Автор конспекта:
Автор(ы): — Адракова Алма Аисовна
Место работы, должность: — МОУ-СОШ р.п. Советское учитель математики
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Алгебра
Цель урока: — 1. Образовательные – отработка умений систематизировать, обобщать свойства логарифмов, логарифмической функции; применять их при решении логарифмических уравнений и неравенств; уметь применять различные методы решения логарифмических уравнений, неравенств. 2. Развивающие – развитие сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной памяти, развитие математической речи учащихся, формировать навыки самообучения, самоорганизации и самооценки, способствовать развитию творческой деятельности учащихся. 3. Воспитательные — воспитание познавательной активности, воспитать у учащихся любовь и уважение к предмету, научить видеть в ней не только строгость, сложность, но и логичность, простоту и красоту.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемое оборудование: —
компьютер, экран, проектор, памятки, формулы–справочники; карточки с заданиями; тесты
Используемые ЦОР: —
презентация
Краткое описание: — a) Мотивация Каждый раз и каждый день я убеждаюсь, что Математика – интересный и очень нужный предмет. А душой математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту красоту, и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета, как математика. Тем более вы все собираетесь связывать свою жизнь так или иначе с этим предметом. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об этом говорил и известный геометр 20 века академик Александр Данилович Александров. Его слова является эпиграфом нашего урока: Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли. Александров А.Д.
б) Объявление темы урока, его цели.
Сегодня на уроке мы будем повторять.
Все о логарифмах подробно вспоминать.
Логарифмические уравнения и неравенства решать.
Задания ЕГЭ С части разбирать.
Тема урока. Логарифмы. Логарифмические уравнения и неравенства.
На столе у каждого лежит лист самооценки. После каждого этапа урока я рекомендую вам его заполнить.
Сколько красивых формул в этой теме встречаем:
loga1/b=-logаb log1/ab=-logab
logab=1/logba
10lgb =b, logaa=1, loga1=0
logabn=nlogab
logÖaÖb=logab
Какая в них гармония, красота! Но, в то же время, они не только знаки, в них сконцентрирован огромный смысл! Вы знаете еще немало формул. Напомните мне, чему равняется логарифм произведения, частного. Давайте обсудим некоторые из этих формул: logaa=1 , loga1=0. Почему они верны? Да, по определению. Вспомним определение логарифма
в) Устная работа по теме.
Поднимите руку, кто хотя бы раз играл в морской бой. Вы легко справитесь со следующим заданием. Слайд с таблицей. Я называю букву строки и номер столбца, а вы называете ответ и ищите соответствующую букву в таблице (на доске – таблица, в которой ответ соответствует букве.) В результате: Джон Непер.
1
2
3
4
5
6
7
A
log416
Log327
log5125
log232
log39
log28
log381
B
log25125
log4 8
log279
log816
log8127
log324
log168
C
log82
log49 7
log162
log273
log1255
log644
log322
D
log66
log55
lg10
log77
log99
log42
log24
E
lg0,01
lg0,1
lg0,001
lg1000
lg
7log73
2log25
-3
5
3
1/2
1/5
1
3/4
О
Ж
Д
Н
Р
П
Е
г) Историческая справка. Слайд. Джон Непер.
Джону Неперу принадлежит сам термин «логарифм», который он перевел как «искусственное число». Джон Непер – шотландец. В 16 лет отправился на континент, где в течение пяти лет в различных университетах Европы изучал математику и другие науки. Затем он серьезно занимался астрономией и математикой. К идее логарифмических вычислений Непер пришел еще в 80-х годах XVI века, однако опубликовал свои таблицы только в 1614 году, после 25-летних вычислений. Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц».
д) Логарифмическая функция. Определение.
Схематически построить графики логарифмических функций.у=log а х, y=Ilog a хI, у= loga х+3, у=I loga (х-2).I Дополнительные вопросы по свойствам функции. Четверо учащихся работают у доски, а остальные выполняют диктант. Слайд. Утверждения на экране. Проставить знак + или -.
1. Логарифмическая функция у = logax определена при любом х
2. Функция у = logax определена при а > 0, а =/= 1, х > 0.
3. Областью определения логарифмической функции является множество действительных чисел.
4. Областью значений логарифмической функции является множество действительных чисел.
5. Логарифмическая функция – четная.
6. Логарифмическая функция – нечетная.
7. Функция у = logax – возрастающая при а >1.
8. Функция у = logax при положительном, но меньшем единицы основании, – возрастающая.
9. Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1; 0).
10. График функции у = log аx пересекается с осью ОХ.
11. График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.
12. График логарифмической функции симметричен относительно ОХ.
13. График логарифмической функции пересекает ОХ в точке (1; 0).
14. График логарифмической функции находится в 1 и 4 четвертях.
15. Существует логарифм отрицательного числа.
16. Существует логарифм дробного положительного числа.
17. График логарифмической функции проходит через точку (0; 0).
[–]
[+]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[+]
[–]
[+]
[–]
Сколько плюсов? Именно столько методов решения логарифмических уравнений мы вспомним.
е) Логарифмические уравнения. Методы решения логарифмических уравнений.
ж) Решение логарифмических уравнений.
У доски сильные учащиеся разбирают решение заданий по карточкам, а остальные по вариантам выполняют работу в тетрадях.
Карточка№1 log4(16-2х)=2log43
Карточка№2 2 3√2log162х-3√log2х-6=0
Карточка№3 log√х2-1(2х2-4х+2)=2
з) Самостоятельная работа№1 . Два уровня.
1 вариант
Решить уравнение:
1. (1б)
2. (1б)
3.log5х+log5(х-4)=1 (1б)
2 вариант
Решить уравнения:
1. log 3(x2 -8x)=2 (2б)
2. (log2х)2+3log1/2х+2=0 (3б)
ответы
1. Х=10
2. Х= -77
3. Х=5
1. Х= -1; 9
2. Х=2; 4
и) Проверка работ. Выступление тех, кто был у доски. Выставление баллов.
к) Логарифмические неравенства
Повторение теории.
Итак, у нас осталась одна тема «логарифмические неравенства». Вспомним определение, разберем случаи, которые могут встречаться в школьном курсе. Для этого вызовем к доске одного ученика.
Логарифмический софизм 2>3
Пока он готовится, мы с вами рассмотрим логарифмический софизм.
Логарифмический софизм 2>3
Начнем с неравенства , бесспорно верного. Затем следует преобразование , тоже не вызывающее сомнений. Большему значению соответствует больший логарифм, значит, , т.е. .
После сокращения на , имеем 2>3. В чем ошибка этого доказательства?
Решение:
Ошибка в том, что при сокращении на lg1/2 не был изменен знак неравенства (> на 1/2 (1б)
5. log 3 2x+ 2log 3×-3