Автор конспекта:
Автор(ы): — Адракова Алма Аисовна

Место работы, должность: — МОУ-СОШ р.п. Советское учитель математики

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Алгебра

Цель урока: — 1. Образовательные – отработка умений систематизировать, обобщать свойства логарифмов, логарифмической функции; применять их при решении логарифмических уравнений и неравенств; уметь применять различные методы решения логарифмических уравнений, неравенств. 2. Развивающие – развитие сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной памяти, развитие математической речи учащихся, формировать навыки самообучения, самоорганизации и самооценки, способствовать развитию творческой деятельности учащихся. 3. Воспитательные — воспитание познавательной активности, воспитать у учащихся любовь и уважение к предмету, научить видеть в ней не только строгость, сложность, но и логичность, простоту и красоту.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

компьютер, экран, проектор, памятки, формулы–справочники; карточки с заданиями; тесты

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — a) Мотивация Каждый раз и каждый день я убеждаюсь, что Математика – интересный и очень нужный предмет. А душой математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту красоту, и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета, как математика. Тем более вы все собираетесь связывать свою жизнь так или иначе с этим предметом. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об этом говорил и известный геометр 20 века академик Александр Данилович Александров. Его слова является эпиграфом нашего урока: Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли. Александров А.Д.

б) Объявление темы урока, его цели.

Сегодня на уроке мы будем повторять.

Все о логарифмах подробно вспоминать.

Логарифмические уравнения и неравенства решать.

Задания ЕГЭ С части разбирать.

Тема урока. Логарифмы. Логарифмические уравнения и неравенства.

На столе у каждого лежит лист самооценки. После каждого этапа урока я рекомендую вам его заполнить.

Сколько красивых формул в этой теме встречаем:

loga1/b=-logаb log1/ab=-logab

logab=1/logba

10lgb =b, logaa=1, loga1=0

logabn=nlogab

logÖaÖb=logab

Какая в них гармония, красота! Но, в то же время, они не только знаки, в них сконцентрирован огромный смысл! Вы знаете еще немало формул. Напомните мне, чему равняется логарифм произведения, частного. Давайте обсудим некоторые из этих формул: logaa=1 , loga1=0. Почему они верны? Да, по определению. Вспомним определение логарифма

в) Устная работа по теме.

Поднимите руку, кто хотя бы раз играл в морской бой. Вы легко справитесь со следующим заданием. Слайд с таблицей. Я называю букву строки и номер столбца, а вы называете ответ и ищите соответствующую букву в таблице (на доске – таблица, в которой ответ соответствует букве.) В результате: Джон Непер.

1

2

3

4

5

6

7

A

log416

Log327

log5125

log232

log39

log28

log381

B

log25125

log4 8

log279

log816

log8127

log324

log168

C

log82

log49 7

log162

log273

log1255

log644

log322

D

log66

log55

lg10

log77

log99

log42

log24

E

lg0,01

lg0,1

lg0,001

lg1000

lg

7log73

2log25

-3

5

3

1/2

1/5

1

3/4

О

Ж

Д

Н

Р

П

Е

г) Историческая справка. Слайд. Джон Непер.
Джону Неперу принадлежит сам термин «логарифм», который он перевел как «искусственное число». Джон Непер – шотландец. В 16 лет отправился на континент, где в течение пяти лет в различных университетах Европы изучал математику и другие науки. Затем он серьезно занимался астрономией и математикой. К идее логарифмических вычислений Непер пришел еще в 80-х годах XVI века, однако опубликовал свои таблицы только в 1614 году, после 25-летних вычислений. Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц».

д) Логарифмическая функция. Определение.

Схематически построить графики логарифмических функций.у=log а х, y=Ilog a хI, у= loga х+3, у=I loga (х-2).I Дополнительные вопросы по свойствам функции. Четверо учащихся работают у доски, а остальные выполняют диктант. Слайд. Утверждения на экране. Проставить знак + или -.

1. Логарифмическая функция у = logax определена при любом х
2. Функция у = logax определена при а > 0, а =/= 1, х > 0.
3. Областью определения логарифмической функции является множество действительных чисел.
4. Областью значений логарифмической функции является множество действительных чисел.
5. Логарифмическая функция – четная.
6. Логарифмическая функция – нечетная.
7. Функция у = logax – возрастающая при а >1.
8. Функция у = logax при положительном, но меньшем единицы основании, – возрастающая.
9. Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1; 0).
10. График функции у = log аx пересекается с осью ОХ.
11. График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.
12. График логарифмической функции симметричен относительно ОХ.
13. График логарифмической функции пересекает ОХ в точке (1; 0).
14. График логарифмической функции находится в 1 и 4 четвертях.
15. Существует логарифм отрицательного числа.
16. Существует логарифм дробного положительного числа.
17. График логарифмической функции проходит через точку (0; 0).

[–]
[+]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[+]
[–]
[+]
[–]

Сколько плюсов? Именно столько методов решения логарифмических уравнений мы вспомним.

е) Логарифмические уравнения. Методы решения логарифмических уравнений.

ж) Решение логарифмических уравнений.

У доски сильные учащиеся разбирают решение заданий по карточкам, а остальные по вариантам выполняют работу в тетрадях.

Карточка№1 log4(16-2х)=2log43

Карточка№2 2 3√2log162х-3√log2х-6=0

Карточка№3 log√х2-1(2х2-4х+2)=2

з) Самостоятельная работа№1 . Два уровня.

1 вариант

Решить уравнение:

1. (1б)

2. (1б)

3.log5х+log5(х-4)=1 (1б)

2 вариант

Решить уравнения:

1. log 3(x2 -8x)=2 (2б)

2. (log2х)2+3log1/2х+2=0 (3б)

ответы

1. Х=10

2. Х= -77

3. Х=5

1. Х= -1; 9

2. Х=2; 4

и) Проверка работ. Выступление тех, кто был у доски. Выставление баллов.

к) Логарифмические неравенства

Повторение теории.

Итак, у нас осталась одна тема «логарифмические неравенства». Вспомним определение, разберем случаи, которые могут встречаться в школьном курсе. Для этого вызовем к доске одного ученика.

Логарифмический софизм 2>3

Пока он готовится, мы с вами рассмотрим логарифмический софизм.

Логарифмический софизм 2>3

Начнем с неравенства , бесспорно верного. Затем следует преобразование , тоже не вызывающее сомнений. Большему значению соответствует больший логарифм, значит, , т.е. .

После сокращения на , имеем 2>3. В чем ошибка этого доказательства?
Решение:
Ошибка в том, что при сокращении на lg1/2 не был изменен знак неравенства (> на 1/2 (1б)

5. log 3 2x+ 2log 3×-3

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология