Автор конспекта:
Автор(ы): — Оловянникова Надежда Михайловна
Место работы, должность: — МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа»
Регион: — Оренбургская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
формирование читательской компетентности учащихся через обучение осознанному чтению произведения, способам освоения прочитанного ,умение ориентироваться в книгах.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 9
Используемые учебники и учебные пособия: —
· учебник «литературное чтение» (1 класс, автор О.В. Кубасова)
· толковый словарь русского языка
Используемая методическая литература: —
Методические рекомендации по литературному чтению. (О.В. Кубасова)
Используемое оборудование: —
выставка книг Льва Толстого, компьютер, мультимедийный проектор.
Используемые ЦОР: —
мультимедийная презентация.
Краткое описание: — Урок литературного чтения по теме "Два товарища"
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель:Как называется раздел учебника, который мы сейчас с вами изучаем? (слайд 1)
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Учитель: Сегодня мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим работать над беглостью, выразительностью чтения, будем учиться работать все вместе и в парах, продолжим наш разговор о дружбе.
II. Артикуляционная гимнастика
Учитель: Ребята, начнем мы наш урок с чистоговорки. Послушайте меня внимательно.
Чистоговорка
Ре – ре – ре – собрались все во дворе,
Ра – ра – ра – начинается игра.
А теперь все вместе хором.
Учитель: 1. С каким произведением познакомились на прошлом уроке? («Два раза не умирать»)
2. Кто автор?(Л.Толстой)
3. К какому жанру относится произведение?(басня)Что такое басня?(маленький рассказ, в котором описаны поступки людей)
Учитель: А теперь все вместе прочитаем рассказ выразительно, читаем хором. Чему научил вас рассказ?
III. Актуализация знаний
Труд
вражда
дружба
трусость
Смелость
ложь
правда
Лень
Учитель: Прочитайте слова на доске. Составьте пары слов противоположные по смыслу и наоборот.
Приведите примеры к каждой паре слов произведения, которые мы читали на предыдущих уроках.
Труд – лень(«Для чего руки нужны» е. Пермяк)
Дружба – вражда («Кто прав Л. Толстой», «Все вместе»В. Осеева )
Смелость – трусость (« Два раза не умирать» Л. Толстой)
Правда – ложь («Правда, всего дороже» Л. Толстой, «Сказка про честные ушки» С. Прокофьев).
IV. Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с произведением Льва Толстого. (слайд 2)
Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей. С одним из них мы сегодня познакомимся (слайд 3 — 7) .
Послушайте внимательно рассказ Л. Толстого «Два товарища» (слайд 8)
(читает Секерин Эдик).
Учитель: О чем прочитали?
(как в лесу неожиданно перед людьми появился медведь).
Учитель: Что вы можете сказать о поведении людей в опасной ситуации?
(один повел себя трусливо, а другой находчиво).
Учитель: Определи жанр произведения, тему.
(жанр – басня, тема – рассказ о детях)
Учитель: Почему вы думаете, что это басня?
(краткий нравоучительный рассказ)
Физминутка
Учитель: Ребята, читаем вслух по «цепочке».
Повторное чтение вслух по «цепочке»
Беседа по содержанию рассказа
Учитель: Кто действующие герои рассказа? (два мальчика)
Учитель: Что произошло с мальчиками в лесу? (на них выскочил медведь)
Учитель: Как поступил первый мальчик? Второй?
(первый мальчик струсил, второй проявил смекалку, смелость)
V. Работа в паре.
Учитель: Будем работать в парах. Прочитайте текст. Найдите отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом. Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям.
VI. Чтение по ролям.
Учитель: Еще раз подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? (нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)
Учитель: Кого мы называем другом? Друг – кто это?
Обратимся к толковому словарю и найдем значение слова Дружба.
(работа с толковым словарем)
Дружба – взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви.
Учитель: Какие пословицы о дружбе вы знаете? (слайд 9)
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Друг познается в беде, Нет друга ищи, а нашел береги, Старый друг, лучше новых двух, С кем поведёшься, от того и наберёшься.)
Учитель: Какая из этих пословиц подходит к нашему тексту?
VII. Пересказ текста по плану.
Учитель: Перескажите текст по плану, используя свою памятку
План
1. Происшествие в лесу
2. Смекалка спасла жизнь
3. Что медведь на ухо прошептал?
Памятка:
1. Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что — второстепенным.
2. Составлю рассказ, опираясь на главное.
3. Пользуясь текстом, продумаю рассказ еще раз.
4. Кратко перескажу.
VIII. Творческое задание «сказочные друзья»
Учитель: Подумайте и расскажите, что бы вы сделали, чтобы подружиться с героями известных детских сказок?
(Изображения сказочных героев)
IX. Итог урока
Учитель: Назовите произведение, с которым мы работали на уроке?
( «Два товарища»)
Учитель: О ком этот рассказ?
(о двух мальчиках, которых нельзя назвать товарищами)
Учитель: Кто автор? (Л. Толстой)
Учитель: Чему учит рассказ Л. Толстого? (не бросать друзей в беде)
Учитель: Как вы думаете, о ком писал Толстой в своих книгах для детей?
(О животных, о детях) (слайд 10)
Спасибо за работу на уроке.
Файлы: stsenarij-uroka-na-osnove-tehnologii-individualizatsii-po-predmetnyim-oblastyam.doc
Размер файла: 99328 байт.