Автор конспекта:
Автор(ы): — Карькаева Людмила Николаевна и Душина Лариса Дмитриевна

Место работы, должность: — предметник русского языка и литературы предметник музыки МОУ СОШ №12 г.Балашов, Саратовская район

Регион: — Саратовская район

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее сортообразование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 бизнескласс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Русский суахили

Цель урока: —

Создать условия для духовно-нравственного воспитания личности.

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Курдюмова Т.Ф. Авторская браузер по литературе 5-9 класс. М. «Дрофа» 2007г.

2. Курдюмова Т.Ф. «Литература» 8 бизнескласс М. «Дрофа» 2009г.

Используемая методическая литература: —

1. Зайцев Б. Собрание сочинений на 5-ти томах. Том 2. М «Русская книга». 1990г.

2. Курдюмова Т.Ф. Авторская браузер по литературе 5-9 класс. М. «Дрофа» 2007г.

4. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека?». Педагогическое наследие. М «Педагогика». 1990г.

Используемое оборудование: —

компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран, гармоничный центр, акустическая подсистема (динамики).

Используемые ЦОР: —

¨http://strana.ru/journal/afisha/20989194?fb_xd_fragment

¨http://ioannpredtecha.ru/docs/33.htm

¨http://ru.wikipedia.org/wiki/ Тихон_Задонский

¨http://www.voznes.ru/rospis-mp.html

¨http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F2%F0%EE%ED%E0_%CC%EE%F1%EA%EE%E2%F1%EA%E0%FF

¨http://turumbet.munrus.ru/in/md/newsreg?n=263188

¨http://artcyclopedia.ru/troice-sergieva_lavra_1908-1913-vasnecov_apollinarij_mihajlovich.htm

¨http://www.mosobltv.ru/?an=news_page&uid=3861

Краткое описание: — Метапредметный работешка развития речи "Огонь творца спасает". Сочинение по картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». 8 класс. Тип урока: метапредметный. Форма урока – урок- автомастерская творческого письма. Урок развития речи «Огонь творца спасает» построен по основным принципам творческой мастерской, на которой выдержаны 7 основных этапов: индуктор, социализация, рефлексия, возникновение творческого продукта, сорбитизация информации и новаторство созданного. Основное оглядка на уроке уделяется картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и истории жизни Сергия Радонежского. В конце занятия детям пишут сочинение, используя материалы, подготовленные учителем-мастером о Троице-Сергиевой Лавре. Приложением к уроку является презентация, содержащая слайды с изображением святых, картиной М. Нестерова, старославянской лексикой, с изображением Троице- Сергиевой Лавры и художественными приёмами, обязательными для создания сочинения. В ходе описания картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» учащиеся слушают музыкальные произведения фонохрестоматии по предмету «Музыка» Е. Критской, работают с таблицей «Цветовая гамма картины» на интерактивной доске. Используя данное приёмы, учащиеся получают эвентуальность «отшлифовать» созданное, словно является одной изо основных частей творческой мастерской. Особенностью данного урока является безоценочная микроформа работы: учитель-мастер выступает на роли не наставника, однако равноправного участника творческого процесса. Два этапа рефлексии (промежуточная и итоговая) позволяют участникам переосмыслить созданное, сделать лучше и совершеннее клер – бытописание картины М Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Форма урока – мастерский обеспечивает для учащихся 8 класса гармонирующий ступень знаний на области грамматики, орфографии и текстологии.

Пояснительная записка

Педагогическая автомастерская — это такая микроформа обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию, толково самостоятельного неужто коллективного открытия. Для страна с тем чтоб бытописание картины М.Нестерова не проходило по стандартной схеме (по данному плану описать то, словно ты видишь на картине), дозволено использовать форму творческой мастерской.В мастерский творческого письма бытописание возможно быть представлено так: изобретательный катагенез — изобретательный элювий — осознание его закономерностей — сопоставление полученного с данным— астрокоррекция своей деятельности — новенький продукт. Таким способом всякий учащийся сложно будет описывать, однако и «проживёт» бытье Сергия Радонежского. Здесь не будет неверных ответов. Все они будутпо-своему правильны.Такая дело имитирует эхометод проб и ошибок. Участникам предоставляется маржин свободного выбора.Это и создает условия, необходимые для творчества. Также особенностью мастерский является осуществление идеи диалога во всех его аспектах. Происходит кроссинговер мнениями, знаниями, творческими находками посерединке участниками, чему содействует смена индивидуальной коллективный работы. Наконец, изволь органический беседа каждого — с самим собой. Особенность мастерский – свои ответы читает каждый, на том числе и учитель, шагающий на роли мастера. Учитель-мастер не передаёт знания, однако едва лишь задаёт алгоритм работы.

Цель:Создать условия для духовно-нравственного воспитания личности.

Задачи:1. Развивать устную и письменную логос учащихся.

2.Подготовить к написанию творческой работы по картине, используя размышления о духовности.

3.Помочь учащимся найти индивидуальную форму самовыражения на творческом процессе.

План урока-мастерской:

1. Организационный момент.

2. Индуктор — возникновение эмоционального настроя, мотивирующего творческую дело каждого. Индуктором возможно быть слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок.

3. Создание творческого продукта – (деконструкция и реконструкция) возникновение собственного текста по заданному началу.

4. Социализация — сопоставление своей деятельности с деятельностью других.

5. Промежуточная рефлексия – сознание созданного.

6. Обращение к информации и её обработка.

7. Обновление созданного.

8. Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ движения своей собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Ход урока:

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем описывать картину М. Нестерова. Приготовьте свои черновики. Урок проведём на форме мастерской.

Восьмиклассникам предлагается сосредоточенно рассмотреть картинуМ.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (слайд №2)

Звучит музыкаС. Трубачева «О, сладкого Твоего гласа»,богородичен наявление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Исполняет крепкий физиономия Института певческой культуры «Валаам». Художественный коновод и дирижёр И. Ушаков.

Учитель – мастер: Выскажите свои предположения о том, кто тогда изображён.

Дети высказывают свои предположения.

Кто-то увидел на картине монаха, кому-то показалось главным герма церкви неужто красоты природы осени.

1 период – индуктор (мотивация деятельности)

Комментарий к уроку: на этом этапе индуктором будет произнесение К.Паустовского: «Картина эта – прозрачный светильник, зажжённый художником во славу своей страны, своей России».

Учитель – мастер: — Обратите оглядка на портрет художника картиныМ.В. Нестерова (слайд №3). Как вам думаете, каким был человек, жизненным кредо которого были слова: «Созвучие человека и природы на чистоте души и веры…»? (Слушаем и анализируем варианты ответов).

— Он говорил о себе: «Искусство – моё единственное призвание. Только творчество не некогда спасало меня от ошибок».

— Данная перспектива (изображение на экране картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (слайд №2) признана одной изо самых таинственно – поэтических и прелестных.

— К.Паустовский писал :«Картина эта – прозрачный светильник, зажжённый художником во славу своей страны, своей России».

— Запишите, какие ассоциации возникли у вы при чтении слова

«светильник»?

Предполагаемые ответы детей:

1. Какой-то осветительный прибор.

2. Ёмкость, на которую наливают масло и кладут фитиль.

3. Картина-икона, указывающая на житейский шлях человека и другие.

Проверяем, какие ассоциации возникли при чтении слова «светильник».

— Ребята, опишите свои впечатления о встрече с каким-либо человеком, оказавшим влияние на вашу дальнейшую жизнь. На представленной картине изображена встреча, перевернувшая бытье маленького пастушка. Случалось ли подобное свами?

Ребята описывают свои впечатления и читают вслух.

— Мы с вами на предыдущих уроках страсть сколько говорили о древнерусской литературе, её жанрах, однако сегодняшний день продолжим наш разговор, вследствие того словно логос у нас пойдёт о тех далёких временах…

— Прослушаете клер и придумаете продолжение.

Учитель – виртуоз читает контекст Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский», помещённый на учебнике.

2 этап-создание творческого продукта (деконструкция и реконструкция).

Учитель – виртуоз :

« Имение родителей Сергия, бояр Ростовских, Кирилла и Марии, находилось на окрестностях Ростова. Родители жили просто, были толпа тихие, спокойные. Мальчиком Сергия (а тогда Варфоломея) посылали за лошадьми на поле. Значит, он умел и спутать их и обротать. Быть может, он гонял их и на ночное. И, конечно, не был барчуком.

Известно, словно родители были «страннолюбивы». Помогали бедным и принимали странников. 3 мая 1314 возраст родился у Марии сын, исповедник декалитр ему имя Варфоломея, по дню празднования сего святого.

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, на церковную школу, синхронно с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же учение не давалась.

И в данный этап деревенская картинка, таким образом близкая и таким образом понятная посредством 600 лет! Забрели бог весть куда жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать. Под дубом встретил старца-черноризца саном пресвитера». Именно этот этап изобразил на своей картине Нестеров.

— Задание: придумайте и запишите своё продолжение текста.

Варианты детей: «Монах помог мальчику найти коней….»; «Пресвитер украл пастушка…»; «Священник подарил Варфоломею шкатулку с золотыми монетами» и др.

3 этап-социализация.

Комментарий к уроку:все читают свои варианты. Учитель предлагает сравнить получившиеся описания с текстом-продолжением на учебнике.

Дети сравнивают.

4 период – промежуточная рефлексия.

-Знаете ли вы, словно житийная лубок была излюбленным чтением наших предков? А какую житийную литературу читали вам дома? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети рассказывают приготовленные дома сообщения (слайд №4)

о Ксении Петербуржской (изображение иконы на экране);

о Матроне Московской (изображение иконы на экране);

о Серафиме Саровском (изображение иконы на экране);

о Тихоне Задонском (изображение иконы на экране);

других святых; о посещении монастырей и полученных впечатлениях.

-А верите ли на Бога вы?

-Помогли вы как-нибудь эти святые неужто милленаризм на них?

Комментарий к уроку: работа со словом.

-Как вам понимаете величина слов «вера», «бог»?

— Запишите лексические значения сих слов. Затем детям дают лексическое глосса данных слов.

Пример:

«Вера на Бога — это не чуть поверить тому, словно Бог есть, однако и довериться ему, вверить себе и свою бытье на согласии с его словом. Когда мы говорим, словно мы верим на Бога, это видимо означать, словно мы вверили ему безо колебания свои жизни и подчинили себе и свою судьбу его слову….»

5 этап-обращение к информации и её обработка.

-Посмотрите еще раз на картину и подумаете, какие чувства испытал этот «худенький седовласый пасторальный пастух с глубочайшей чистоты синими глазами» при встрече с черноризцем?

Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях.

-А словно почувствовали бы вы, оказавшись на его месте? Представьте себе на этом чудесном месте, где, по словам К.Паустовского «течёт ключевая вода, виден всякий листок, всякий корона полевого цветка, каждая стебель и каждая девочка-берёзка». Опишите свои впечатления, однако не забудь использовать художественные приёмы.

- Давайте вспомним: (слайд №5)

¨Олицетворение

¨Сравнение

¨Эпитет

¨Метафора

-А какие осенние тона вы нравятся?

Дети:- Мне нравится золотая осень, и именно такую сезон изобразил Михаил Васильевич Нестеров на своей картине.

— А я люблю сезон дождливую, холодную. А погожие осенние дни навевают на меня кручина увядания осенней природы….

Обратите оглядка на то, словно у Нестерова они не противопоставляются, однако взаимодействуют. Цветовая гамма листвы деревьев дополняет окраску разнотравья. Оттенок небесной синевы присутствует на глазах мальчика и отражается на куполах церкви, на васильках, разбросанных по лугу…..

Заполняем таблицу на интерактивной доске(слайд №6)

(с целью подробного рассмотрения картины).

Цвета осени

Варфоломей

Монах-пресвитер

золотой

голубой

белый

серый

чёрный

красный

зелёный

— По словам Паустовского, « это ведута ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нём выражена прекрасная сущность русского характера».

— Согласны ли вам с этим высказыванием?

— Для чего Нестеров изобразил на картине церковь?

-С какой целью, на ваш взгляд, Нестеров изобразил Варфоломея на фоне церкви?

Восьмиклассники пишут свои размышления.

-Как вам понимаете выражение: «Огонь творца спасает». Какой это образный приём? ( отчет –метафора).

-Кого спасает «огонь» на нашей картине?

Дети:Нас спасает. Монаха. Варфоломея. Природу. Человечество.

-Дополните свои черновики размышлением о значении веры на Бога на вашей жизни неужто жизни ваших родных, возможно быть, приведёте житейский пример, когда-нибудь вы помог Бог.

Учащиеся зачитывают, словно получилось.

-Встречались ли вы люди, которых дозволено назвать религиозно богатыми? Расскажите об этом.

Учащиеся рассказывают свои случаи изо жизни.

-Можно ли, на ваш взгляд, назвать религиозно богатым человека, создавшим эту картину?

Дети рассуждают о духовном богатстве художника.

-А в данный этап словно говорил В.А.Сухомлинский: (слайд№7)

«Люби людей.

Любовь к людям – это твоя нравственная сердцевина. Живи так, с тем чтоб твоя центр была здоровой, чистой и сильной.

Быть настоящим человеком – это следственно отдавать силы своей души во имя того, с тем чтоб толпа около тебя были красивее, религиозно богаче; с тем чтоб на каждом человеке, с которым ты соприкасаешься на жизни, осталось почему-то хорошее от тебя, от твоей души.

Но на любви к людям – этом неисчерпаемом богатстве – есть и другие духовные начала.

Мы город людей потому, словно находим на этом своё гражданское счастье.

В любви к людям всякий изо нас утверждает себе словно сынишка неужто доча своего народа».

-Запишите те предложения, которые вы понравились.

-Обратите оглядка на величина устаревших слов, которые вам будете использовать на сочинении.

Устаревшие слова: (слайд№8)

¨Ковчежец- шкатулка, ларец.

¨Инок-православный монах.

¨Черноризец- августинец на ризе.

¨Просфора- хлебец, какой-нибудь вкушают верующие на литургии

-Предлагаю вы познакомиться с дальнейшей жизнью Сергия.

Учитель читает детям«Житие Сергия Радонежского» Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».

Звучит музыкаВ. Кикта «Фрески Софии Киевской — Орнамент II (№3)»Академический симфонический капелла Московской филармонии.

Дирижер Александр Корнеев.

«Шли братья по лесам и пришли на один хаут пустынное, на чащу леса, где была и вода. Братья осмотрели хаут и полюбили его, однако суть — это Бог наставлял их. Сначала они себе сделали одр и хижину и устроили надо ней крышу, однако потом келью одно соорудили, и отвели хаут для церковки небольшой, и срубили ее.

И освящена была кирха во имя освященный Троицы. Стефан ненадолго прожил на пустыни с братом своим и увидел, словно трудна бытье на пустыни — во всем нужда, лишения. Стефан ушел на Москву.

В мера дожитие Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе на пустыньку священника, игумена саном. Игумен обряд его месяца октября на седьмой день. И дано было имя ему на монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным на праздник церкви и на праздник пустыни. Порой его смущали демонские проделка и ужасы, однако наездами зверей нападения, — фактически страсть сколько зверей на этой пустыни тогда жило.

Среди них божество мишутка имел обычай приходить к преподобному. Сергий выносил зверю изо хижины своей точечный кусочек хлеба и клал его неужто на пень, неужто на колоду, чтобы, когда-нибудь придет, словно обычно, зверь, готовую себе нашел пищу. Когда же не хватало хлеба и возникший по обыкновению ленивец не находил приготовленного для него привычного куска, тогда он долгое дожитие не уходил. Но стоял медведь, озираясь туда и сюда, упорствуя, словно безызвестный неистовый заимодавец, охотник получить госдолг свой. Если же был у преподобного едва лишь божество кусочек хлеба, мера и тогда он делил его на двум части, с тем чтоб одно отдел себе оставить, однако другую зверю этому отдать. Часто и хлеба на четверг не было; и когда-нибудь это случалось, тогда они пара оставались голодными, один освященный и зверь.

И потом Бог, видя великую веру святого и большое упорство его, смилостивился надо ним и захотел облегчить труды его на пустыне: и начали приходить к святому монахи.

Преподобный же Сергий, убедившись на вере их и усердии, удивился и сказал им: "Я не выгоню вас, ибо Спаситель наш говорил: "Приходящего к мне не изгоню вон"".

Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал. Суровой постнической жизнью он жил; добродетели его были такие: голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, безгрешность телесная и душевная, безмолвие уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, обуздание нелицемерное, намаз беспрестанная, рассудок добрый, шуры-муры совершенная, маломочность на одежде, мнема о смерти, мягкость с мягкостью, мизофобия Божий постоянный.

Долго принуждала его гопкомпания сложение игуменом. И он, наконец, внял их мольбам. И начал сладкий учить братию».

-Как вам думаете, чему учат нас Бог и его помощники – все святые?

Класс отвечает: Они учат нас добру, смирению, любви.

— Во имя счастливо оставаться сего Сергий Радонежский основал Лавру.

— Посмотрите на герма — это первозданный образец Троице-Сергиевой лавры (слайд № 9)

Звучит рибоп «Праздничный трезвон»

— И таким образом выглядит в данный этап Троице-Сергиева Лавра, которую основал Сергий Радонежский на месте встречи с медведем. В наше дожитие Лавру называют неиссякаемым источником благодати и напоения своей души жизнедеятельный водой. Обязательно побывайте там, и вам это почувствуете (слайд № 10)

Звучит рибоп «Земле русская», стихира русским святым.

6этап – новаторство созданного

-А ныне дополните свои черновики сведениями о Лавре, которые вам приготовили дома.

Дети читают, исправляют, дополняют свои черновики, слушая работы друг-приятель друга.

7 период – рефлексия

— Скажите, какие моменты урока вы необычно запомнились и почему?

Ученики высказываются.

— А словно назовёте бог строка плана сочинения, безо которого не получится полного описания?

Например: Духовное изобилие человека.

Огонь творца спасает.

Что важнее: милленаризм неужто неверие?

-Какое впечатление произвела на вы данная картина?

-А в данный этап вам должны составить план, описать картину Нестерова, свои мысли и чувства.

— Приступайте к работе.

Звучит музыка В.Кикта «Фрески Софии Киевской – Орнамент II(№3)»

Дети работают надо черновиком и переписывают состряпывание на чистовик.

(слайд №11)

Литература:

1. Зайцев Б. Собрание сочинений на 5-ти томах. Том 2. М «Русская книга». 1990г.

2. Курдюмова Т.Ф. Авторская браузер по литературе 5-9 класс. М. «Дрофа» 2007г.

3. Курдюмова Т.Ф. «Литература» 8 бизнескласс М. «Дрофа» 2009г.

4. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека?». Педагогическое наследие. М «Педагогика». 1990г.

Ресурсы интернет:

¨http://strana.ru/journal/afisha/20989194?fb_xd_fragment

¨http://ioannpredtecha.ru/docs/33.htm

¨http://ru.wikipedia.org/wiki/ Тихон_Задонский

¨http://www.voznes.ru/rospis-mp.html

¨http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F2%F0%EE%ED%E0_%CC%EE%F1%EA%EE%E2%F1%EA%E0%FF

¨http://turumbet.munrus.ru/in/md/newsreg?n=263188

¨http://artcyclopedia.ru/troice-sergieva_lavra_1908-1913-vasnecov_apollinarij_mihajlovich.htm

¨http://www.mosobltv.ru/?an=news_page&uid=3861

Музыка:

1. «Земле русская», стихира русским святым.IIО России петь — словно стремиться на мольбище . Е.Д.Критская Фонохрестоматия «Музыка», 4 класс.

2. «Праздничный трезвон». IIIО России петь — словно стремиться на храм.

Е.Д.Критская Фонохрестоматия. «Музыка», 2 класс

3. С.Трубачев. «О, сладкого твоего гласа». IIIО России петь – словно стремиться на храм. Е.Д.Критская Фонохрестоматия «Музыка», 2 класс.

4. В.Кикта «Фрески Софии Киевской – Орнамент II(№3)» Е.Д.Критская Фонохрестоматия «Музыка» 6 класс

Файлы: 07 — В. Кикта — Фрески Софии Киевской — Орнамент II (№3).mp3
Размер файла: 3268210 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология