Автор конспекта:
Автор(ы): — учитель литературы Козина С.Ю., учитель музыки Шурина И.Г.

Место работы, должность: — Негосударственное (частное)общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат №6″ ОАО «РЖД»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Показать тесную связь музыки и литературы, формировать музыкальную культуру, продолжить работу по формированию эстетических вкусов и развитию творческих способностей

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Есенин С. "Поет зима — аукает"
  • Свиридов Г. кантата "Памяти С. Есенина"
  • Рахманинов С. "Вокализ"
  • Крылов И.А. Басни ("Кукушка и петух", "Квартет",)
  • Бородин А. "Второй струнный квартет"
  • Белорусская народная сказка "Музыкант-чародей"
  • Паустовский К. "Корзина с еловыми шишками"
  • Используемая методическая литература: —

  • Уроки литературы в 5 классе. Автор — сост. А.Г. Кутузов. М., "Дрофа" 2008 г.
  • Уроки музыки в 5 классе. Из-во: "Музыка в современной школе", М., 2007 г.
  • Фонохрестоматия для 5 класса
  • Используемое оборудование: —

  • Фонохрестоматия
  • Портреты композиторов
  • Плакаты по теме урока
  • Рисунки детей,
  • Мультимедийная установка
  • Краткое описание: — Целью данного занятия является показ тесной связи двух видов искусств: музыки и литературы, формирование музыкальной культуры обучающихся, а так же развитие эстетических вкусов и творческих способностей пятиклассников

    Интегрированный урок по теме:

    «Литература и музыка. Их связь и взаимодействие»,

    (5 класс)

    Цель: показать тесную связь музыки и литературы,формировать музыкальную культуру, продолжить работу по формированию эстетических вкусов и развитию творческих способностей.

    Технические средства обучения и наглядные пособия:

    магнитофон, фонохрестоматия, портреты композиторов, плакаты по теме урока.

    Проводили:

    учитель литературы Козина С.Ю.,

    учитель музыки Шурина И.Г.


    Ход урока

    На доске: Подумаешь, тоже работа –

    Бесконечное житьё:

    Подслушать у музыки что-то

    И выдать, шутя, за своё

    А.Ахматова.

    Учитель литературы.

    Ребята, эти прекрасные стихотворные строки могут служить своеобразным эпиграфом к нашему занятию. Пожалуйста, вспомните, что такое эпиграф и постарайтесь объяснить его смысл. (Учащиеся отвечают на вопрос и объясняют смысл эпиграфа)

    Музыкальный эпиграф.

    Исполнение песни «Страна читалия» муз. Дубравина

    сл. Суслова

    Учитель литературы.

    Литература и музыка, слово и музыка — два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры — песни, романсы, оперы. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки.

    Стихи многих поэтов послужили поэтической основой музыкального произведения. В первую очередь нам, конечно, вспоминается имя А.С.Пушкина и его настоящие поэтические шедевры, в которых уже заключена великая сила музыки. Но мне бы хотелось вспомнить другое не менее известное имя.

    Ребята, о каком поэте я говорю? (Дети называют имя С.Есенина и вспоминают стихотворение «Поёт зима — аукает»)

    Ученик читает наизусть стихотворение С.Есенина «Поет зима аукает».

    Учитель музыки.

    Г.Свиридов, кантата «Памяти С.Есенина».

    — Не случайно обращаясь к этому стихотворению, русский композитор Г.Свиридов, видел, в нем возможность хорошего претворения.

    Слушая музыку поэмы мы убеждаемся, как необходимо для достоверной передачи образа хоровое многоголосие, в котором отчётливо выражены и шум ветра и сила вьюги, и весь суровый, лишённый маленького тепла зимний мир, а партия оркестра так ярко и зримо передает непрерывное звучание и движение зимний метели.

    Слушание (фрагмент из кантаты «Поёт зима, аукает»)

    — отрывок из какого музыкального произведения Г.Свиридова мы слушали?

    (кантата «Памяти С.Есенина»)

    — что такое кантата?

    (… крупное музыкальное произведение в нескольких частях, исполняемое хором, солистом и симфоническим оркестром)

    С.Рахманинов «Вокализ».

    — Представьте себе ребята, что .из кантаты или любой песни мы уберём слова, во что превратиться это произведение? (… в вокализ)

    — Что такое вокализ, как вы понимаете? (… вокализ — песня без слов, исполняемая на каком либо звуке)

    — Какой композитор написал специально для Антонины Неждановой такую песню без слов и назвал это произведение «Вокализом»? (… С.Рахманинов)

    Слушание «Вокализа» С.Рахманинова.

    Учитель литературы.

    Ребята! Музыка, слова, обозначающие музыкальные понятия, часто звучат не только в стихах, но и в баснях. Примером может служить басня «Похвала знатока». (Ученики инсценируют басню)

    Учитель литературы.

    Музыка является «главным героем» многих басен И.А.Крылова.

    Ребята давайте вспомним некоторые их них. (Ученики выразительно читают басню «Кукушка и Петух» и инсценируют басню «Квартет»)

    Учитель литературы(беседа)

    1) Дети понравилось ли вам, как выступали ваши одноклассники? (ученики высказывают свои мнения)

    2) Ребята, давайте теперь вспомним какое определение басни даёт Словарь литературоведческих терминов?

    3) Что такое «мораль» басни?

    4) Какой литературный приём используется в басне? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя)

    А.Бородин «Второй струнный квартет».

    — что такое «квартет», как вы поняли из басни (… ансамбль из 4х музыкантов)

    слова «квартет» произошло от латинского слова «кварта» — четверть, четыре. Поэтому квартетом называют коллектив музыкантов, состоящий из 4х исполнителей. Квартеты бывают разные, но чаще всего струнные квартеты, в которые входят музыканты, играющие на 2х скрипках, альте и виолончели.

    Иллюстрация струнного квартета.

    — Вот о каком горе-квартете рассказывал нам Крылов. А ведь на этих инструментах, если они находятся в умелых руках музыкантов, может прозвучать чудесная, красивая музыка.

    Слушание «Второй струнный квартет» А.Бородина.

    — Сейчас мы прослушали отрывок из «Второго струнного квартета» А.Бородина

    портрет А.Бородина.

    Учитель литературы.

    Ребята, нередко музыка становится основой сюжета прозаического литературного произведения. И даже в его названии звучат музыкальные слова!

    О какой народной белорусской сказке я говорю? Совсем недавно мы её читали на уроке внеклассного чтения?

    (учащиеся отвечают на поставленный вопрос)

    (ученик пересказывает сказку «Музыкант — чародей»)

    Сказка в музыке.

    — Ребята, а ведь не только написано много сказок о музыке, очень много написано и музыкальных произведений по сказкам, а так же мы знаем много песен о сказках и сказочных героях. Назовите их.

    — Мне бы хотелось сегодня, в первые дни зимы исполнить с вами песню С.Крылова «Зимняя сказка».

    Учитель литературы.

    Музыка часто звучит и в рассказах. Среди самых «музыкальных» писателей особое место занимает К.Паустовский. У этого замечательного автора есть рассказ, в котором одним из главных действующих лиц является композитор Эдвард Григ.

    Как называется это произведение?

    Послушаем, о чем повествуется в рассказе К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

    (ученик пересказывает произведение К.Паустовского)

    А теперь ребята, давайте проверим, как вы усвоили всё то, о чём мы сегодня говорили на нашем уроке, вспомним изученное ранее и проведём небольшую литературно-музыкальную викторину.

    Викторина.

    1. Стихотворение какого известного русского поэта прозвучало сегодня? Как оно называется?

    2. Назовите произведение, которое композитор С.Рахманинов сочинил специально для А.Неждановой? (вокализ)

    3. Перечислите, название басен, которые инсценировались на нашем уроке?

    4. Как называется литературное произведение, на основе которого пишут оперу и балет? (либретто)

    5. Кто является главным героем известной белорусской сказки «Музыкант — чародей»?

    6. Как называется ансамбль, состоящий из 4х музыкантов, исполнителей? (квартет)

    7. Кому из героев рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» преподнесли настоящий музыкальный подарок и каким он был?

    8. Какие жанры в музыке не могут существовать без литературы? (песня, романс, кантата, опера …)

    Обобщение темы урока.

    Сегодня на уроке мы убедились, что литература и музыка — два вида искусства, которые тесно связаны между собой?

    О музыке и музыкантах писатели пишут рассказы, а поэты сочиняют стихи и поэмы. Литература помогает музыке быть более доступной и понятной для слушателя. А музыка преобразует и обогащает литературу, делая её более выразительной, эмоциональной, яркой.

    Союз этих двух искусств рождаются такие музыкально-литературные жанры, как песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, которые дарят людям радость и праздник души.

    Файлы: У березки День рожденья.doc
    Размер файла: 20884 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология