Автор конспекта:
Автор(ы): — Остроушко Светлана Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 9 г.Азова, зав.библиотекой

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык
Предмет(ы): — Физика
Предмет(ы): — Химия

Учащихся в классе (аудитории): — 32

Используемая методическая литература: —

Список использованной литературы о М.В. Ломоносове.

Ломоносов М.В. Оды /М.Ломоносов //Русская литература X1-XY111вв.-М.:Худож. лит.,1988.-с.259-274.

Ломоносов М.В.Утреннее размышление…/М. Ломоносов// Русские

поэты ХУ111-ХХ вв.-М.:Дет.лит,1985.- с.24-41.

Ломоносов М.В. Старик, его сын и осёл. //Русская басня ХУ111-ХХ в

М.:Вече,1988-с.14-15.

Ломоносов М.В. Оды / М.В.Ломоносов //Благослови, поэт! Кн.1.-М.:

Сов. Россия,1983-24-43.

Ломоносов М.В.Ода на день восшествия на престол…/М.В.Ломоносов

//О русская земля !- М.: Молодая гвардия,1971.-с.29-35.

Ломоносов М.В. Вечернее размышление о божественном величестве..

/М.В. Ломоносов //Русская литература ХУ111в.- М.:Вече,2002.-с.27-43.

Ломоносов М.В.(1711-1765)— /М.В.Ломоносов //Сто великих ученых

-М.:Вече,2009.-с.96-101.

Ломоносов «Оды» /М.В.Ломоносов //Абрамов Ю.А. 100 великих

книг.- М.: Вече,2007,- с.376-379.

Ломоносов М.В.(1711-1765) //Энциклопедия для детей. Русская

литература. Ч.1.-М.: Аванта,2008- с.303-310.

Когда Михайло Ломоносов был маленьким /М.Ломоносов //

В.Воскобойников. Жизнь замечательных детей. Кн.1.-М.:Оникс,2008.-

С.95-113.

«Российская грамматика» //Энциклопедия для детей. Языкознание.

Русский язык.- М.: Аванта,2007-с.288-289.

Ломоносов М.В. //Энциклопедия для детей. Универсальный

энциклопедический словарь.- М.:Аванта,2008.-с.327.

Ломоносов М.В. (1711-1765) //Биографический энциклопедический

Словарь.- М.: БРЭ,2001.-с.351-352.

Ломоносов М.В. //Большая Российская энциклопедия. Т.18.

Ломоносов-Манизер.-М.:БРЭ,2011.-с.5-8.

Печенкина А.О. 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова /

А.О.Печенкина//Вестник образования России,май,10,2011.-с.73-75.

300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова //Читаем, учимся, играем.

№ 8,2011.-с.4-17.

Радищев А.Н. Слово о Ломоносове //Радищев А.Н. путешествие из

Петербурга в Москву.- М.: Сов. Россия,1983.-с.187-198.

Морозов А.Ломоносов. — М.: Молодая гвардия,1961,- 638с.-(ЖЗЛ).

Список Интернет – ресурсов:

news.yadex.ru/people/lomonosov_mikhail.html

rulex.ru>01120331.htm

to-name.ru>biography/mihail-lomonosov.htm

biography.yaxy.ru>01120331.ntm

biographic.narod.ru>index-889.ntm

lomonosov300.ru

Краткое описание: — В связи с 300-летием со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста — 2011 год объявлен ЮНЕСКО Годом М.В.Ломоносова. -Международным Годом химии. -Годом российской космонавтики.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

300 лет

М.В.

Ломоносову

В связи с 300-летием со дня рождения великого

русского ученого-энциклопедиста

— 2011 год объявлен ЮНЕСКО Годом

М.В.Ломоносова.

-Международным Годом химии.

-Годом российской космонавтики.

План сценария

1 страница -ведущий -2 Ярошенко Женя

2,3 — ведущий-1 Кусинов Стас

4,5 — ведущий-2

6 — ведущий-1

6 — физика Павленко Саша

7 — ведущий-2

7 — химия Кудеркова Олеся

8 -ведущий -1

8 -астрономия Бабарыко Валера

9 -ведущий -2

9 -геология и

минералогия Крыштопа Влад

10 -ведущий-1

10 география Еременко Аня

11 -ведущий -2

12 -ведущий -1

12 история Негодаева Надя

13 -ведущий -2

13 изобразительное

искусство Анохина Даша

14 -ведущий- 1

14 наука Жукова Лена

15 -ведущий -2

15 языкознание и

Литературовед Давтян Анжела

16 -ведущий -1.

Просмотр фильма о Ломоносове.

Пишем эссе «Мой Ломоносов»

Классный руководитель 9 «а» класса

Поповская Галина Феодосьевна.

Праздник посвященный

Году М.В.Ломоносова,

рассказывающий о разносторонней

деятельности М.В.Ломоносова,

для учащихся 9-х классов.

« М.В.Ломоносов–«первый наш университет»

Эпиграф к мероприятию: «Ломоносов был великий человек. Между

Петром1и Екатериной 11 он один является самобытным

сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он,

лучше сказать, сам был нашим первым университетом».

(А.С.Пушкин).

В мероприятии принимают участие учащиеся 9 «а» класса.

Действующие лица

Ведущий 1,2

Учащиеся ( физика, астрономия, химия, изобразительное искусство,

географии, история, русский язык и литература, геология и

минералогия ).

Ведущий-1

Михаил Васильевич Ломоносов – один из выдающихся деятелей

русской науки и культуры вошел в историю как величайший ученый-

новатор. Жизнь его – вечный пример беззаветного служения Родине.

Человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и

способностей, он прошел нелегкий путь от любознательного

крестьянского паренька с далекого Севера до корифея мировой научной

мысли.

Михаил Васильевич Ломоносов… При этом слове мы сразу же

вспоминаем человека в белом завитом парике, румяного и полнолицего.

Мы так привыкли к этому образу, что иного Ломоносова не представляем

А ведь был и без парика Ломоносов.

Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711года в деревне Денисовка

недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. Тут жили потомки

новгородцев, не знавшие крепостного права «черносошные крестьяне»:

суровые, предприимчивые и умевшие за себя постоять. Они не знали

барщины и отбывали большинство повинностей в денежной форме,

что способствовало усилению товарного хозяйства и развитию торговли

и ремесел.

Отец его, Василий Дорофеевич, был одним из самых образованных людей тех мест,

поскольку некогда учился в Москве на священника. Он

брал Михайло с собой в море с ранних лет. Они отправлялись на

промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Могучая

северная природа открыла необъятный простор для наблюдений, зародила

желание объяснить ее уникальные проявления, обычаи, образ жизни

местных жителей запечатлелись в памяти будущего ученого.

Мать Михаила, Елена Ивановна, была дочерью дьякона. Именно мать,

к сожалению, рано умершая, научила читать еще в юном возрасте и

привила любовь к книге. Особенно любил он «Грамматику» Смотрицкого

«Псалтырь рифмованную», и «Арифметику» Магницкого. Именно эти

книги Ломоносов назвал «вратами своей учености».

Рано зародилось в Ломоносове осознание необходимости учиться.

С мачехой, постоянно попрекавшей его тем, что он сидит «попусту за

книгами», отношения не складывались. Атмосфера в доме мешала

предаваться учению. Источники знаний были исчерпаны.

Ведущий-2

В декабре 1730 года (в 19 лет), вопреки желанию отца, Ломоносов с

торговым обозом мороженой рыбы отправился в Москву, домой он

возвращаться не хотел.

В Москве он обратился в Славяно- греко-латинскую академию, где

большинство учащихся было из бедноты. Ломоносов назвал себя сыном

холмогорского дворянина, а в беседе с ним преподаватели обнаружили

светлый ум и страсть к наукам. Ломоносов был зачислен учеником

Академии, но посажен в самый низший класс, так как не знал латыни-

языка всех наук.

Невзирая на бедность и насмешки однокашником над двадцатилетним

учеником-переростком, который «пришел латыни учиться», за год

освоил курс трех классов. Здесь он изучил латинский язык, политику,

риторику и отчасти философию.

В 1735 году Ломоносов перешел в последний класс. А в ноябре 1735

года в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения

образования в Петербургскую академию наук. В России возникла острая

потребность в специалистах горного дела. В Европе их было достаточно,

но нужны были свои, российские кадры. И вот уже через несколько

месяцев, в сентябре месяце 1736 года, Михаил Ломоносов в числе трех

лучших студентов был направлен на учебу в Германию, в Марбург для

изучения химии и горного дела. Здесь он познакомился с новейшими

теориями в области физики и химии. Именно здесь Ломоносов впервые

узнал от корпускулярной теории и живо заинтересовался ею. В 1738 году

Ломоносов написал свое первое научное сочинение по физике.

Вернувшись в 1841 году в Россию, Ломоносов был уже

сформировавшимся ученым. Он работает в Петербургской Академии

наук. Создает там хорошие физическую и химическую лаборатории.

С 1942 года Ломоносов был определен в Академию адъютантом

физики. Это низшее ученое звание в Академии, которое давало право на

самостоятельную научную работу.

Ведущий-1 Мы сейчас вам представим

основные научные открытия,

совершенные М.В. Ломоносовым:

в области физика(ученик)

М.В.Ломоносов:

«Главнейшая часть натуральной науки- физики – ныне уже только

на одном оном /эксперименте / свое основание имеет…Один опыт

я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только

воображением».

— Учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул.

В Х1Х веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы

молекулами .

— Закон сохранения материи и движения. Этот закон вошел в

историю под названием «закон сохранения массы».

— Изобретения « ночезрительной трубы», предшественницы

современных приборов для ночных наблюдений.

— Сконструирован термометр для измерения температур.

Со всеми этими учениями и законами вы знакомы.

Ведущий-2

Предоставляем слово «Химии».

Химия (ученик)

М.В.Ломоносов:

«Химик без знания физики подобен человеку, который всего

должен искать ощупом. И сие две науки так соединены между собой,

что без другой в совершенстве быть не могут».

-Разработан принцип новой науки –« физической химии».

-Разрабатывает элементы математической химии.Ломоносов

в 1745 году назначен профессором химии Петербургской Академии наук.

До Михаила Васильевича Ломоносова целенаправленных исследований

по химии в России не проводилось. Именно он в 1748 году открыл первую

в России научную химическую лабораторию, которая была физико-

химической.

В1748 год- выходят первые работы по физике и химии. Последние восемь

лет были наиболее плодотворными в его творческой деятельности как

химика. Он способствовал созданию многих химических производств в

России, разработал рецепты и технологию приготовления цветных стекол,

которые использовал для своих мозаичных картин.

Одним из первых высказал гипотезу об органическом происхождении

нефти и каменного угля.

Ведущиий-1 Предоставляемслово «Астрономии»

Астрономия (ученик)

М.В.Ломоносов:

«Астроном весь свой век в бесплодном

был труде,

Запутан циклами, пока восстал Коперник,

Презритель зависти и варварству соперник.

В средине всех планет он Солнце положил,

Сугубое Земли движение открыл.

Однем круг центра путь вседневный

совершает,

Другим круг Солнца год теченьем

составляет,

Он циклы истинной Системой растерзал

И правду точностью явлений доказал».

Ломоносову принадлежат:

-Открытие атмосферы на Венере. В конце ХY111 века это

открытие было подтверждено наблюдениями западных ученых.

В 1961 году к Венере была запущена отечественная космическая станция –

самая первая в мире. Радиоастрономия и космонавтика ХХ века раскрыли

тайны этой планеты,

-Теория самосвечения комет и полярных сияний.

В 1756 году изготовлена «ночезрительная труба».

В 1761 году – открыто, что «планета Венера окружена знатною

воздушною атмосферою».

В 1762 году – построен телескоп – рефлектор и, испытав его, Ломоносов

пришел к выводу, что «изобретение произошло в действие с

желаемым успехом». Эта схема телескопа носит название Ломоносова –

Гершеля.

Он первый из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет

собой бушующий огненный океан.

Ведущий -2 Следующая наука, в которой работал

М.В.Ломоносов

Геология и минералогия:

М.В.Ломоносов:

«Не должно сомневаться в довольстве всяких минералов в

Российских областях: но только употреблять доброе прилежание

с требуемым знанием».

Ломоносов в своей работе «О слоях земных» высказал мысль об изменении

климата нашей планеты в процессе ее развития. Эта работа положила начало

геологической науке в России.

-Теория о постоянных геологических изменениях земной поверхности под

воздействием «подземного огня».

-Теория о возникновении металлов и минералов вследствие геологических

изменений земной поверхности.

1741 год — составлен каталог минералогических коллекций Академии наук.

1757 год — « О причине землетрясений». Михаил Васильевич объяснил

значение внутренних сил в образовании рельефа Земли,

правильно объяснил образование чернозема, связывая его с накоплением в

почве перегноя — остатков отмерших растительных и животных организмов,

далее образовалась наука- почвоведение.

Ведущий-1 Следующая наука

География

М.В. Ломоносов:

«Российского пространства света

Собрав на малы чертежи,

И грады, оною спасены,

И села, ею же блаженны,

География, покажи».

Ломоносов по праву считается одним из основоположников российской

географии. В XY111 веке в России было совершено много географических

открытий. В 1739 году при Академии наук был учрежден Географический

департамент, который издал «Атлас Российский». Это стало важным

событием не только российской, но и мировой географии. Однако в издании

имелось немало недостатков. М.В.Ломоносов разработал подробный план

создания нового «Атласа».

-Разработал принципы в новой науке — «экономической географии»

В 1758 год – Ломоносов возглавил Географический департамент

Петербургской Академии наук.

В 1763 год – составлено «Краткое описание путешествий по

Северным морям и показание возможного проходу Сибирским

Океаном в Восточную Индию».Составлена «Полярная карта»

Предложил научную классификацию полярных льдов.

Разработал приборы для морского кораблевождения: самопишущий

компас, механический лаг

Ведущий-2

Большинство естественнонаучных работ Ломоносовым были написаны на

латинском языке, долго оставались неизвестными, хранились в Архиве

Академии наук и только стараниями ряда отечественных ученых были

постепенно собраны, переведены на русский язык и опубликованы.

Ведущий -1Представляю историю.

История:(ученик)

М.В.Ломоносов:

«Открой мне бывшие, о древность, времена;

Ты разности вещей и чудных дел полна.

С натурой сродна ты, а мне натура мать:

В тебе я знания и в оной тщусь искать…»

1749 год –выступил против «норманнской теории происхождения

Руси».

1758 год – закончен 1-й том «Российской истории».

1756 – 1763 годы — Семилетнюю войну России с Пруссией,

Ломоносов воспринял как отвечавшую историческим

интересам России:

Едина токмо брань кровава

Принудила правдивой меч

Противу гордости извлечь,

На стену Росску грудь поставить

В защиту дружеских держав,

И от насильних рук избавить,

В союзе верность показав…

Ведущий-2Представляю искусство

Изобразительное искусство(ученик)

М.В. Ломоносов

«Искусство, коим был прославлен Апеллес

И коим ныне Рим главу свою вознес,

Коль пользы от Стекла приобрело велики

Доказывают то Финифти, Мозаики,

Которы ввек хранят геройских бодрость лиц,

Приятность нежную и красоту девиц;

Чрез множество веков себе подобны зрятся

И ветхой древновти грызенья не боятся».

-Создание русского мозаичного искусства.

В начале 1750-х годов он проявил особый интерес к мозаике,

стеклянным и бисерным заводам.

Получил разрешение на строительство фабрики разноцветных стекол

и бисера, создает художественную мастерскую по изготовлению

мозаичных картин. М.В. Ломоносов в 1952 году закончил и преподнес

императрице Елизавете Петровне первую русскую мозаику-«Мадонна»

На Ломоносовском заводе выполнено панно «Полтавская баталия»,

посвященное битве под Полтавой.

1763 год – избран почетным членом Петербургской Академии

художеств.

1764 год – за мозаичное искусство избран почетным членом

Болонской (Италия) Академии наук.

-изготовил 40 мозаичных картин.

Ведущий-1 Предоставляем слово «НАУКЕ»

Наука.(Ученик).

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

1747 год –напечатана «Ода на день восшествия на престол Ея

Величества государыни императрицы Елисаветы

Петровны, 1747 года», прославляющая науки и мирное

процветание России.

1755 год – учрежден Университет в Москве.

1759 год- разработан «Проект внутренних Российских ведомостей».

1761год- получает в свое заведование академическую гимназию и

академический университет.

Еще в юности Ломоносов надеялся в науке найти ответы на важнейшие

вопросы бытия: зачем и чем живет человек? Как устроен мир?

М.В.Ломоносов стал основателем первого русского университета

в Москве. Университет распахнул свои двери перед русскими

юношами. А преподавателями в нем стали ученики Ломоносова. Они

были окрылены жаждой познания и заботой о пользе Отечества. Так в

России возник еще один научный центр, просветительская роль которого

была чрезвычайно велика. Университет был ориентирован на русских

учащихся, с которыми должны были заниматься русские профессора на

русском языке. М.В. Ломоносов и его последователи создали и разработали

научную и техническую терминологию по созданию учебников и учебных

пособий на русском языке. Благодаря самоотверженной работе Ломоносова

и других передовых русских ученых, в Академии наук были подготовлены

первые профессора для Московского университета.

У входа во дворец науки возвышается памятник основателю

университета, стоит он — великий сын великого народа — учитель, мыслитель,

патриот, как бы встречает тех, кто трудится в нем , и призывает их на

самоотверженный труд.

Дерзайте ныне ободрены

Раченьм вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать.

Ведущий-2. Предоставляем слово языкознанию

Языкознанию и литературе.( ученик)

М.В.Ломоносов:

«Язык, которым Российская держава великой части света

повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту

и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того

нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть

в такое совершенство, каковому в других удивляемся».

Исторически сложилось так, что широкой публике Ломоносов стал

известен прежде всего как поэт и один из создателей современного русского

литературного языка.

— Он создал теорию стилей в русском языке и разработал правила грамматики

русского языка.

-Разработал новые стихотворные размеры.

-Открыл то, что славянский язык принадлежит к древнейшим

индоевропейским языкам. Установил факт, что древнерусский язык

произошел от славянского языка.

Ломоносов — гений творческий, он отец нашей поэзии, он первый пытался

вступить на путь, который до него никто не открывал. Он открыл нам

красоты и богатства нашего языка, дал нам почувствовать его гармонию,

обнаружил его прелесть и устранил его грубость.

В 1755 году вышла в свет «Российская грамматика» М.В.Ломоносова. Он

утверждал, что орфография должна, во-первых, служить «к удобному чтению

каждому знающему российской грамматике»; во-вторых, не отходить далеко

«от главных российских диалектов», которых три: московский, северный,

украинский .

Ломоносову принадлежит теория «трех штилей», изложенная им в

предисловии к трактату «О пользе книг церковных». В зависимости от

употребления трех родов лексики русского языка рождаются три стиля: высокий,

низкий, средний. Высоким стилем Ломоносов рекомендовал писать оды,

героические поэмы. Средним стилем- театральные сочинения, стихотворные

дружеские послания, сатиры и элегии, низким стилем- комедии,

увеселительные

эпиграммы, песни, дружеские письма.

Заслуживает внимание, что именно Ломоносов –педагог выдвинул идею

о воспитанном значении русского языка. Его изучение способствует

формированию патриотизма, любви к Родине, уважение к национальной

культуре, распространению грамотности и науки.

Значительный вклад М.В. Ломоносов внес в развитие литературы. Первые

Стихотворения написаны были еще в годы учения в Славяно-греко-латинской

Академии в качестве практических заданий. Начало же литературной

деятельности следует отнести к 1739 году — создание «Оды на взятие Хотина».

С тех пор ведущим жанром творчества Ломоносова стала ода. Им также

разработаны жанры научной поэзии («Вечернее размышление о Божьем

величестве при случае великого северного сияния», «Письмо о пользе стекла»).

В стихотворении «Разговор с Анакреоном», подводя итог творчеству, поэт

объявляет себя сторонником героической тематики в литературе.

Ведущий-1

Ломоносов воспевал науки, искусства, ремесла, ведь он сам и ученый,

и художник, и работник, умеющий многое делать своими руками.

Умирая, он с тоской думал о множестве незаконченных дел,

нереализованных замыслов и проектов.

Ломоносов прожил всего 54 года, оставив после себя огромное

количество трудов и оригинальных идей для потомков.

Размышляя об этой личности, понимаешь, насколько ничтожен отведенный

гению срок….

4 апреля 1765 года Ломоносов скончался. Его похоронили на Лазаревском

кладбище Александро-Невской лавры.

Личность этого великого ученого достойна уважения и подражания. Не

каждый человек становится великим, но жизнь великого человека учит

каждого быть сильным, уметь ставить перед собой благородные цели и

добиваться их достижения во что бы то ни стало.

На этом мы заканчиваем нашу встречу. Спасибо всем за интересные

исторические факты жизни и творчества ученого.

М.В.Ломоносов действительно великий сын, великой России.

Файлы: IMG_3099.jpg
Размер файла: 46801 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология