Автор конспекта:
Автор(ы): — Кузнецова Марина Геннадьевна

Место работы, должность: — преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Регион: — Зарубежье — Казахстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Цель: ознакомить учащихся с многообразием разновидностей жанра марша и через эвристическую деятельность выявить основополагающие признаки маршевой музыки.

Задачи:

а) образовательная — сформировать устойчивые знания по теме, умение находить и формулировать определения по проблемным вопросам, навыки целенаправленного слушания и анализа музыкального материала.

б) развивающая — расширение общемузыкального кругозора через музыкально-иллюстративный материал.

в) воспитывающая — привитие чувства значимости и ценности музыкального наследия, формирование культуры межличностного общения, сотрудничества на уроке.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемая методическая литература: —

Использованные источники

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» Советский композитор, М., 1977.

Г. Виноградов, Е. Красовская «Занимательная теория музыки» Советский композитор, М., 1991

Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие. М., Росмэн, 2002

Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДМШ Ушпиковой Г.А.

Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%F8_(%EC%F3%E7%FB%EA%E0)

http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=45908

http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/fonochrestomatiya.php

http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%83

http://metodisty.ru/m/files/view/zhanry_marshevoi_muzyki-_8_klass

«Прощание славянки» http://www.youtube.com/watch?v=xQ2FgBvzHZ0

«Марш Черномора» http://www.youtube.com/watch?v=GYrld3Q81rs

Сл. Лебедева-Кумача, муз. Дунаевского Спортивный марш http://www.youtube.com/watch?v=iGJmQ2LfDQU

«Свадебный марш» Мендельсона http://www.youtube.com/watch?v=3sc_CKtMZhQ

«Марш деревянных солдатиков» http://www.youtube.com/watch?v=J6hGHTFuemo

Марш из оперы Верди «Аида» http://www.youtube.com/watch?v=l3w4I-KElxQ

Тухманов Д.. «День Победы» http://www.youtube.com/watch?v=WG0-vrKTSsg

Используемое оборудование: —

Фортепиано, ИД, компьютер

Используемые ЦОР: —

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%F8_(%EC%F3%E7%FB%EA%E0)

http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=45908

http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/fonochrestomatiya.php

http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%83

http://metodisty.ru/m/files/view/zhanry_marshevoi_muzyki-_8_klass

«Прощание славянки» http://www.youtube.com/watch?v=xQ2FgBvzHZ0

«Марш Черномора» http://www.youtube.com/watch?v=GYrld3Q81rs

Сл. Лебедева-Кумача, муз. Дунаевского Спортивный марш http://www.youtube.com/watch?v=iGJmQ2LfDQU

«Свадебный марш» Мендельсона http://www.youtube.com/watch?v=3sc_CKtMZhQ

«Марш деревянных солдатиков» http://www.youtube.com/watch?v=J6hGHTFuemo

Марш из оперы Верди «Аида» http://www.youtube.com/watch?v=l3w4I-KElxQ

Тухманов Д.. «День Победы» http://www.youtube.com/watch?v=WG0-vrKTSsg

Краткое описание: — Тема «Маршевая музыка», изучаемая в 4 классе ДМШ и ШИ, раскрыта через форму интегрированного урока, которую автор считает наиболее продуктивной на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ШИ. Основной акцент делается на активизацию поисковой деятельности учащихся – как в ходе объяснения нового материала, так и в организации домашних заданий, а также на воспитание навыка проведения межпредметных связей.

I. Оргмомент. Объявление темы урока, целеполагание.

Теоретик (Т) — Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая тема: «Маршевая музыка».

Урок будет интегрированным, и сегодня два учителя – я как теоретик, и преподаватель фортепиано, Кравец Елена Викторовна, – будем направлять вас в ваших рассуждениях по теме «Марши». Музыкальные примеры будут исполнять ученики класса Елены Викторовны.

Сегодня, как и всегда, при объяснении новой темы, основной акцент будет сделан на вашем активном участии в освоении нового материала. Поэтому настройтесь на активный поиск ответов на все ключевые вопросы урока.

Ваша задача состоит в том, чтобы, опираясь на предложенные музыкальные примеры,

1.дать определение – что такое «марш» как музыкальное произведение;

2.классифицировать марши в зависимости от характера и области применения;

3.выявить основополагающие признаки жанра марша.

Я думаю, что вы успешно справитесь с заданием, потому что знакомы с этим жанром с раннего детства, и ваш собственный личный опыт поможет вам сделать верные выводы. Мы попытаемся совместными усилиями обобщить все то, что вы знаете о маршевой музыке.

II.Объяснение нового материала

Пианист (П) - ребята, вам, конечно известно имя композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. У него очень много детской музыки, и он также писал книги о музыке для детей. Хочу задать вам несколько неожиданный вопрос: знаете ли вы, как представляли себе землю люди в древности? Какую она имела форму? На чем держалась?

Дети(Д) — она была плоской и стояла на трех слонах (варианты — черепахах, китах и т.д.).

П - Не только земля, но и музыка, как считал композитор, имеет три важнейшие опоры — а как они называются, вы скажете мне, когда прослушаете музыкальные примеры (звучат фрагменты из "Польки" Глинки, песни Красёва "Маленькой елочке" и марша из оперы Верди «Аида»"). Как называются эти три важнейших жанра?

Д - танец, песня и марш

П – Правильно, именно так Кабалевский называет этих" трех китов" музыки. А мы с вами сегодня подробно поговорим об одном из них, имя которому — марш.

Т - когда любой из нас сталкивается с чем-то новым, неизвестным, то естественным образом рождается вопрос-"Что такое марш?" И мы тоже начнем с определения. Давайте выработаем его вместе, но сначала заглянем в русско-французский словарь, чтобы узнать его перевод. Читаем: — "марш" в переводе с французского – «ходьба». А "музыкальный марш" — это то, что мы видим, читаем или слышим?

Д — Мы слышим звуки, это музыка.

Т — Для чего она предназначена, что нужно под нее делать?

Д — Чётко, организованно шагать. Без нее можно сбиться с ритма.

Т- Вот вы и вышли на определение понятия «марш»: это что?

Д — (хором) — музыка, которая сопровождает шествие людей.

Т — Какими бывают марши? Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте в аудиозаписи музыкальные примеры и сделайте нужные выводы.

(Пример №1). В Аудиозаписи звучит марш "Прощание славянки"

Д -учащиеся определяют его каквоенный, походный марш, анализируют характер музыки.

В подтверждение сказанного просматривают видеофрагмент этого произведения.

(Пример №2) Прослушивают "Марш Черномора» из оперы Глинки " Руслан и Людмила" –

Д — находят его сказочным, фантастическим. Просматривают видео, комментируя ссылками на поэму А.С.Пушкина.

(Пример №3) — ученица класса пед. Кравец Е.В. играет "Спортивный марш» И.Дунаевского

Д — сразу узнают эту музыку и дают верное определение типу маршу-спортивный.

(Пример №4)

П — исполняет фрагмент из "Похоронного марша" Шопена

Д - дают определение-«похоронный», объясняя это траурным характером музыки, по ходу анализируя средства музыкальной выразительности.

(Пример №5)

П — исполняет фрагмент "Свадебного марша" Мендельсона

Д — ученики безошибочно узнают его. Характеризуют музыку и комплекс выразительных средств (смотрят видео).

(Пример №6)

Т — исполняет "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома" Чайковского.

Как вы думаете, эта музыка звучит так же весомо, значительно, как и предыдущий фрагмент?

Д — Нет, она какая-то игрушечная.

Т — А кто развлекается игрушками?

Д — Маленькие дети.

Т — Как вы считаете, о ком и о чем рассказывает музыка из сборника "Детский альбом", который написал великий русский композитор П.И.Чайковский?

Д — О детях и об их играх.

Т — В самом деле, это так. Пьеса, которую я вам сыграла, называется "Марш деревянных солдатиков". Как можно назвать такой марш?

Д — Детским (характеризуют музыку). Смотрят видеофрагмент

(Пример №7)

Т – Как может исполняться марш? Его исполняют на инструментах или поют? (звучит песня Л.Тухманова «День Победы») Имеет ли эта музыка отношение к нашей сегодняшней теме?

Д — Это песня, но она имеет маршевый характер и во всем остальном совпадает с прослушанными инструментальными маршами.

Т — Давайте определим ее какпесню-марш. И теперь мы делаем вывод: в зависимости от способа исполнения марши бывают …?

Д-есть 2 вида -инструментальный и песня-марш

П – А теперь будьте особенно внимательны. Сейчас с известной вам музыкой начнут происходить удивительные вещи. Какие — вы скажете сами (играет "Свадебный марш" Мендельсона не в 4-дольном, а в 3-дольном размере)

Д — музыка просто перестала быть маршевой! Она похожа на вальс (определяют ее трёхдольность).

Т — А какойразмер дает возможность маршу не терять своё «лицо»?

Д – 2/4 или 4/4

П — исполняет марш "Прощание славянки" без пунктирного ритма). Чем отличается этот вариант от ранее прослушанного?

Д — Музыка стало вялой, неактивной.

П — А почему?

Д – изменились длительности, теперь они звучат «ровно».

Т — Ребята, сейчас вы убедились в том, что отдельные выразительные средства, которые характерны для марша, действительно, играют для него очень важную роль. Какой ритм «жизненно необходим» для марша?

Д – Пунктирный – ( записывают пунктирный ритм длительностями).

Т — Ребята, скажите, какие инструменты чаще всего используют композиторы, когда сочиняют марши?

Д – Без ударных и медных духовых инструментов не обходится ни один марш.

Т – а почему именно эти инструменты мы чаще всего слышим в маршах?

Д – их можно взять с собой на улицу, к тому же они громко звучат.

Т — Скажите, в какой форме пишется марш? Для этого еще раз прослушайте "Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского .

Д — (слушают в аудиозаписи) – ответ – в 3-частной.

III. Закрепление нового материала, подведение итогов урока

Т – По ходу урока вы дали определение понятию «марш», далее вы прослушали разные марши, выяснили, что их характер зависит от ситуации, в которой они звучат. Ещё раз перечислите их.

Д – перечисляют названные ранее типы маршей

Т — Но есть в них и такие черты, которые дают возможность не спутать их с другими жанрами, например, с танцами. Вы сейчас самостоятельно определили главные отличительные признаки марша как жанра

Д — перечисляютосновные признаки марша ( метр, ритм и т.д.)

Т — Можно подвести итоги нашего урока. Тема, которая сегодня была освещена, не является для вас чем-то совершенно новым, неизвестным. Вы достаточно часто сталкивались с ней с раннего возраста, когда, будучи в детском саду, дружно маршировали на музыкальных занятиях. Просто пришло время систематизировать эти знания. Хотя бы потому, что маршевая музыка еще не раз встретится вам на уроках музыкальной литературы.

П — и, конечно же, в классе специальности. Будут случаи, когда произведение будет называться не маршем, а иначе, и, тем не менее, будет иметь черты марша. И я думаю, что после такого подробного разговора о маршах вы будете исполнять их по-взрослому — более осмысленно и зрело.

IV. Оценка деятельности детей

Т — А для того, чтобы проверить, как вы запомнили музыку, предлагаю всем учащимся поучаствовать в музыкальной викторине (звучат фрагменты прослушанных на уроке произведений).

Проводится коллективная перекрёстная самопроверка письменных ответов учащихся.

Т- оценивает степень участия и уровень ответов детей.

V. Домашнее задание

Т- Домашнее задание: используя Интернет-ресурсы, создать презентацию из 7-10 слайдов на тему «Такие разные марши».

VI. Окончание урока

Благодарим за активное участие педагога фортепианного отделения Кравец Е.В. и учащихся её класса.

Всем спасибо за участие. Урок окончен.

Файлы: Кузнецова Марши.zip
Размер файла: 15958 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология