Автор конспекта:
Автор(ы): — Лобова

Место работы, должность: — МОУ гимназия №10 ЛИК г.Невинномысск

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: — сформировать у учащихся понятие форм мышления; сформировать понятия: логическое высказывание.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

Информатика и информационные технологии. Н.Угринович

Используемая методическая литература: —

Поурочные разработки по информатике. О.Л.Соколова

Интернет сайты: school-collection.edu.ru, informika.ry

Используемое оборудование: —

Оборудование: Мультимедийный класс.

Используемые ЦОР: — CD: 1. Библиотека наглядных пособий по дисциплине «Информатика»

Краткое описание: — Освоение основных понятий формальной логики, логических операций и функций

Урок №1
Тема: Основные понятия формальной логики
Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления; сформировать понятия: логическое высказывание.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
— формы мышления, значение понятия логическое высказывание.
Учащийся должен уметь:
— приводить примеры логических высказываний;
— определять истинность логических высказываний;
— приводить примеры понятий, определять их существенные признаки и объем;
— приводить примеры умозаключений.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, таблицы с логическими величинами и операциями.
Ход урока
I. Постановка целей урока

  • Как человек мыслит?
  • Что в нашей обыденной речи является высказыванием, а что – нет? Предложение «Кто последний?» — это высказывание или нет?
  • II. Изложение нового материала
    1. Историческая справка
    Логика – это наука правильно рассуждать. Наука о формах и законах человеческого мышления.
    Логика – наука древняя. Ее основоположником считают древнегреческого мыслителя Аристотеля, жившего384-322 годах до н. э. Именно он подверг анализу человеческое мышление, такие его формы, как понятие, суждение и умозаключение, и рассмотрелмышление со стороны строения, структуры, т. е. с формальной стороны. Так возникла формальная логика – наука, пытавшаяся найти ответ на вопрос, как мы рассуждаем, изучающая логические операции и правила мышления.
    Ко времени зарождения логики математика уже прошла значительный путь развития. В течение многих веков логика помогала математике стать строгой, последовательной наукой. Постепенно взаимная связь между математикой и логикой привела к тому, что логика оказалась под влиянием математики.
    После падения античной цивилизации развитие математики, и особенно логики, замедлилось, потому что новые логические идеи нередко вступали в противоречие с формами мышления церкви. Любопытно отметить; первое, что было восстановлено из античной науки, — это именно логика Аристотеля.
    Если обратиться к эпохе Возрождения, к истокам науки нового времени, нетрудно установить, что и в этом случае первыми восстанавливались и использовались именно разработанные в античности логические методы. С этого начиналась философия и математика Рене Декарта (1596-1650).Он считал, что человеческий разум может постигнуть истину, если будет исходить из достоверных положений, сводить сложные идеи к простым, переходить от известного и доказанного к неизвестному, избегая каких-либо пропусков в логических звеньях исследований. Фактически Декарт рекомендовал науке о мышлении – логике – руководствоваться общепринятыми в математике принципами.
    Основоположником математической логики считают великого немецкого математика и философа Вильгельма Лейбница. Это он в 17 веке пытался построить первые логические исчисления: арифметические и буквенно-алгебраические. Это оно впервые высказал мысль о возможности применения двоичной системы счисления в вычислительной математике. Но этим идеям Лейбница суждено было получить дальнейшее развитие лишь в середине 19 века в трудах другого великого математика Джорджа Буля, отца писательницы Э. Войнич – автора романа «Овод». Он вывел для логических построений особую алгебру ( алгебру логики). В отличие от обычной, в ней символами обозначают не числа, а высказывания.
    2. Работа с презентацией, слайды1 – 9
    III. Закрепление изученного

  • Какие из перечисленных ниже предложений являются высказываниями и каково значение их истинности:
    • сижу и смотрю;
    • сумма внутренних углов треугольника равна двум прямым углам;
    • 44>88
    • 20+30+40+10=1000?
    • Дрожаев, к доске!
  • Из представленных двух суждений получите третье, в виде умозаключения:
  • А = Если сумма цифр трехзначного числа равна 7ж
    В= Цифры десятков и единиц одинаковы.

  • Из сложных высказываний выделите простые и обозначьте их буквами:
    • Если три стороны одного треугольника соответственно равным трем сторонам другого, то такие треугольники равны.
    • Есть мера вещей и существуют границы.
    • Если завтра будет туман, мы не сможем вылететь на самолете.
  • IV. Итогиурока
    Оцените работу класса и назовите отличившихся учащихся.
    Домашнее задание………….

  • § 3.1.
  • Привести3-4 примера высказываний и указать их истинность;
  • Привестипримерыпонятий с указанием их признаков и объемовж
  • Привести примеры умозаключений

  • Файлы: Логика1.ppt
    Размер файла: 941056 байт.

    Рубрики: Информатика и ИКТ Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология