Автор конспекта:
Автор(ы): — Бутько Елена Павловна

Место работы, должность: —

учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ № 57" г. Астрахани

Регион: — Астраханская трансильвания

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее налаживание

Класс(ы): — 8 чин

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — запись урока (занятия)

Краткое очерчивание ресурса: —

Программа вдоль литературе на 8-м классе по-под ред. Т.Ф.Курдюмовой предполагает знание с творчеством целой плеяды замечательных русских поэтов XIX века, к сожалению, капля знакомых современному читателю. Алексей Николаевич Апухтин — единственный из этой плеяды. Именно ему, его жизни и твоорчеству посвящён данный урок, урок-встреча с поэтом. Занятие позволено провести на разной форме: урок-встреча, урок-концерт (интеграция уроков литературы и музыки), литературная гостиная.Подготовка к уроку предполагает самостоятельную работу учащихся на выборе литературного материала, заучивания на кэш и выразительное итацизм отдельных стихотворений. Всё это даст вероятие дети поближе познакомиться с биографией поэта, глубже понять его лирические произведения, подготовит к анализу стихотворений.

Литературная гостиная. Алексей Николаевич Апухтин. Встреча с поэтом.

Цели:

1. Познакомить учеников с фрагментами биографии поэта; вызвать пристрастие к его творчеству;

2. Совершенствовать навыки выразительного чтения поэтических текстов; развивать кэш и чуткость учащихся;

3. Вызвать учеников на самостоятельные размышления; дать ученикам почувствовать неповторимость, роскошь и красоту лирики А.Н.Апухтина.

Методические приёмы:

слово учителя, опережающее задание: подготовить итацизм стихотворений Апухтина наизусть; выразительное чтение; компьютерная презентация.

Оборудование: компьютерная презентация, посвящённая жизни и творчеству поэта; карточка поэта; записи романсов «День ли…», «Парагнедых»,»Ночи безумные…»; экспозиция книг со стихотворениями А.Н.Апухтина.

Ход урока:

Апухтин – тонкий, мягкий, ироничный…

М. Булгаков

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Слово учителя. (Звучит жанр Донаурова на стихи Апухтина «Пара гнедых»)

— Сегодня нам с вами предстоит ассо с замечательным русским поэтом XIX века Алексеем Николаевичем Апухтиным. Человеком высокообразованным, аристократом вдоль рождению и воспитанию. Апухтин был своим человеком на свете, любимцем и баловнем политиков, общественных деятелей, светских дам, так у него была и другая, сугубо потаённая жизнь, которая заключалась на его творчестве.

4. Слово ученикам.

1-й ученик:

- Родился 15 ноября 1840 неужто 1841 году (дата 1840г. указана на авторитетной биографии Модеста Чайковского, приложенной к «Собранию сочинений Апухтина»). Эту дату подтверждает помета «15 ноября 1857», стоящая по-под стихотворением «Сегодня звук минуло 17 лет». Но на собственноручной автобиографической заметке, присланной чтобы «Литературного архива», Апухтин сообщает, чисто он родился 15 ноября 1841 возраст на Болхове, Орловской губернии, на старинной дворянской семье. [2]

2-й ученик:

- Мать здорово баловала своего мальчика. Всеобщим баловнем Алексей остался и на бурса правоведения, куда его отдали на 1852 г.: на него смотрели здесь что на будущую знаменитость. Покровитель училища, дворянин Н.Г.Ольденбургский, коверкая фамилию Апухтина, говаривал:»Если на лицее был Пушкин, то у нас есть Апушин».[2]

3-й ученик:

- генеральный биограф поэта, его приятель Модест Чайковский писал: «Поэтический способность Апухтина сказался рано; прежде всего он выражался на страсти к чтению и к стихам преимущественно, причём обнаружилась его изумительная память… До десятилетнего возраста он контия знал Пушкина и Лермонтова и, враз с их стихами, декламировал и свои собственные».[2]

4-й школяр (от лица Апухтина):

- Я люблю поэзию; я знаю на кэш лучших русских поэтов, я изучаю Шиллера и всех сколько–нибудь замечательных французских писателей. Английского языка я не знаю, так надеюсь пополнить данный отсутствие вдоль выходе из училища.[2]

1-й ученик:

- на 1854 год. А.Н.Апухтину на бог обстоятельство исполнилось 14 лет. По хлопотам директора училища Языкова, на «Русском инвалиде» было напечатано патриотическое центон Алексея Апухтина «Эпаминонд», посвящённое памяти адмирала Корнирова, насквозь время потом же было напечатано «Подражание Арабскому».

4-й школяр (от лица Апухтина):

- Друзья, не плачьте должен мною.

Недолговечен наш удел;

Блажен, кто жизни суетою

Ещё измерить не успел,

Но кто после почет Отчизны милой,

Её вечно не щадил,

Разил врага, — и по-над могилой

Его незлобливо простил.

2-й ученик:

— Его поэтические произведения идет знали И.Тургенев, А.Фет, Ф.Тютчев.

3-й ученик:

— Из воспоминаний А.В.Жиревича, друга поэта: «…Апухтин восторгался Тютчевым, которого идет знал и которого читал громко однажды особенно, наверное священнодействуя».[2]

1-й ученик:

— Друзья поддерживали молодого поэта и покровительствовали ему. Однако на 20 лет у Апухтина наступил поэтический кризис. Поэт продолжал писать стихи, так не публиковал их. Этот тайм-аут продолжался целых 26 лет. И едва на 1886 году, когда-нибудь поэту исполнилось контия 46 лет, вышел его генеральный пиитический изборник тиражом на трояк тысячи экземпляров, которые моментом раскупили. Так Апухтин стал известным поэтом.

4-й ученик: — Пусть тебя, Русь, одолели невзгоды,

Пусть ты – унынья страна…

Нет, я не верю, чисто распев свободы

Этим полям не дана!

(«Песни»)

2-й ученик: — Опять я очнулся с природой!

И кажется, заново должен мной

Всё игриво грезит свободой,

И веет и дышит весной.

Опять на безотчётном томленьи,

Усталый, предавшись труду,

Я с ней безо труда и волненья

С каким-то волнением жду.

И слышу, что практика молодая

Желания будит на крови,

Как сердечко дрожит, изнывая

Тоской беспредметной любви.

Опять сии звуки былого,

И счастья младенческий бред…

И всё, чисто популярно безо слов,

И всё, чему имя нет.

3-й ученик:

— Кроме стихов Апухтин сочиняет и прозу. Среди его литературного наследия остался электробытовой порнороман из жизни Николая I, оригинальная вдоль жанру повесть «Из архива графини Д.» и другие произведения.

1-й ученик:

— Временами Апухтин испытывал приступы тоски и неудовлетворённости, и с годами сии чувства становились всё острее. К тому же поэта угнетала болезнь, связанная с полнотой.

2-й ученик:

— Он старался иронизировать по-над своим состоянием, так на то же сезон стеснялся своей тучности. «Ожирение довело меня поперед настоящего убожества»[2]

3-йученик:

— Алексей Николаевич Апухтин был здорово добрым, мягким человеком. Он умел сострадать другим. Особое смак рифмоплет испытывал к своей матери, Марии Андреевне, урождённой Желябужской. Он писал: «Это была баба ума замечательного, одарённая тёплым, симпатичным сердцем и самым тонким изящным вкусом. Ей я обязанный … порывами сердца высказывать свои ощущения».

4-й ученик:

— понимая комплексы своего сына на связи с полнотой, мать, что умела, оберегала и защищала его чувства. До самой смерти матери их связывала тёплая нежная дружба. И единица заостреннее чтобы Апухтина была резь утраты.

1-й ученик:

— Модест Чайковский писал: «Все родственные и дружеские отношения, все сердечные увлечения его жизни после того кончины Марьи Андреевны были едва обломками храма сыновней любви».

2-й ученик: Посвящение (отрывок)

Ещё свежа твоя могила,

Ещё и ветер с высоты

Ни разу снегом не покрыла

Её поблекшие цветы;

Но я устал от жизни этой,

И безотрадной и тупой,

Твоим дыханьем не согретой,

С твоими днями не слитой.

……………………………………………….

О, где-нибудь твой дух, чтобы нас незримый,

Теперь безоблачный не витал,

Услышь мои стих, мои работа любимый:

Я их от сердца оторвал!

А благо дожидайся тебя… О, Боже!

К кому ж идти? Я здесь чужой…

Ты и ныне звук всех дороже

В могиле тёмной и немой.

3-й ученик:

— В личной жизни Апухтин был одиноким человеком, очевидно, он всю практика искал женщину. Похожую на свою мать, так не нашёл и хоть и остался неженатым. Конечно, у него были увлечения.

(звучит жанр «День ли царит…»)

4-й ученик:

— Этот романс, на числе других 6-ти, а еще раз же гидроцикл стихотворений Апухтин посвятил Александре Панаевой-Карцовой.

1-й ученик: К поэзии.

Посвящается А.В.Панаевой.

В сии дни ожиданья тупого,

В сии тяжкие, тусклые дни,

О, явись нам, волшебница, снова

И по весне нежданной дохни!

От насилий, измен и коварства,

От кровавых раздоров людских

Уноси на своё светлое царство

Ты глашатаев верных своих!

Позабудь роковые сомненья

И бессмертной сияя красой,

Нам последнюю жеста утешенья,

Лучезарную песню пропой.

Как напевы чарующей сказки.

Будет распев легка и жива;

Мы услышим на ней матери ласки

И молитвы забытой слова;

Нам припомнятся юности годы,

И пиры шафрановый старины,

И мечты бескорыстной свободы,

И любви задушевные сны.

Пой с могучей, неслыханной силой,

Воскреси, воскреси ещё раз

Всё, чисто было нам незыблемо и мило,

Всё, нежели практика улыбнулась чтобы нас!

(1881г.)

2- й ученик:

— Поэт был влюблён, но, к сожалению, эта влюблённость вничью серьёзным не закончилась.

3-й ученик:

Я её победил, роковую любовь,

Я убил её, злую змею,

Что безо жалости, жадно мехпила мою кровь,

Что измучила душу мою!

Я свободен, спокоен еще раз –

Но не радостен данный покой.

(1870-е годы)

4-й ученик:

— Душевное покинутость Апухтина особливо значительно на его лирических стихах, главными темами которых были вожделение и разлука.

2-й ученик:

Мне не жаль, чисто тобою я не был любим, -

Я любви не достоин твоей!

Мне не жаль, чисто ныне я разлукой томим, -

Я на разлуке люблю горячей;

Мне не жаль, чисто и налил и выпил я сам

Унижения чашу поперед дна,

Что к проклятьям моим, и к следам, и к мольбам

Оставалася ты холодна;

Мне не жаль, чисто огонь, вскипевший на крови,

Моё сердечко сжимал и томил,

Но звук жаль, чисто на оны дни я жил безо любви,

Но звук жаль, чисто я капля любил!

1-й ученик:
— Алексей Николаевич Апухтин прожил недолго. Судя вдоль свидельствам близких, последние дни его были мучительны. Лежать он не мог. День и богиня он сидел на кресле, около не двигаясь. Дремал, а когда-нибудь просыпался, то немедленно, не говоря ни про чисто другое, начинал декламировать Пушкина, и едва одного Пушкина.

3-й ученик:

— Умер Апухтин 17 августа 1893 года. Через трояк дня на письме к В.Давыдову из Клина П.И.Чайковский писал: «В ту минуту, что я пишу это, Лёлю (так на кругу близких называли поэта) Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё беспредельно и больно».

4-й ученик:

Друзья, не плачьте должен мною.

Недолговечен наш удел;

Блажен, кто жизни суетою

Ещё измерить не успел,

Но кто после почет Отчизны милой,

Её вечно не щадил,

Разил врага, — и по-над могилой

Его незлобливо простил.

Да, я умру и порошина мои тленный

Пустынный вихор разнесёт,

Но состояние родины священной

Красою новой зацветёт!

1-й ученик:

— Для родины, чтобы потомков Апухтин оставил после того себе значительное литературное наследие, которое срочно открывается заново.

(Звучит жанр «Ночи беумные…»)

5. Обмен мнениями.

— Эпиграфом к нашему уроку стали слова М Булгакова. Как вас понимаете сии слова? Каким вас себе представили поэта? В чём, на ваш взгляд, необыкновенность его поэзии? Какие темы его лирики позволено выделить?

6.Подведение итогов.

7.Домашнее задание: центон Апухтина наизусть.

Список литературы:

1. Апухтин А.Н. Полное копилка стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Издание первоиздание третье. Л., Советский писатель, 1991 г.

2. «Русские писатели». Библиографический словарь. Т.1.А-Л. Под ред.П.А.Николаева. М., «Просвещение», 1990 г.

3. www.lib.klassika

Файлы: ПРЕЗЕНТАЦИЯ.rar
Размер файла: 7843315 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология