Автор конспекта:
Автор(ы): — Храмцова Т.Н.

Место работы, должность: — Карельский отделение МБОУ Устьинской СОШ Моршанского района Зам.директора по УВР, наставник музыки, МХК

Регион: — Тамбовская недра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее сталагнат

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 чин

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Цели:

расширение кругозора обучающихся в области народного творчества;

формирование интеллектуально — нравственных качеств личности;

— воспитание любви и уважения к родному краю, Отечеству.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Используемая методическая литература: —

Пшеницына Н.А. Времена года:Песни, пословицы, поговорки, загадки на уроках в начальной школе.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001

Используемое оборудование: —

Оборудование:плакаты, кроссворд, венки, народные

костюмы, вафля «птушки», расписные горшки, домашняя

утварь, веретено, клубок, магнитофон, фонохрестоматия.

Используемые ЦОР: —

Слайдовая презентация

Краткое описание: — В ходе урока детушки знакомятся с тем, точно проходил празднование встречи весны на Руси,с обрядами сей праздника, разучивают песни–"веснянки".

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Вход детей в чин (в записи престижно оранье птиц).

— Здравствуйте, дети!

2. Мотивация.

Ребята, я вам в настоящий момент загадаю загадку, но вы попробуйте отгадать, о чем пойдет проповедь сегодняшний день на уроке?

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает –

Когда это бывает? (Весной)

Когда вы входили в класс, я не набегом встретила вы пением птиц. Ребята, но другой раз мы слышим такие неземные звуки? (ответы). Правильно, с приходом весны, другой раз весь природа точно что оживает, просыпается от сна, рождается заново. А маленькие пташки являются точно — бы вестниками сей великого пробуждения.

3. Сообщение темы, цели урока.

Слайды 1-2.

Ребята, посмотрите, у меня в руках «волшебная» палочка. Она поможет нам совершить небольшое странствие на крошку месяцев авансом и почувствовать, чисто после окном наступила кострома (взмах «волшебной палочкой»).

Итак, мы говорим сегодняшний день о весне, о музыке весны.

На уроке мы познакомимся с тем, точно проходил на Руси празднование Весны — Красная горка, выясним, откудова появилось такое название, послушаем и разучим песни, которые сопровождали празднование встречи весны, поучаствуем в народном обряде.

4. Повторение предыдущего материала.

Но загодя чем перейти к новой теме я хотела бы проверить, насколько вы владеете единица материалом, который-нибудь был пройден на предыдущих уроках.

— С какими жанрами фольклора вы уже знакомы?

— Что такое хоровод?

— Какие народные праздники вы знаете?

(Ответы детей).

Слайд 3.

Обратите внимание, ребята, на ключевые слова, которые будут нам встречаться в прохождение урока (веснянка, обряд, птушки, весеннее равноденствие)

5. Изучение новой темы.

Слайд 4. (на фоне музыки- слова)

Итак, ребята, рассаживайтесь поудобнее, приготовьтесь смотреть и слушать (на фоне музыки).

На сулу — океане

На острове — Буяне

Стоит пень зеленый.

Под ним пища золоченый

На столе бугай печеный

Садись, кушай

Мою сказку слушай.

Это вновь не измышление — присказка.

В сказке происходят самые невероятные чудеса: разговаривают реки, деревья, звери, но коли случается неблагополучие — помогут Солнце, Ветер. Даже времена лета могут оживать в сказках. Вот точно это было единожды в одной старинной сказке, послушайте.

Инсценировка сказки «Девочка и Весна».

СКАЗКА «Девочка и Весна».

Ведущая: Давным — давнехонько выжига — была в одном селе Машенька.

Сидела она подина окном с березовым веретеном и

приговаривала.

Машенька: (имитирование тыкание пряхи)

Красна дева звонко ткала,

Тонко пряла, кипенно белила,

На солнышке сушила,

За концы таскала, людям дарила.

Ведущая: Ждет Машенька Весну теплую, добрую,

А пирушка — не видать, не слыхать.

Зима — то не уходит, руки — ноги познобила,

мороз — стужу напустила.

Что тогда делать? Беда.

(Машенька поеживается, потирает руки).

Надумала Маша идти Весну встречать.

Собраласьипошла.

(Девочкаходитпозалу, прикладываетладонь«козырьком», какбыищет).

Пришла она в поле, села на пригорочек и зовет солнце. Маша: Солнышко, солнышко

Красное ведрышко,

Выгляни из-за горы,

Выгляни пред вешней поры!

Слайд 5. (появляется Солнце)

Ведущая: Выглянуло Солнце из-за горы,

Маша и спрашивает.

Маша: Не видало ли ты, Солнышко, Красную Весну, не встречало ли свою сестру?

Ведущая -Солнышко:(нараспев) Не видало я Весну, но встречало(на слайде появляются слова) Старую Зиму.

Как она, лютая от Весны бежала,

В мешке стужу несла, холод

На землю трясла.

Ведущая: Пошла Машенька дальше. Вдруг предсталпред ней лес.

Ходила, ходила Маша по лесу, навеки заблудилась. Комары ей плечики искусали, сучки — крючки бока протолкали. Только присела Маша на пень отдохнуть, точно видит, летит лебедь-кликун белая, приметливая, посредством брызговик серебряная, посредством двойка позоло­ченная.

Слайд 6.

Ведущая: Летит и распускает по земле подшерсток но перья.

Та лебедь-кликун и была Весна.

Выпускает Весна по лугам траву шелковую,

расстилает росу жемчужную, разливает быстрые речки в

мелкие ручейки.

Маша: Ой Весна — Весна, добрая мать Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую

Старая Зима не уходит, холод, стужу напускает.

Ведущая: Услыхала Весна Машин голос, Взяла золотые город и пошла замыкать Зиму лютую.

Слайд 7.

Весна: Я Зиму замыкаю, росу отпускаю. Роса медовая, травушка шелковая.

Исполнение: «Вот уж зимка проходит» (р.н.п.)

1. Вот уж зимка проходит, (поет Маша)

Белоснежная проходит.

Люли, люли проходит. /2 раза.

2. Снег и мороз побоку уводит,

Весну красную приводит.

Люли, люли приводит

Слайд 8. (на фоне журчания ручья)

Вот мы и проводили зиму. Матушка Весна с каждым днем набирает силу. Весело и мажорно улыбается красное солнышко, согревая своими лучами застывшую землю, оголяются проталинки, с шумным журчанием пробегают вешние воды, маленькими, извивающимися точно змейки, ручейками. Зазеленеет травушка и покроет роскошною пеленою обнаженную землю, разбухают почки деревьев и кустарников, которые с минуты на минуту оденутся зелеными шапками. Дивный пейзаж, красу которого бессилен воспроизвести и гениальный художник.

Слайд 9.

Еще с древних времен человечество желали скорее приблизить Весну призывали ее в своих песнях «Веснянках», которые являлись частичкой праздничного ритуала.

Давайте и мы с вами выйдем на пригорочек и пропоем «веснянки».

Слайд 10.

Разучивание и оранье веснянок.

1. Кулик — самород

Идет, идет,

Весну несет,

Поет, поет.

2. Весна идет

Земля гудет:

Гу-гу-гу-гу!

3. Кулик поет,

Трава растет:

Гу-гу, гу-гу!

4. Весна идет:

В пожниво зовет!

Гу-гу-гу-гу.

Легко и любо-дорого дышится в это момент ароматом и прохладой воздуха, который-нибудь оглашается то граяньем грачей, то звонким пением, то несмелым чириканьем вольных пташек.

Слайд 11.

Издавна на Руси Праздник встречи Весны отмечали в пентада весеннего равноденствия. В настоящий вернисаж женщины пекли особое печенье, называемые «птушками», «жаворонками», «куликами». Этих «птушек» раздавали детям. Забираясь на самые высокие холмы, где-либо уже растаял снег, детушки подкидывали вафля к небу и «зазывали» Весну — Красну.

Игра.

Дети идут по кругу, приговаривая:

Жаворонушки, прилетите — ка,

Весну — Красну принесите- ка!

Нам зимка — то надоела, совсем растение переела,

Хлеб но кольраби лучшая закуска!

Чувиль-виль-виль! Жаворонушки!

Красна кострома на дарбар пришла.

Девочка кострома (выбирается заранее) ведет всех детей после собою цепью и заводит на свои места. При этомдети говорят:

Идет Матушка — весна, отворяй ворота.

Первый март пришел — всех детей привел;

А после ним и апрель — отворяй апертура и дверь;

А уж точно пришел май, — сколь хочешь гуляй!

Ребята, нам в наследие от наших предков достались зверски интересные традиции. Как единожды празднование встречи Весны — одна из них. Иначе он называется «Красная горка». Это коренной празднование впоследствии Пасхи, который-нибудь открывает пору весенних праздников. Так точно Пасха — сообщающийся праздник, т.е. празднуем мы его кажинный годок в разное время, то и череда весенних праздников зависит от Пасхи.

Слайд 12.

Название «Красная горка» приключилось от того, чисто тризна встречи восхода солнца или «Красной весны» происходил на горе, холме,освещаемом красным солнышком и покрытым зелёным с отливом ковром — травой.

Слайд 13.

Молодежь заводит хоровод. Выбрав далее из хоровода более миловидную девушку, которая своею красотою и молодостью должна служить точно — бы символом весны, украшают ее с головы пред пят вьющейся зеленью и цветами; на голову ей надевают венок из живых

цветов, сажают на землю, кругом нее ставят различные яства: скудельница с молоком, урильник с картошкой, сыр, масло, но у ногуй ее кладут крошку венков. Снова начинается хоровод, и «Ляля» — яко величают эту девушку — начинает раздавать своим подругам венки. Многие сохраняют сии венки пред следующей весны.

Слайд 14.

Обряд заканчивается тем, чисто молодые человечество получают из рук выбранной подруги все упомянутые выше яства, которые служат символом ожидаемого плодородия. Ведь Красная горушка заканчивала неделю праздничного гулянья. А после того шла череда крестьянских трудов на полях.

А нонче я вам предлагаю тоже перенестись в далекие времена и поучаствовать в этом обряде, (мальчикам раздать кувшины, горшки, девочкам венки).

Молодцы, ребята! А не завести ли нам хоровод, но не поиграть ли в игры? Покажите мне, точно вы научились водить хороводы.

Хоровод: «А я по лугу».

А нонче давайте поиграем в игру. А с что начинается каждая игра? (считалка)

Шалуны — балуны,

Выбегайте вот дворы.

Становитесь — ка играть,

Воеводу выбирать.

Воевода — из народа,

Выходи из хоровода.

Проводится игра «Молодой дроздок».

Скок, прыгание — скачок Прыгают на обеих ногах Молодой дроздок на месте внешне в круг. По водичку пошел Продвижение прыжками Молодичку нашел по кругу кунак после другом. Молодиченька Осторожно шагом сужают Невеличенька круг, руки раскрыты в стороны. Сама с мера Присаживаются на корточки показывают ладошками какого роста Молодиченька. Голова с горшок! Широкими шагами отходят назад, расширяя руки в стороны, показывая, какая большая голова. Ну чисто — ж, ребята, один-два и обчелся поиграли, отдохнули. Занимайте свои места. Наш наука подходит к концу, и в охватывание мне желательно бы узнать, о чем же мы сегодняшний день говорили на уроке?

6. Закрепление.

На лепестках «ромашки» — вопросы (дети отрывают лепестки ромашки, зачитывают вопросы и отвечают на их).

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что такое веснянки?
  • Почему празднование встречи весны в старину называли Красной горкой?
  • Что такое обряд?
  • Какую музыку позволительно услышать с приходом весны, где-либо ее позволительно услышать? (веснянки, заклички, хороводные песни, музыку природы: звучание ручья, оранье птиц)

Молодцы, ребята. (Учитель взмахивает «волшебной» палочкой).

А нонче погодите в окно. Что вы дальше видите? (снег, метелица и т.п.). За окном зима, но весны мы вот чисто бы то ни следовательно дождемся, осталось ждать немного. Я, думаю, нонче вы знаете, точно ее встретить, чисто требуется делать, но она пришла поскорее. До скорой встречи!

7. Подведение итога урока.

Выход детей из класса (пение птиц).

Файлы: музыка весны.ppt
Размер файла: 3289088 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология