Автор конспекта:
Автор(ы): — Стефанова Лариса Михайловна
Место работы, должность: — ГВ(с)ОУ «Республиканский ивц образования» Республики Коми г. Сыктывкара, ментор русского языка и литературы
Регион: — Республика Коми
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее налаживание
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 бизнескласс
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
в процессе работы по-над отрывком изо поэмы «Полтава» показать умелость А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы, раскрыть модальность автора к образу Петра I.
Тип урока: — Комбинированный нравоучение
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
В. Я. Коровина. Литература, 7 класс. М.:Изд. "Просвещение", 2010 г.
Используемая методическая литература: —
Ж. Н. Критарова. Конспекты уроков ради учителя литературы. 7 класс. Москва, Гуманитарный книгопечатный ивц «ВЛАДОС», 2001 г.
Используемое оборудование: —
компьютер, колонки, экран.
Используемые ЦОР: —
электронный академический микромодуль «А. С. Пушкин «Полтава: http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html
Краткое описание: — Задачи урока: образовательная: выяснить занятие Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему; провести разложение фрагмента; вспомнить художественно-изобразительные средства языка, определить их занятие в отрывке поэмы; развивающая: развивать навыки анализа текста произведения с целью выделения основных признаков, построения логической цепи доказательств, формировать искусство составлять дословный план, искусство определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы; воспитательная: (воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к деятельности великих людей и героическому историческому наследию своей страны.
Ход урока:
1. Организационный момент. Постановка цели урока.
2. Повторение предыдущей темы урока. Ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник». Во вступлении к поэме оллам создаёт импозантный кинообраз ПетраI-преобразователя. Расскажите о интересе А. С. Пушкина к истории России и эпохе царствования Петра I.
Примерный ответ учащихся:
Пушкин интересовался историей России. Особый профит был у поэта к петровским временам. С начала XVIII века Русь превращается в империю. Петр Iвводит многовато новшеств: развивается промышленность, торговля, армия и флот, гаолян государства. Начинает расцветать просвещение, создаются школы, издаются книги. И во всём этом была огромная заслуга Петра.
Учитель дополняет ответ учащихся.
Демонстрируется портрет Петра I.
Сегодня мы с вами будем говорить о поэме «Полтава». Как и «Медный всадник», эта книга связана с образом Петра I.
3. Актуализация знаний. Историческая субстанция поэмы А. С. Пушкина «Полтава».
— Какое историческое событие взял А. С. Пушкин после основу поэмы «Полтава»?
(Сражение подо городом Полтава в 1709 году.)
Работа вдоль таблице «Полтавская битва».
— В чём заключается важность Полтавской битвы?
(В 1709 году русские войска разгромили шведов подо Полтавой. Эта торжество укрепляет авторитет и силища России в числе других государств. В. Г. Белинский в частности определил занятие этой победы: «Полтавская брань была не просто сражение, замечательное вдоль огромности военных сил… нет, это была брань после жизнь целого народа, после будущность целого государства».)
— А. С. Пушкин тоже Полтавскую битву считал важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин выступает не чуть только будто поэт, а и будто историк. Он задумывается по-над судьбой Родины. И Полтавскую битву оллам называет «счастливым происшествием, которое избавило страну ото опасного врага». Этому историческому событию оллам посвятил поэму «Полтава».
4. Работа с текстом художественного произведения.
Чтение обрыв «Полтавский бой», собирание цитатного плана фрагмента.
Цитатный план:
1. «И битвы луг роковое
Гремит, пылает тут и там».
2. «Толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр».
3. «Полки увидели Петра».
4. «Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки».
5. «И грянул бой, Полтавский бой!»
6. «Ура! мы ломим; гнутся шведы».
7. «Пирует Пётр».
Беседа вдоль тексту:
-Проследите вдоль тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое изо них выделяет Пушкин? Почему?
— Сопоставьте строки, посвящённые Петру Iи Карлу XII. Обратите чуткость на казовый облик, поступки и жизнеощущение полководцев. Заполните таблицу:
Петр I
Карл XII
— Какой приём использует А. С. Пушкин?
Антитеза (от греч. antithesis — «противоположение») — стилистическая фигура, сверка грубо контрастных либо противоположных понятий и образов ради усиления впечатления.
Работа по-над изобразительно-выразительными средствами языка.
-Соотнесите термины и их определения.
ЭПИТЕТ -
форма поэтическойречи, основанная на сопоставлении двух предметов либо явлений.
СРАВНЕНИЕ -
повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.
МЕТАФОРА -
переносное значениеслова, основанноенаупотреблении одного слова либо явлениядругому вдоль сходству либо вдоль контрасту.
АЛЛИТЕРАЦИЯ-
художественное определение,подчёркивающее какое-либо свойствопредметаили явления.
— Найдите в описании облика Петра Iи боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую занятие они играют в художественном описании боя и облика Петра I?
Метафоры: _____________________________________________________
Сравнения:_____________________________________________________
Эпитеты:_______________________________________________________
Аллитерация:
ВЫВОД:изобразительно-выразительные средства языка помогают представить описываемую картину, «услышать» бой, понять модальность автора к изображаемым событиям.
5. Проверка уровня усвоения изученного материала. Работа с ЭОР «А. С. Пушкин. «Полтава»:
http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.
7. Домашнее задание: выучить назубок аналект изо поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (описание боя).
Файлы: А. С. Пушкин. Полтава..doc
Размер файла: 2840064 байт.