Автор конспекта:
Автор(ы): — Золотарева Лариса Сергеевна
Место работы, должность: — МБОУ гимназия № 19 им. Н.З.Поповичевой г. Липецка
Регион: — Липецкая область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
Учить обучающихся чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 4
Используемые учебники и учебные пособия: —
Используемое оборудование: —
1. Мультимедиа.
2. Портрет М.М.Пришвина
3. Книги для выставки
4. Карточки для работы в группах
5.Учебник литературного чтения
Краткое описание: — Урок по литературному чтению по теме «М.М.Пришвин. Выскочка» разработан с учётом индивидуальных особенностей детей, учит ориентироваться в учебной книге, развивает навык самостоятельного выявления основного смысла прочитанного, обогащает чувственный опыт учащихся, его реальное представление об окружающем мире и природе.
Разработка урока по литературному чтению (4 класс)
Тема урока:
«М.М.Пришвин. Выскочка»
Цель урока:
Учить обучающихся чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.
Задачи урока:
— учить ориентироваться в учебной книге;
— развивать навык самостоятельного выявления основного смысла прочитанного;
— обогащать чувственный опыт обучающихся, их реальное представление об окружающем мире и природе.
Основные виды деятельности на уроке:
Ожидаемые учебные результаты:
Обучающиеся должны:
— уметь высказывать свое мнение;
— уметь работать с текстом;
— уметь отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы;
Оборудование:
1. Мультимедиа.
2. Портрет М.М.Пришвина
3. Книги для выставки
4. Карточки для работы в группах
5.Учебник литературного чтения
Ход урока
— Как всегда, мы начнем наш урок с речевой разминки.
(Слайд 1)
Три сороки -тараторки
Тараторили на горке.
— Прочитайте тихо, погромче, громко.
— Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?
— Выделите голосом, что же делали сороки?
3. Проверка домашнего задания.
— Вспомните, какое произведение вы читали на прошлом уроке.
— Какое задание вы выполнили дома?
4. Сообщение темы, целей
— Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка».
Мы будем учиться понимать образный язык художественного произведения, выясним основной смысл этого произведения. В помощь возьмём внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
О замечательном человеке, писателе, авторе многих интересных произведений нам расскажет… (приглашается ученик)
Ученик.(Слайд 2)
-Михаил Михайлович Пришвин родился чуть более ста лет назад, в имении Хрущёво, Елецкого уезда. Его с детства занимала жизнь природы. Мечтой Пришвина были путешествия, и мечта эта осуществилась.
День за днём, год за годом записывал писатель голос леса, воды, лета и осени – голос жизни. Михаил Михайлович так любил и понимал животных и лес, что даже в обыкновенной заячьей капусте видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она разумное существо.
— В его произведениях можно найти и точные знания натуралиста, и глубину раздумий над жизнью, и поэтический язык, питаемый народной жизнью.
Посмотрите на книги.
(Слайд 3)
— Как они называются? (прочитайте)
— Из названия книг видно, о чём писал автор.
-Да, эти книги о животных, природе.
— Какие произведения этого автора вам известны?
— Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом нашего земляка Михаила Пришвина «Выскочка».
— Подумайте, о ком или о чём он может быть?
1.Работа с текстом. Чтение текста.
— Кого же мы называем выскочкой?
— Каково лексическое значение этого слова?
2. Словарная работа
— При чтении нам встречались незнакомые выражения, давайте поработаем над ними.
— Прочитайте, пожалуйста, 2 абзац, 4 предложение с.93.
(Слайд 4)
С заскоком и пыльцой в голове.
— Как вы понимаете это выражение?
3 абзац последняя строчка, какое выражение привлекло ваше внимание?
(Слайд 4)
Поскакала дуром – как вы понимаете это?
Последний абзац с.93. Найдите, пожалуйста, как посмотрела Вьюшка на Выскочку?
(Слайд 4)
Косым глазом.
— Как это она посмотрела?
Посмотрите глазами влево, вправо, как вы посмотрели?– искоса.
Физкультминутка
3.Работа над содержанием текста.
— Прочитайте, как выглядела Вьюшка?
— Что за подарок достался Вьюшке?
— В какое время года происходит это событие?
— Что постигли сороки от своих родителей? Прочитайте.
— Прочитайте, пожалуйста, наступление сорок (чтение за ведущим, подготовка к выразительному чтению).
— Хоровое чтение (работа над интонацией, темпом, ритмом, логическим ударением, мелодикой речи).
5. Работа в группах.
1 группа. Нахождение отрывка к иллюстрации.
— Если бы вы были художником, какой эпизод из текста вы бы проиллюстрировали?
2 группа. Нахождение отрывка, который помогает ответить на вопрос: «Каков был замысел Выскочки?»
3 группа. Прочитайте отрывок, к которому можно будет подобрать пословицу «Один в поле не воин».
4 группа. Прочитайте, как же выглядела Вьюшка.
— Найдите в тексте предложение или отрывок, отражающий главную мысль рассказа.
— Какой же вывод мы сделаем?
6. Домашнее задание.
С. 92 – 95 чтение, краткий пересказ
7.Итог урока.
— Как вы думаете, почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?
8. Выставление отметок и их комментирование.
Используемая литература:
Карточки:
1 группа. Нахождение отрывка к иллюстрации.
— Если бы вы были художником, какой эпизод из текста вы бы проиллюстрировали?
2 группа. Нахождение отрывка, который помогает ответить на вопрос: «Каков был замысел Выскочки?»
3 группа. Прочитайте отрывок, к которому можно будет подобрать пословицу «Один в поле не воин».
4 группа. Прочитайте, как же выглядела Вьюшка.
— Найдите в тексте предложение или отрывок, отражающий главную мысль рассказа.