Автор конспекта:
Автор(ы): — Ахатова Елена Владимировна
Место работы, должность: — Учитель информатики МАОУ СОШ № 73 г.Челябинска:
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемое оборудование: —
демонстрационный ПК (мультимедиа проектор); ЭОР — презентация; инструкция для сборки робота; наборы конструкторов LegoMindstormsNXT(на каждую группу), компьютер с программой LegoMindstormsNXT(на каждую группу).
Используемые ЦОР: —
презентация
Краткое описание: — Урок для занятий факультатива "Лего-программирование"
Занятия проводятся на пятой параллели в общеобразовательной школе в группе из 15 человек два раза в неделю в один день. Учебная деятельность строится в зависимости от задач и целей урока; группа делится либо на команды по три человека, либо учащиеся работают парами, а иногда и индивидуально. В процессе обучения развивается успешность ребенка, где он может соотнести свои знания и умения с реальным результатом, где дети могут явно оценить себя – реальная самооценка. Дети одинаково увлекаются как сложными, так и простыми проектами, им все интересно.Очень любят создавать свои проекты.
В процессе разработки, программирования и тестирования роботов учащиеся встречаются с понятиями из области информатики, математики, физики. Учатся пошагово решать поставленные задачи, анализировать полученные результаты.
Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями лего — конструкторов позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
Класс: 5
Урок рассчитан на 2 часа.
Учитель информатики МАОУ СОШ № 73 г.Челябинска: Ахатова Елена Владимировна
Тип урока – Формирование новых знаний
Типология урока (ФГОС). Урок усвоения новых знаний — Формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний.
Тема урока: Введение в Lego Mindstorms NXT.
Дидактическая цель:организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с технологией NXT, подключения в технологии NXT.
Развивающие:развитие навыков начального конструирования с использованием оборудования LEGO и программирования, логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию.
Воспитывающие: воспитание умения работать в команде; взаимной ответственности за результаты учебного труда; прививать чувство самокритичности в оценке своей работы наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения; воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения.
Универсальные учебные действия отрабатываемые на уроке.
Коммуникативные действия.Дети делятся на группы, и выполняютзадания.Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;понимать позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения.
Используется групповая работа:каждая группа работает надзадание и выполняет его, сообща, под непосредственным руководством учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяетучитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Личностные действия.уметь сравнивать ожидаемые и достигнутые результаты между собой (например, ожидал научиться создавать модели, сумел за урок научиться описывать модели); уметь давать оценку деятельности и результату деятельности (понимаю цель и знаю средство ее достижения: решение задачи в рабочей тетради и на компьютере, чтение учебных текстов, выполнение устных упражнений, ответы на вопросы и т. д.); осознавать значение новых знаний и умений для себя, своей жизни (будет легче работать с предметными моделями).
Регулятивные УУД.Умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность ставить цельи следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и действовать по плану; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Общеучебные универсальные действия:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач взависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский
Формы организации обучения:индивидуальная, фронтальная, групповая.
Изучив материал урока, учащиеся должны:
знать/понимать
— что такое NXT;
— стандартные параметры портов для сенсоров и моторов (порты входа, порты выхода);
— что такое сенсоры, какие бывают сенсоры;
— интерактивные сервомоторы;
— как осуществляется загрузка и обмен данными в NXT;
— подключение к ПК;
уметь:
— включать, выключать NXT;
— подключать сенсоры, моторы;
— уметь загружать программу в NXT;
— пользоваться инструкцией для сборки.
Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор); ЭОР — презентация; инструкция для сборки робота; наборы конструкторов LegoMindstormsNXT(на каждую группу), компьютер с программой LegoMindstormsNXT(на каждую группу).
Ход урока (80 мин).
Деятельность учителя
Деятельность ученика.
Предполагаемые ответы на вопросы.
№ слайда презентации.
I.Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.(2 мин)
Цель.Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Обеспечение внешней обстановки для работы на уроке.
Психологическая подготовка учащихся к общению на уроке
Здравствуйте ребята!!! Сегодня на занятие мы с вами познакомимся подробно с NXT, как подключаются моторы и сенсоры. Давайте поделимся на группы по два человека
(учащимся предлагается каждому вытянуть карточку с цветом и номером команды – Приложение 1 , не более 8 групп)
Приветствуют учителя, готовятся к занятию, делятся на группы.
Слайд № 1
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин)
Цель.Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Посмотрите, что у меня в руках? У меня в руках робот NXT. Посмотрим, что он умеет делать. Как его этому научили? Хотите создать своего робота, чтобы он выполнял Вашу программу? Пройдите за компьютеры и включите их. Возьмите Lego-набор, рассмотрите Вашего робота, включите его, нажав на оранжевую кнопку.
Проходят каждый к своему рабочему месту по номеру на карточке. Включают компьютеры, берут Lego-набор, достают блок NXT, включают его.
Слайд № 2
III.Изучение новой темы урока.(15 мин)
Цель. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, правил, построенных на основе алгоритмов. Создание условий для усвоения учащимися изучаемого материала.
NXT представляет собой 32-разрядный контроллер,
- - процессор- AТ91SAM7S256 (256КFlash, 64K RAM, 48MHz),
- - интерфейсы- USB 2.0, Bluetooth,
- - индикатор LCD (100×64),
- - клавиатура- 4 кнопки,
- - звуковой канал- 8 бит, 16 кГц,
- - порты ввода/вывода:
4 входа / 3 выхода,
- - питание — 6 батареек размера АА или аккумулятор 9798.
Слушают учителя, выполняют все за учителем.
Слайд № 3
УСТАНОВКА БАТАРЕЙ В NXT,
Тип батареи
• Для нормальной работы NXT необходимо 6 батарей
типа AA/LR6.
• Рекомендуем использовать батареи типа Alkaline.
• Возможно применение многоразовых
(перезаряжаемых) батарей, однако при этом
мощность NXT может оказаться пониженной,
что приведет к замедленному вращению моторов
Недостаточный заряд батарей
Если заряд батарей недостаточен, на экране дисплея NXT
отобразится эта иконка.
Важное замечание
• Не устанавливайте вместе элементы различных типов.
• Если планируется не использовать NXT длительный период времени,
всегда вынимайте элементы питания и храните их отдельно.
• Не оставляйте разрядившиеся батареи в NXT.
• Перезаряжайте батареи только под наблюдением взрослого.
• Не пытайтесь заряжать одноразовые батареи, это опасно.
Слушают учителя, выполняют все за учителем.
Слай № 4, 5
Интерактивные сервомоторы
Три сервомотора дают роботу возможность двигаться.
Если вы используете блок «Движение» (Move)
в программном обеспечении для программирования моторов,
оба мотора автоматически синхронизируются, и робот сможет
двигаться по прямой.
Встроенный сенсор вращения
В каждый мотор встроен сенсор вращения. Он позволяет точнее
вести управление движениями робота. Сенсор вращения измеряет
вращение мотора в градусах или поворотах (с точностью до +/- одного градуса).
Одно вращение состоит из 360 градусов, поэтому, если вы установите мотор
на вращение 180 градусов, в результате ось сделает пол-оборота.
Подключение сенсоров
Для подключения сенсора к NXT, используйте один из черных проводных кабелей.
Подключите один конец кабеля к сенсору, а второй конец –к одному из портов входа NXT (1,2,3 или 4).
Слайд 6,7,8, 9, 10
IV. Разминка. (5 мин.)
Цель. Профилактика заболеваний глаз, отдых.
Самостоятельно подключить моторы и датчики на скорость. Продемонстрировать кто как подключил.
Дети самостоятельновыполняютподключение.
Проверяют правильность подключения вместе с учителем
Слайд № 11
V. Первичное усвоение новых знаний, Первичная проверка понимания, (30 мин)
Цель. Установление правильности и осознанности изучаемого материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. Коррекция выявленных пробелов
Теперь ребята давайте попробуем собрать небольшого робота. После того как собрали робота попробуем загрузить в него имеющуюся программу.
Собирают робота по инструкции – «Робот пятименутка»
Слайд № 12
VI. Закрепление новых знаний и способов действий (30 мин).
Цель. Обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечение в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
После того как роботы собраны, приступаем к программированию.Для этого есть специальная программа в среде Mindstorms. Откроем ее (слайд 13) загрузите в память NXT простую программу (находится на рабочем столе и называется robot_5minutka_drive_test), которая проверяет шесть различных видов вождения (все с использованием блока движения):
1. Движение прямо вперед;
2. Движение прямо в обратном направлении;
3. Вращение на месте (поворот колес в противоположных направлениях);
4. Поворот двумя двигателями направо;
5. Поворот одним двигателем налево (одно колесо поворачивается, другое нет);
6. Поворот одиним двигателем направо.
(рассказать о каждой пиктограмме в программе, объяснить для чего предназначены и какую функцию выпролняют)
Возможные эксперименты
· Попробуйте написать собственные программы для робота "Пятиминутки", чтобы заставить его перемещаться так, как нужно Вам. Существует много способов настроек блока "Перемещение" (например, постепенный поворот с изменением угла поворота в градусах для двигателей). Поэкспериментируйте так же с уровнем мощности, торможения, противоположного вращения двигателей и т.д.).
· Попробуйте добавить дополнительные балки, и Вы получите совершенно другого робота. Также попробуйте добавить датчики, соорудить руку с использованием ещё одного двигателя. Фантазируйте и экспериментируйте! Удачи!
Выполняют загрузку программы (10 минут)
Работают самостоятельно (20 минут)
Слайд 13, 14, 15, 16, 17, 18
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)
Дать инструктаж выполнения д/з.
Придумать, действия для своего робота.
Записывают домашнее задание
VII. Подведение итогов урока (2мин)
Цель.Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Направляет учащихся на подведение итогов урока, организуя фронтальную беседу.
Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся.
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Добились мы с вами целей урока?
Отвечают на вопросы, делают выводы по целям урока.
VIII. Рефлексия .
Цель. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
На столе лежат два смайлика веселый и грустный, положите в корзинку веселого, если урок понравился, если нет – грустного.(приложение 2)
Спасибо за урок, до свидания.
Оценивают способ своей деятельности на уроке, эмоциональное состояние, выбирая цвет
Слайд №19
Файлы: obekt.rar
Размер файла: 5424711 байт.