Автор конспекта:
Автор(ы): — Шабалина Тамара Александровна

Место работы, должность: — МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл, учитель музыки

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Углубить представление учащихся о способности музыки отражать прошлое народа на конкретных исторических фактах, проследить за развитием интонационных тем – образов главных героев оперы, новыми характеристиками.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

С.Чавайн. Драма «Акпатыр», иллюстрация картины И.Ямбердова «Свадьба едет», фрагменты из оперы Э.Сапаева «Акпатыр», моркинская свадебная мелодия «Морко суан».

Используемое оборудование: —

аудиозапись , проектор, музыкальный центр, марийская вышивка, меч, орудия труда батраков, гусли, фортепиано, индивидуальные карточки

Краткое описание: — Действие происходит в марийской деревне. Показан свадебный обряд с народными марийскими свадебными песнями и танцами.

На фоне музыки Вступления к опере «Акпатыр» показ слайдов и чтение стихотвореня:

Земля отцов, мой край родной,

Леса густые, рощи, реки!

Мечтой и вольною душой

Сроднился с вами я навеки.

Река марийская – Элнет,

Дремучий, темный бор сосновый!

Встречая медленный рассвет,

Вас восхваляю песней новой.

Нет, не смиримся мы с судьбой,

Должны надежды наши сбыться.

Мы рождены за край родной,

За нашу волю храбро биться.

А если головы в боях

Мы сложим нынче за свободу-

Наш подвиг сохранят в веках

Сыны восставшего народа.

Как много в этих словах любви, преданности, страданий о судьбе своего народа, своего края. Это строчки из драмы Сергея Чавайна «Акпатыр». Мы с вами на уроках музыки изучаем произведение, которое написано по сюжету этой драмы. Назовите это произведение.

Опера Эрика Сапаева «Акпатыр».

Сегодня на уроке мы пройдемся по страницам оперы, снова встретимся с главными героями, вспомним темы, характеризующие их, проследим за дальнейшим развитием событий.

И так, что же такое опера? (драматическое произведение…)

В чем заключен драматизм оперы? (показана трудная, бедная жизнь угнетенного народа)

Докажите это фактами (ответы детей)

показ слайда

= насильное крещение марийцев

= «дарение» крестьянских земель дворянам

= рекрутские наборы

= увеличение налогов

Эти исторические данные раскрывают безрадостную жизнь марийского народа во времена правления императрицы Екатерины Алексеевны. Именно это время показано в опере.

(раздаются карточки с заданиями.)

Назовите, главные действующие лица оперы: (ответы детей)

Дайте им музыкальные характеристики: (учитель показывает атрибуты, дети называют героя и пропевают музыкальный фрагмент)

Гусли – Песня Гусляра

Грабли – Хор батраков

Вышивка – Хор девушек

Меч – Клятва Акпатыра

Каждый музыкальный фрагмент ярко раскрывает образ героев.

Что можно сказать об образе Акпатыра? (ответы)

В какой момент Акпатыр дает клятву?

Что такое клятва?

Кто еще, кроме повстанцев, присутствует при этом событии? (уральские рабочие, которые пришли с «приветом от Пугачева» и принесли с собой оружие).

В драме Чавайна Носков зачитывает еще и указ Пугачева, Указ Великого царя Петра III

«Всемилостивейший, вседобрейший царь Всея Руси Петр Федорович,

самодержец всех народов.

Сей указ для всех живущих на этом свете – в городах, селах, деревнях.

Заблудшие, истерзанные, в печали находящиеся! Я жалую вас землями

, водами, лесами, пашней, а такожде денежным жалованьем, свинцом и

порохом. Я вас избавлю от разорения. Дарю вам мирную жизнь на

вечные времена.».

Конечно, бедняки рады появлению нового царя и пойдут за ним. На этом, ребята, можно закончить оперу? Нет. У нас еще не встретились Эвика и Акпатыр.

А где Эвика? Как ее освободить? (нужно отправиться в деревню, где готовятся к свадьбе Марфы и богача Михай Чопая.)

И так, мы отправляемся с Акпатыром на эту свадьбу.

Звучит музыка Вступления картина 5

Вам ребята было задано домашнее задание: спросить у родителей, бабушек и дедушек о том как проходили марийские свадьбы? (ответы детей)

Свадебный поезд состоял из 20 повозок. На первых трех ехали сваты, Дружка, музыканты

Называем марийские народные инструменты и записываем в тетрадь:

Тумыр – барабан

Шувыр – волынка

Кусле — гусли

Показываем слайды и репродукцию картины Ивана Ямбердова

«Свадьба едет»

Марийские свадьбы прекрасны тем, что женщины одеваются в специальные свадебные одежды. У каждого района свой свадебный костюм.

Показ слайдов:

= женщины в свадебных костюмах Куженерского района

= женщины в свадебных костюмах Сернурского района

= женщины в свадебных костюмах Горномарийского района

= Моркинская свадьба.

В опере звучат моркинские свадебные мелодии. И моркинский костюм отличается от всех других головным убором, цветом шовыра.

Шовыр – верхняя женская одежда

Под музыку современной свадебной плясовой заходит женщина

в свадебной моркинской одежде и показывает движения девочкам и

мальчикам. Танцуют под музыку.

В опере звучит свадебная «Это не гром в небе гремит» ( на экране слова песни)

Это не гром в небе гремит

Наш барабан громко стучит.

Нет не зажглась в небе заря,

Наши платки ярко горят.

пропеваем со словами.

работаем над распевами.

делим на голоса – девочки, мальчики.

слушаем в записи, прохлопываем ритм, пропеваем.

Вывод: Что нового узнали сегодня на уроке?

Назовите отличия марийских свадебных женских нарядов.

Перечислите марийские народные музыкальные инструменты.

Оцениваем работу детей.

Домашнее задание: Учим названия марийских музыкальных инструментов.

Учить слова песни

Выход: «Это не гром…»

Файлы: свадьба.ppt
Размер файла: 3881472 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология