Автор конспекта:
Автор(ы): — Шурыкина Татьяна Сергеевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 45 Г. Белгорода, учитель начальных классов

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — Создать условия для формирования умений анализировать поступки героев; учить определять главную мысль рассказа, высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам. Создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения; обогащать словарный запас, работать над осознанностью и выразительностью чтения. Способствовать воспитанию любви к природе, Родине; интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей родного края.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник «Литературное чтение» авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова

Используемое оборудование: —

Мультимедийное обеспечение, презентация, голос сороки, словарь Ожегова, портрет В. Шаповалова, книги М. Пришвина и В. Шаповалова, презентация ученика, творческие работы учащихся на тему «Охранять природу – значит охранять Родину».

Краткое описание: — урок литературного чтения с элементами краеведения.

1.Организационный момент

2. Речевая разминка

- К работе мы готовы.

-Прочитайте слова каждого столбика. Что объединяет слова каждого столбика?

- Кому из писателей принадлежат эти произведения?

К.Г.Паустовский «Моя Родина»

М.М. Пришвин «Двойной след»

Л.Н.Толстой «Ребята и утята»

«Золотой луг»

(Работа с выставкой книг)

- Рассказы М. Пришвина увлекают занимательной историей, помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

4. Проверка домашнего задания (Тест. Взаимопроверка )СЛАЙД 2

- Пришло время проверить домашнее задание.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

3. И тогда, и теперь в находках была моя …

а) работа;

б) охота;

в) забота.

4.Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

- Что каждый из вас может сделать для охраны природы?

Рисунки по теме «Охрана природы» +защита. Презентация ученика

5. Этап постановки темы урока

- А вот кто станет героем произведения, которое мы будем читать сегодня, вы узнаете, прочитав текст.

У птицы есть прозвище — белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост — длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. Подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки— переговариваясь друг с другом или заметив опасность.

Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. В народе ее называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница.

- О ком будем читать? Найдите слова, которые описывают сороку.

-Что нового вы узнали о сороке?

А что сорока болтлива, то болтлива. Эта птица молчать не умеет и секретов не держит. Но и не кричит понапрасну. В её пестрой болтовне есть смысл. Про сороку у народов Амура ходит такая побасенка. Слайд 3

(Инсценирование)

Как-то увидела сорока отдыхающего тигра в кустах и давай над ним стрекотать.

- Что тебе надо? — спросил разгневанный зверь. — Зачем ты меня выдаешь?

- Что ты, что ты! — забиссерила скороговоркой сорока. — Совсем нет! Я только хочу всем сказать, что я первая тебя увидела!

-Чуть где застрекотала, значит что-то есть. Лесным сигнальщиком служит.

- Чтобы узнать название произведения, откроем учебник на с.126.

- Как вы думаете, кого называют выскочкой?

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

6. Этап первичного восприятия произведения. Беседа СЛАЙД 4

-Читаем текст, стараясь представить картину читаемого.

А) словарная работа

- В тексте встретятся слова, значение которых мы объясним до чтения.

Выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.

Срам – стыд, позор.

Улучила момент – нашла подходящее время.

- Подберите синонимы.

БДИТЕЛЬНОСТЬ – зоркость, настороженность.

РАДУЖНЫЙ – разноцветный.

Б) чтение учителем и подготовленными учащимися.

-Определите жанр и тему произведения.

-Какой это рассказ: грустный или веселый?

-Назовите главных героев? СЛАЙД5

-Кого Пришвин назвал выскочкой?

7. Этап аналитического чтения. Анализ эмоционально-образного

содержания

- Будем постигать глубину мысли писателя и выясним, чему же учит нас этот рассказ. А для этого вы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями.

А) чтение «передай другому» — до слов « унесла косточку»

- Найдите описание Вьюшки. Какие литературные приемы использует автор? (эпитет и сравнение)

Б) чтение «про себя» — до слов « шесть умных сорок»

- Почему автор назвал сороку выскочкой?

-Почему она так поступила?

- Найдите эпизод, где автор поясняет пословицу «в семье не без урода».

-Замените выражение «с заскоком и пыльцой в голове» одним словом.

-Приготовимся еще раз прочитать диалог между сороками и определим интонацию чтения.

- Довольны ли были другие сороки поведением выскочки? (были возмущены)

- Как отвечала сорока? (хвасталась)

В) «Жужжащее чтение»

-Чем закончился замысел выскочки?

- Какое чувство: гордости или стыда испытала Выскочка?

Г) Работа в группах

_ Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание, через 4 минуты мы выслушаем ваш отчет.

1 группа – моделирование обложки, чтобы

2 группа – Составит синквейн о сороке, в котором вы выразите кратко свои мысли о главном герое.

3 группа – Работает с пословицами и выберет пословицу, которая выражает главную мысль рассказа. А так же объяснит её.

Поспешишь одного не ждут

Дружный табун людей насмешишь

Семеро и волков не боится

8. Обобщение СЛАЙД 6

- Прочитайте слова М.Пришвина.

«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю» М.Пришвин.

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (быть вместе, держаться друг за друга, помогать)

Работа с выставкой книг белгородских писателей

Выступление 2 учеников.

- Вы заметили ещё одну выставку книг? Хочу вам представить книги белгородского писателя, Владислава Шаповалова. Он написал много рассказов о природе и о животных. О некоторых из них расскажут наши ученики.

1. О встрече с дикой уткой и ее семейством рассказал писатель в рассказе «Чудесный мотылёк»

2. Интересный факт из жизни пчел я узнал из рассказа «Отчего лысеют пчелы».

3. В книге «Самый невезучий день» описаны забавные истории, которые происходят со щенком Тишкой.

9. Рефлексия СЛАЙД 7

-Наш урок подошёл к концу. Прочитайте фразы и дополните одну из них.

Сегодня на уроке…

Мне захотелось,,,

Я понял, что….

10. Домашнее задание СЛАЙД 8

1. Подготовить пересказ рассказа от лица Вьюшки

2. Прочитать рассказы о природе Владислава Шаповалова. По желанию выбрать рассказ из классной библиотеки.

3. Приготовить страничку для книжки-малышки.

Файлы: М. Пришвин Выскочка.rar
Размер файла: 5811907 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология