Автор конспекта:
Автор(ы): — Бутько Елена Павловна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 57″ г. Астрахани

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

1. Познакомить учеников с фрагментами биографии поэта; вызвать интерес к его творчеству;

2. Совершенствовать навыки выразительного чтения поэтических текстов; развивать память и внимание учащихся;

3. Вызвать учеников на самостоятельные размышления; дать ученикам почувствовать неповторимость, богатство и красоту лирики А.Н.Апухтина.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

"Литература. 8 класс" под ред. Т.Ф.Курдюмовой

Используемая методическая литература: —

1. Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Издание издание третье. Л., Советский писатель, 1991 г.

2. «Русские писатели». Библиографический словарь. Т.1.А-Л. Под ред.П.А.Николаева. М., «Просвещение», 1990 г.

3. www.lib.klassika

Используемое оборудование: —

интерактивная доска

Краткое описание: — Программа по литературе в 8-м классе под ред. Т.Ф.Курдюмовой предполагает знакомство с творчеством целой плеяды замечательных русских поэтов XIX века, к сожалению, мало знакомых современному читателю. Алексей Николаевич Апухтин — один из этой плеяды. Именно ему, его жизни и твоорчеству посвящён этот урок, урок-встреча с поэтом. Занятие можно провести в разной форме: урок-встреча, урок-концерт (интеграция уроков литературы и музыки), литературная гостиная.Подготовка к уроку предполагает самостоятельную работу учащихся в выборе литературного материала, заучивания наизусть и выразительное чтение отдельных стихотворений. Всё это даст возможность детям ближе познакомиться с биографией поэта, глубже понять его лирические произведения, подготовит к анализу стихотворений.

Литературная гостиная. Алексей Николаевич Апухтин. Встреча с поэтом.
Цели:
1. Познакомить учеников с фрагментами биографии поэта; вызвать интерес к его творчеству;
2. Совершенствовать навыки выразительного чтения поэтических текстов; развивать память и внимание учащихся;
3. Вызвать учеников на самостоятельные размышления; дать ученикам почувствовать неповторимость, богатство и красоту лирики А.Н.Апухтина.
Методические приёмы:
слово учителя, опережающее задание: подготовить чтение стихотворений Апухтина наизусть; выразительное чтение; компьютерная презентация.
Оборудование: компьютерная презентация, посвящённая жизни и творчеству поэта; портрет поэта; записи романсов «День ли…», «Парагнедых»,»Ночи безумные…»; выставка книг со стихотворениями А.Н.Апухтина.
Ход урока:
Апухтин – тонкий, мягкий, ироничный…
М. Булгаков
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Слово учителя. (Звучит романс Донаурова на стихи Апухтина «Пара гнедых»)
- Сегодня нам с вами предстоит встреча с замечательным русским поэтом XIX века Алексеем Николаевичем Апухтиным. Человеком высокообразованным, аристократом по рождению и воспитанию. Апухтин был своим человеком в свете, любимцем и баловнем политиков, общественных деятелей, светских дам, но у него была и другая, сугубо потаённая жизнь, которая заключалась в его творчестве.
4. Слово ученикам.
1-й ученик:
- Родился 15 ноября 1840 или 1841 году (дата 1840г. указана в авторитетной биографии Модеста Чайковского, приложенной к «Собранию сочинений Апухтина»). Эту дату подтверждает пометка «15 ноября 1857», стоящая под стихотворением «Сегодня мне минуло 17 лет». Но в собственноручной автобиографической заметке, присланной для «Литературного архива», Апухтин сообщает, что он родился 15 ноября 1841 года в Болхове, Орловской губернии, в старинной дворянской семье. [2]
2-й ученик:
- Мать очень баловала своего мальчика. Всеобщим баловнем Алексей остался и в училище правоведения, куда его отдали в 1852 г.: на него смотрели здесь как на будущую знаменитость. Покровитель училища, принц Н.Г.Ольденбургский, коверкая фамилию Апухтина, говаривал:»Если в лицее был Пушкин, то у нас есть Апушин».[2]
3-й ученик:
- первый биограф поэта, его друг Модест Чайковский писал: «Поэтический дар Апухтина сказался рано; сначала он выражался в страсти к чтению и к стихам преимущественно, причём обнаружилась его изумительная память… До десятилетнего возраста он уже знал Пушкина и Лермонтова и, одновременно с их стихами, декламировал и свои собственные».[2]
4-й ученик (от лица Апухтина):
- Я люблю поэзию; я знаю наизусть лучших русских поэтов, я изучаю Шиллера и всех сколько–нибудь замечательных французских писателей. Английского языка я не знаю, но надеюсь пополнить этот недостаток по выходе из училища.[2]
1-й ученик:
- в 1854 год. А.Н.Апухтину на тот момент исполнилось 14 лет. По хлопотам директора училища Языкова, в «Русском инвалиде» было напечатано патриотическое стихотворение Алексея Апухтина «Эпаминонд», посвящённое памяти адмирала Корнирова, через год там же было напечатано «Подражание Арабскому».
4-й ученик (от лица Апухтина):
- Друзья, не плачьте надо мною.
Недолговечен наш удел;
Блажен, кто жизни суетою
Ещё измерить не успел,
Но кто за честь Отчизны милой,
Её вовеки не щадил,
Разил врага, — и над могилой
Его незлобливо простил.
2-й ученик:
- Его поэтические произведения хорошо знали И.Тургенев, А.Фет, Ф.Тютчев.
3-й ученик:
- Из воспоминаний А.В.Жиревича, друга поэта: «…Апухтин восторгался Тютчевым, которого хорошо знал и которого читал вслух как-то особенно, точно священнодействуя».[2]
1-й ученик:
- Друзья поддерживали молодого поэта и покровительствовали ему. Однако в 20 лет у Апухтина наступил творческий кризис. Поэт продолжал писать стихи, но не публиковал их. Этот перерыв продолжался целых 26 лет. И только в 1886 году, когда поэту исполнилось уже 46 лет, вышел его первый стихотворный сборник тиражом в три тысячи экземпляров, которые моментально раскупили. Так Апухтин стал известным поэтом.
4-й ученик: — Пусть тебя, Русь, одолели невзгоды,
Пусть ты – унынья страна…
Нет, я не верю, что песня свободы
Этим полям не дана!
(«Песни»)
2-й ученик: — Опять я очнулся с природой!
И кажется, вновь надо мной
Всё радостно грезит свободой,
И веет и дышит весной.
Опять в безотчётном томленьи,
Усталый, предавшись труду,
Я с ней без труда и волненья
С каким-то волнением жду.
И слышу, как жизнь молодая
Желания будит в крови,
Как сердце дрожит, изнывая
Тоской беспредметной любви.
Опять эти звуки былого,
И счастья ребяческий бред…
И всё, что понятно без слов,
И всё, чему имени нет.
3-й ученик:
- Кроме стихов Апухтин сочиняет и прозу. Среди его литературного наследия остался бытовой роман из жизни Николая I, оригинальная по жанру повесть «Из архива графини Д.» и другие произведения.
1-й ученик:
- Временами Апухтин испытывал приступы тоски и неудовлетворённости, и с годами эти чувства становились всё острее. К тому же поэта угнетала болезнь, связанная с полнотой.
2-й ученик:
- Он старался иронизировать над своим состоянием, но в то же время стеснялся своей тучности. «Ожирение довело меня до настоящего убожества»[2]
3-йученик:
- Алексей Николаевич Апухтин был очень добрым, мягким человеком. Он умел сострадать другим. Особое чувство поэт испытывал к своей матери, Марии Андреевне, урождённой Желябужской. Он писал: «Это была женщина ума замечательного, одарённая тёплым, симпатичным сердцем и самым тонким изящным вкусом. Ей я обязан … порывами сердца высказывать свои ощущения».
4-й ученик:
- понимая комплексы своего сына в связи с полнотой, мать, как умела, оберегала и защищала его чувства. До самой смерти матери их связывала тёплая нежная дружба. И тем острее для Апухтина была боль утраты.
1-й ученик:
- Модест Чайковский писал: «Все родственные и дружеские отношения, все сердечные увлечения его жизни после кончины Марьи Андреевны были только обломками храма сыновней любви».
2-й ученик: Посвящение (отрывок)

Ещё свежа твоя могила,
Ещё и вьюга с высоты
Ни разу снегом не покрыла
Её поблекшие цветы;
Но я устал от жизни этой,
И безотрадной и тупой,
Твоим дыханьем не согретой,
С твоими днями не слитой.
……………………………………………….
О, где твой дух, для нас незримый,
Теперь счастливый не витал,
Услышь мой стих, мой труд любимый:
Я их от сердца оторвал!
А если нет тебя… О, Боже!
К кому ж идти? Я здесь чужой…
Ты и теперь мне всех дороже
В могиле тёмной и немой.
3-й ученик:
- В личной жизни Апухтин был одиноким человеком, очевидно, он всю жизнь искал женщину. Похожую на свою мать, но не нашёл и так и остался неженатым. Конечно, у него были увлечения.
(звучит романс «День ли царит…»)
4-й ученик:
- Этот романс, в числе других 6-ти, а также цикл стихотворений Апухтин посвятил Александре Панаевой-Карцовой.
1-й ученик: К поэзии.
Посвящается А.В.Панаевой.
В эти дни ожиданья тупого,
В эти тяжкие, тусклые дни,
О, явись нам, волшебница, снова
И весною нежданной дохни!
От насилий, измен и коварства,
От кровавых раздоров людских
Уноси в своё светлое царство
Ты глашатаев верных своих!
Позабудь роковые сомненья
И бессмертной сияя красой,
Нам последнюю песнь утешенья,
Лучезарную песню пропой.
Как напевы чарующей сказки.
Будет песня легка и жива;
Мы услышим в ней матери ласки
И молитвы забытой слова;
Нам припомнятся юности годы,
И пиры золотой старины,
И мечты бескорыстной свободы,
И любви задушевные сны.
Пой с могучей, неслыханной силой,
Воскреси, воскреси ещё раз
Всё, что было нам свято и мило,
Всё, чем жизнь улыбнулась для нас!
(1881г.)
2- й ученик:
- Поэт был влюблён, но, к сожалению, эта влюблённость ничем серьёзным не закончилась.
3-й ученик:
Я её победил, роковую любовь,
Я убил её, злую змею,
Что без жалости, жадно пила мою кровь,
Что измучила душу мою!
Я свободен, спокоен опять –
Но не радостен этот покой.
(1870-е годы)
4-й ученик:
- Душевное одиночество Апухтина особенно заметно в его лирических стихах, главными темами которых были любовь и разлука.
2-й ученик:
Мне не жаль, что тобою я не был любим, -
Я любви не достоин твоей!
Мне не жаль, что теперь я разлукой томим, -
Я в разлуке люблю горячей;
Мне не жаль, что и налил и выпил я сам
Унижения чашу до дна,
Что к проклятьям моим, и к следам, и к мольбам
Оставалася ты холодна;
Мне не жаль, что огонь, закипевший в крови,
Моё сердце сжимал и томил,
Но мне жаль, что когда-то я жил без любви,
Но мне жаль, что я мало любил!
1-й ученик:
— Алексей Николаевич Апухтин прожил недолго. Судя по свидельствам близких, последние дни его были мучительны. Лежать он не мог. День и ночь он сидел в кресле, почти не двигаясь. Дремал, а когда просыпался, то немедленно, не говоря ни про что другое, начинал декламировать Пушкина, и только одного Пушкина.

3-й ученик:
- Умер Апухтин 17 августа 1893 года. Через три дня в письме к В.Давыдову из Клина П.И.Чайковский писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю (так в кругу близких называли поэта) Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно».
4-й ученик:
Друзья, не плачьте надо мною.
Недолговечен наш удел;
Блажен, кто жизни суетою
Ещё измерить не успел,
Но кто за честь Отчизны милой,
Её вовеки не щадил,
Разил врага, — и над могилой
Его незлобливо простил.
Да, я умру и прах мой тленный
Пустынный вихор разнесёт,
Но счастье родины священной
Красою новой зацветёт!
1-й ученик:
- Для родины, для потомков Апухтин оставил после себя значительное литературное наследие, которое сейчас открывается заново.
(Звучит романс «Ночи беумные…»)
5. Обмен мнениями.
- Эпиграфом к нашему уроку стали слова М Булгакова. Как вы понимаете эти слова? Каким вы себе представили поэта? В чём, на ваш взгляд, особенность его поэзии? Какие темы его лирики можно выделить?
6.Подведение итогов.
7.Домашнее задание: стихотворение Апухтина наизусть.
— — — — —

Список литературы:

1. Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Издание издание третье. Л., Советский писатель, 1991 г.

2. «Русские писатели». Библиографический словарь. Т.1.А-Л. Под ред.П.А.Николаева. М., «Просвещение», 1990 г.

3. www.lib.klassika

Файлы: ! ПРОЕКТ.docx
Размер файла: 30770 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология