образование в школе и школу посещают мальчики и девочки. В Древнем Египте не все мальчики ходили в школу, редко становились образованными мальчики простых земледельцев и ремесленников, папирус был дорогой ).

- Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? ( Резцы по дереву, каменотесы, ювелиры, скульптуры и др.).

- Чем занимались вельможи? (Вельможа помогал фараону. Носил его сандалии, мог судить людей, подавлять восстания. Он был богатым человеком.)

- Почему умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом?

(Трудно было выучить египетские иероглифы, более 700.)

- Для чего фараоны Египта организовывали военные походы? ( Чтобы обогатиться, расширить территорию своего государства. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов.)

2. На чем и чем писали ученики египетских школ? (Сначала на черепках битой посуды, а потом на папирусе. Писали тростинкой. )

-Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»?

(Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян – земледелие, а это основа будущей цивилизации.)

-На какие группы делилось население Древнего Египта? ( Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы).

-Почему окончившие школу египтяне обычно носили чистые белые одежды, имели руки без мозолей? ( Освобождались от всяких повинностей, от работы мотыгой. Руки были мягкие и носили белые одежды.)

-Почему должность писца в Египте считалась очень почетной? (Должность

писца в Древнем Египте была очень популярна, т. к. писец вел учет налогов,

которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож и фараонов )

Конкурс 5. Письма египтян.

Каждая команда должна иероглифами написать послание другой команде, а та должна прочесть его (предварительно ребята должны потренироваться в написании иероглифов). Оцениваются как собственные послание, так и понимание письма другой команды.

Максимальный результат – 2 балла.

Конкурс 6. Конкурс капитанов.

Капитан каждой команды, подготовившись заранее, должен рассказать любимый египетский миф и дать его возможное объяснение.

Максимальный результат – 1 балл.

Конкурс 7. Дневник несостоявшегося путешествия.

Команды получают задание, в котором есть исторические ошибки. Их задача – найти и исправить эти ошибки. Максимальный результат 2 балла.

Задание для I команды.

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.

-Когда я попал в эту страну, — рассказывал он друзьям, — то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти в брод… Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…

— Перестань выдумывать, — прервали рассказчика слушатели, — ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток ошибок.

Задание для II команды.

Климат в Египте теплый. В июне здесь стоит страшная жара. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие пересыхают. С Нилом происходят же страшные вещи: вода в нем прибывает и прибывает. В чем же загадка? Если бы мы, оказавшись в Египте, спросили у египтян, то они бы нам на этот вопрос ответили так: «Далеко – далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов… А на полях после разлива остается плодородный ил. Поэтому мы

поем богу благодарственные песни».

Разливы Нила равномерно орошали долину, земли которой не нуждались в дополнительном орошении. Все жители Египта обрабатывали землю,чтобы прокормить себя.

Максимальный результат-2 балла.

Конкурс 8. «Дальше, дальше, дальше…»

Вопросы I команде.

1. Первая столица египетского государства. (Мемфис).

2. Приспособления для полива садов и огородов в Древнем Египте. (Шадуф).

3. Море, которым омывается северная часть страны. (Средиземное)

4. Место, где берет начало река Нил. (Центральная Африка).

5. Растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма. (Папирус)

6. Платеж чем- либо фараону или государству. (Налог).

7. Мастер, изготовлявший изображение из глины, камня, дерева, металла. (Ремесленник).

8. Вера в сверхестественные существа. (Религия).

9. Знатные люди, царские советники, военачальники. (Вельможи).

10. Древнегреческий историк, впервые описавший жизнь древних египтян.

(Геродот).

Вопросы II команде.

1. Пустыня, которой защищен Египет с запада. (Ливийская).

2. Море, которым омывается северо – западная часть страны. (Красное).

3. Место, где река делится на рукава. (Дельта).

4. Сборщики налогов. (Писцы).

5. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. (Крестьянин).

6. Специалист по строительству зданий. (Архитектор).

7. Самый могущественный из богов Древнего Египта. (Бог Солнца, Амон – Ра).

8. Древние знаки египетского письма. (Иероглифы).

9. Правитель Древнего Египта. (Фараон).

10.Островки зелени среди песков пустыни. (Оазис).

Максимальный результат – 1 балл.

Конкурс 9. Конкурс эрудитов.

Решение познавательных задач.

I команда.

1) Говорят, на вкус и цвет товарища нет… А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий был для них плохим. Какие это цвета и почему? (Любимые – черный и зеленый – это цвета плодородной земли и оазиса; нелюбимый цвет – желтый – это цвет пустыни, песка.)

2) Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать и два отреза ткани. Не слишком ли маленькая цена? (Дома строились из тростника и глины, которых было предостаточно в Египте. Дерева было немного, поэтому мебель завозили, как и ткань, а значит, стоили они гораздо дороже.)

3)По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча – множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне? (Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что – то создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно.)

4)Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существует между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра, Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)

II команда.

5) Не всегда считается приличным надеть два головных убора на одну голову, но один египтянин именно так и поступил. Чем был вызван этот поступок, и кем был этот египтянин? (Речь идет о фараоне (по имени Нармер) с чьим именем связано объединение Северного и Южного Египта и создание двойной короны.)

6) В Древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аментис. В переводе это слово означает «запад». Чем объяснить подобное название? (Египтяне видели, как солнце садится на западе, за скалами и горизонтом Ливийской пустыни. Они думали, что оно умирает, а значит там и находится «страна мертвых».)

7) У многих народов издавна значительную роль играли собаки. В Египте же священным животным считалась кошка, из умерших кошек делали мумии, хоронили на специальных кладбищах. К собакам такого отношения не было. Почему? (В Египте собаку редко использовали в хозяйстве, потому что там люди занимались земледелием. Людям надо было защищать собранное зерно от грызунов. Таким образом, кошки сберегали зерно от мышей.)

8) Почему первые фараоны не строили пирамид, потом их стали строить, а еще позднее – вновь перестали? (Первые фараоны были заняты созданием государства, подавлением мятежей. После укрепления царской власти началось строительство пирамид, которые были храмами богов – фараонов и утверждали их власть в борьбе со жрецами. После экономического краха в конце древнего царства, строить пирамиды стали реже и размеры их уменьшились. В период Нового царства из – за многочисленных ограблений возведение пирамид вообще прекратилось..

Максимальный результат – 2 балла.

Подведение итогов.

Вы узнали только небольшую часть сведений о жизни одной из древнейших стран мира – Египта. Сначала в Египте, а затем и в других странах совершился переход к цивилизации.

В истории Древнего Египта много «белых пятен». Может быть в дальнейшем кто – нибудь из вас будет заниматься изучением истории этих далеких времен.

Подсчет баллов, набранных командами.

Файлы: Istorija_9_Vtoraja_Mirovaja_vojjna.doc
Размер файла: 244736 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология