Автор конспекта:
Автор(ы): — Прохоренко Тамара Егоровна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 3 г. Дубовки учитель русского языка и литературы

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —  научить наблюдать изменения окружающей среды, рассказывать о них, используя выразительные средства языка;  развить художественно видение и образное мышление, воображение;  воспитать интерес к произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных писателей и композиторов.

Краткое описание: — Интегрирование является важнейшим средством формирования у школьников мировоззрения. Оно способствует расширению кругозора, развитию познавательной активности. Связь уроков литературы с уроками музыки основывается прежде всего на эмоционально-экспрессивной общности изучаемого материала. Эта связь развивает речевой слух, повышает культуру речи, содействует эстетическому воспитанию. Она помогает обобщить впечатления о предмете по-разному: композитор передает красоту окружающего мира звуками, тогда как писатель использует выразительные средства языка. Данные направления интегрирования формируют у учащихся стремление к самообразованию, самовоспитанию и самовыражению.

Интегрированный урок
(Литература – музыка)
На тему: «Неразлучны в России музыка, проза, поэзия).
— — Цели:
- научить наблюдать изменения окружающей среды, рассказывать о них, используя выразительные средства языка;
- развить художественно видение и образное мышление, воображение;
- воспитать интерес к произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных писателей и композиторов.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя литературы с обзором выставки книг «Перед ликом священной природы».
2. Игровой момент. Встреча с Лесовиком.
— Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришел:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
Что это за дом?
— В моем заповедном лесу каких только подарков нет.
Там где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
- Что в нем лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете:
1) В лесу под елкой крошка –
Только шапка да ножка.
(Достает из кузовка грибок).
2) В моем лесу под деревом Андрейки
Все в тюбетейках.
(Желуди).
— Вот какой мой лес
Полон сказок и чудес!
А вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную.
3. Конкурс загадок. Загадки на тему о природе. Правильный ответ – жетон.
4. Работа с текстом. (В. Бианки «Она»).
Природа, действительно, — загадка. Поговорим о героях рассказа В. Бианки «Она». Какую главную мысль мы должны понять, осознавая содержание.
I. Так начинается рассказ молодого ученого…(пересказ, близкий к тексту, от 1-го лица, завязка в рассказе, стр. 287 – 288).
II. Экспедицию сопровождала проводник, девушка – ойротка, представительница одной из национальностей, живущих на Алтае. О чем предупредила она молодого ученого?
III. Cамоуверенный, самонадеянный молодой человек решился отправиться на прежнее место стоянки. Представьте себе картину, слушая данный эпизод. «Я спокойно стоял…» стр. 293 – 294.
IV. Сравните поведение молодого ученого до урагана и после него, познакомившись с такими словами рассказа «Из-за поворота…» стр.297 – 298.
Вывод: Что же может произойти с человеком, который пренебрежительно относится к законам природы?
Обобщение:Да, человек должен жить в согласии с природой, познавать и уважать ее «законы». Человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитать.
Не то что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык…
5. Звучит музыка Грига «Утро».
На фоне звучания учитель музыки говорит о природе в музыке, коротко об опере А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Многие произведения русских и советских композиторов заставляют нас вспомнить русскую природу, картины русских художников – пейзажистов, сюжеты сказок о природе, добре, любви. Вероятнее всего это происходит от того, что в музыке Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова мы слышим отзвуки русской народной песенности, а русская народная песенность неотделима от русской природы.
Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков. Конечно, не только природе посвятил он свое творчество. В младших классах мы знакомились с его произведениями «Золотой петушок», «Садко».
Но есть у Римского-Корсакова и другие оперные и не только оперные произведения, в которых он воспевает природу – море, лес, солнце, времена суток и времена года. Среди этих его произведений на первое место должна быть поставлена одна из самых поэтических опер во всем мировом оперном искусстве – «Снегурочка». Опера эта написана на сюжет сказки Алексея Николаевича Островского. Сочинял ее Римский-Корсаков с огромным увлечением. Чтобы написать всю оперу вчерне, ему понадобилось всего лишь два с половиной месяца! «Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка», — писал позже Римский-Корсаков. – Я сочинял каждый день, и целый день… музыкальные мысли преследовали меня неотступно». Композитор назвал свою оперу «Весенней сказкой» и рассказал в ней о том, как прекрасная пора года – весна неизбежно уходит, уступая место лету, как холодность Снегурочки тает перед прекрасным чувством любви.
6. Либретто оперы «Снегурочка».
(Заранее подготовленный ученик).
Я коротко расскажу либретто этой оперы, т.е. ее смысловое содержание:
Да, Дочь Деда Мороза и Весны – холодная, нежная и хрупкая Снегурочка погибает, истаивает от первых же теплых лучей летнего солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав теплое чувство человеческой любви. А пастушок Лель играет на свирели и поет песни, приветствуя солнце, радуясь приходу лета.
7. Слушание «Песни Леля» из оперы.
Какие чувства вызвала у вас «Песня Леля»? Какое настроение?
Вывод: В этой песне удивительнейшим образом сочетается простота, почти наивность, с огромным музыкальным богатством. И причина этого кроется, видимо, в том, что Римский-Корсаков сумел слить воедино выразительность языка сказки Островского с увлекательной мелодией народно-песенного склада.
8. Конкурс стихов и прозы.
Когда слушаешь волшебные звуки музыки, вспоминаешь слова А. С. Пушкина: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает».
Все на свете о любви. Любовь к искусству, любовь к жизни, любовь к природе… Как звучит она в стихах и прозе.
Лирика:
А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы».
Н. Рубцов «Про зайца».
М. Исаковский «Весна».
Н. Заболоцкий «Вечер на Оке».
Проза:
В. Юровских «Живая вода».
С. Багров «Зеленая Русь».
9. Связь литературы и музыки.
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки…
Прежде всего, если бы не было музыки, то все стихи, сколько бы ни писали их поэты всего мира, — остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни.
А ведь очень многие стихи писались специально для того, чтобы композиторы сочинили для них музыку. Без музыки эти стихи словно бы лишены достаточной силы для самостоятельной жизни. С давних пор наш русский народ слагал прекрасные стихи, поэмы, былины, сказы, исполненные с музыкальным сопровождением.
Послушайте русскую народную песню «А я по лугу…». (Сопровождается танцем).
10. Творчество учащихся.
А народ наш поистине талантлив. Радости и печали, ожидания и мечты выразились не только в песне, но и танце, стихах, прозе.
Свои стихи читают учащиеся.
11. Заключение – итог.
Учитель музыки:
Многие сотни лет слушают миллионы людей – и детей, и взрослых -прекрасные произведения, воспевающие природу, жизнь, добро. Эта музыка учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь – беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства.
Звучит песня «Раненая птица».
Учитель литературы:
Юность по природе своей избегает мысли о конечности жизни. Но литература напоминает нам об этом, тревожит вопросами: зачем живем, что оставим после себя.
12. Сочинение – миниатюра «Мнение об уроке».
— — — —
Файлы: Презентация1.ppt
Размер файла: 9067008 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология