Автор конспекта:
Автор(ы): — Лобова
Место работы, должность: — МОУ гимназия №10 ЛИК г.Невинномысск
Регион: — Ставропольский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: — сформировать у учащихся понятие форм мышления; сформировать понятия: логическое высказывание.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: —
Информатика и информационные технологии. Н.Угринович
Используемая методическая литература: —
Поурочные разработки по информатике. О.Л.Соколова
Интернет сайты: school-collection.edu.ru, informika.ry
Используемое оборудование: —
Оборудование: Мультимедийный класс.
Используемые ЦОР: — CD: 1. Библиотека наглядных пособий по дисциплине «Информатика»
Краткое описание: — Освоение основных понятий формальной логики, логических операций и функций
Урок №1
Тема: Основные понятия формальной логики
Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления; сформировать понятия: логическое высказывание.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
— формы мышления, значение понятия логическое высказывание.
Учащийся должен уметь:
— приводить примеры логических высказываний;
— определять истинность логических высказываний;
— приводить примеры понятий, определять их существенные признаки и объем;
— приводить примеры умозаключений.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, таблицы с логическими величинами и операциями.
Ход урока
I. Постановка целей урока
II. Изложение нового материала
1. Историческая справка
Логика – это наука правильно рассуждать. Наука о формах и законах человеческого мышления.
Логика – наука древняя. Ее основоположником считают древнегреческого мыслителя Аристотеля, жившего384-322 годах до н. э. Именно он подверг анализу человеческое мышление, такие его формы, как понятие, суждение и умозаключение, и рассмотрелмышление со стороны строения, структуры, т. е. с формальной стороны. Так возникла формальная логика – наука, пытавшаяся найти ответ на вопрос, как мы рассуждаем, изучающая логические операции и правила мышления.
Ко времени зарождения логики математика уже прошла значительный путь развития. В течение многих веков логика помогала математике стать строгой, последовательной наукой. Постепенно взаимная связь между математикой и логикой привела к тому, что логика оказалась под влиянием математики.
После падения античной цивилизации развитие математики, и особенно логики, замедлилось, потому что новые логические идеи нередко вступали в противоречие с формами мышления церкви. Любопытно отметить; первое, что было восстановлено из античной науки, — это именно логика Аристотеля.
Если обратиться к эпохе Возрождения, к истокам науки нового времени, нетрудно установить, что и в этом случае первыми восстанавливались и использовались именно разработанные в античности логические методы. С этого начиналась философия и математика Рене Декарта (1596-1650).Он считал, что человеческий разум может постигнуть истину, если будет исходить из достоверных положений, сводить сложные идеи к простым, переходить от известного и доказанного к неизвестному, избегая каких-либо пропусков в логических звеньях исследований. Фактически Декарт рекомендовал науке о мышлении – логике – руководствоваться общепринятыми в математике принципами.
Основоположником математической логики считают великого немецкого математика и философа Вильгельма Лейбница. Это он в 17 веке пытался построить первые логические исчисления: арифметические и буквенно-алгебраические. Это оно впервые высказал мысль о возможности применения двоичной системы счисления в вычислительной математике. Но этим идеям Лейбница суждено было получить дальнейшее развитие лишь в середине 19 века в трудах другого великого математика Джорджа Буля, отца писательницы Э. Войнич – автора романа «Овод». Он вывел для логических построений особую алгебру ( алгебру логики). В отличие от обычной, в ней символами обозначают не числа, а высказывания.
2. Работа с презентацией, слайды…1 – 9
III. Закрепление изученного
- сижу и смотрю;
- сумма внутренних углов треугольника равна двум прямым углам;
- 44>88
- 20+30+40+10=1000?
- Дрожаев, к доске!
А = Если сумма цифр трехзначного числа равна 7ж
В= Цифры десятков и единиц одинаковы.
- Если три стороны одного треугольника соответственно равным трем сторонам другого, то такие треугольники равны.
- Есть мера вещей и существуют границы.
- Если завтра будет туман, мы не сможем вылететь на самолете.
— IV. Итогиурока
Оцените работу класса и назовите отличившихся учащихся.
Домашнее задание………….
Файлы: Логика1.ppt
Размер файла: 941056 байт.