Автор конспекта:
Автор(ы): — Шункова Елена Леонидовна

Место работы, должность: — МОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2″

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — 1. Обобщить на основе ранее полученных детьми знаний материал о строении кожи, её функциях, как уберечь от повреждений. 2. Учить межличностному общению при работе в группе, умение делать само-оценку, самоанализ.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: — Проект по теме «Кожа».
Создание буклета по теме « Кожа»
4 класс.
Тип проекта – исследовательский, практико-ориентированный (прикладной0
— межпредметный (окружающий мир, рисование)
— групповой
— средней продолжительности.
Планируемый результат: создание книжки-раскладушки по теме «Кожа».
Этапы работы над проектом:
І этап: Мотивационный:
На этом этапе познакомились с книгой американского писателя Доннера «Тайны анатомии», энциклопедиями «Калейдоскоп знаний», «Всё обо всём», «Что? Зачем? Почему?», с книгойН.Б.Коростелёва «От А до Я». Пропустив через себя материалы о коже, дети загорелись желанием самим создать книжку о самомважном органе – коже. И оставить эту книгу для других учеников, как память о начальной школе.
ІІ этап: Планирующий. Подготовительный.
Уточняется тема проекта. Ставятся цели. Цель проекта: вовлечь учащихся в проектную деятельность. Финальный продукт проекта – «книжка-раскладушка» по теме «Кожа».
Задачи, реализуемые при работе над проектом: повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение важнейших методов научного познания и практических навыков; развитие ответственности за общее дело, дисциплины, коммуникативных, организационно-рефлексных умений; расширение кругозора у детей, творческих способностей.
IІI этап: Информационно-операционный.
Дети находят и читают научно-популярную литературу, собирают и система-тизируют материал, работают самостоятельно, разбившись на 4 группы. Готовят устные сообщения, кроссворд, викторину, рисуют рисунки. В каждой группе есть свои редакторы, художники, оформители.
ІV этап: Заключительный.
На этом этапе проходит презентация результатов группового творчества.
Цели урока-презентации:
1. Обобщить на основе ранее полученных детьми знаний материал о строении кожи, её функциях, как уберечь от повреждений.
2. Учить межличностному общению при работе в группе, умение делать само-оценку, самоанализ.
Ход урока.
І. Сообщение темы и цели урока.
Учитель.На прошлых уроках мы говорили о том, как человек воспринимает окружающий мир, и знакомились с органами чувств. Сейчас вы прослушаете аудиозапись и должны будете догадаться какой из органов чувств взывает о помощи.
(включается запись)
«Этот мальчишка – такой безобразник, носится на велосипеде как сумасшедший!Свалится на асфальт, обдерёт себе колено, а меня жжёт «как огнём», потому что я-тознаю, как жжёт настоящий огонь. Ведь этот мальчишка вечно играет со спичками. А то ещё полезет в такую ледяную воду, что я готова сползти с его ног. Что это за жизнь?»
Учитель. Интересно, кто же так убивается?
Ученик. Кожа.
Учитель. На прошлом уроке мы исследовали очень важный орган – кожу, узнали много интересного. Дома вы были вовлечены в проектную деятельность. Работая, способом творческого проектирования, вы разбились на 4 группы. И сегодня на уроке вы будете представлять результаты своей работы. Каждая группа будет защищать страничку нашего общеклассного проекта по теме «Кожа». Также на уроке присутствует группа экспертов, которые смогут задать вам вопросы.
IІ. Презентация страничек проекта по группам.
1 группа: «Строение кожи»
1 ученик. Наша цель – глубже познакомиться со строением кожи. Мы узнали, что наша кожа – своеобразная, естественная рубашка. Это самый большой наш орган. Полтора квадратных метра живой, гибкой, прочной, долговечной ткани. Снятая кожа весила бы около четырёх килограммов.
С помощью микроскопа мы обнаружили, что кожа имеет потовые железы, крохотные волоски, маленькие отверстия – поры. Кожа – сравнительно толстый слой, богат железами, вырабатывающими кожное сало. Через тончайшие отверстия-поры- кожное сало попадает на поверхность. Благодаря этому кожа сама себя смазывает, иначе солнце, вода, ветер быстро бы высушили ее, и она растрескалась бы. Кожное сало похоже на детский крем, но у него есть один недостаток: со временем оно застывает на поверхности кожи и приобретает неприятный запах. Для этого мы должны мыть своё тело.
При проведении опыта мы обнаружили на теле волоски. На теле среднего размера их может быть около 5 млн. Они растут из углублений, которые называются волосяными мешочками.
Эксперт. Из скольких слоёв состоит кожа?
2 ученик. ( выводится на экран слайд) Кожа состоит из трёх слоёв: верхний слой – эпидермис, постоянно обновляется по мере того, как изнашивается его жёсткая ороговевшая поверхность. Средний слой называется дермой. Он гораздо толще. В нём расположены нервные окончания, кровеносные сосуды, потовые железы и волосяные сумки. Самый глубокий, внутренний слой – подкожно-жировая ткань. Она в виде мягкого покрова, служит защитной тёплой подкладкой для органов, лежащих ниже.
Эксперт. Как называют специалистов по коже?
3 ученик. Дерматологи.
Учитель. Мне хочется добавить, что у каждого человека цвет кожи индивидуален. Наиболее заметна разница в цвете кожи у представителей разных рас, а их несколько (демонстрируется слайд). Цвет кожи определяется количеством красящего вещества- пигмента меланина. Чем больше меланина в коже, тем она темнее.
Цвет кожи может меняться под воздействием солнечных лучей, так как на солнце вырабатывается больше меланина.
2 группа: «Функции кожи».
1 ученик.( представляет осязательную функцию) Наша группа ставила перед собой цель – расширить знания о функциях кожи. Мы выявили, что кожа имеет три функции. Я хочу рассказать об одной из них.
На основе проделанных опытов мы заметили, что кожа позволяет организму осязать. Миллионы микроскопических нервных окончаний, расположенных непосредственно под кожей распознают лёгкое прикосновение, сильное давление, жару, холод, боль, шероховатость или гладкость поверхности предметов.
2 ученик. (представляет защитную функцию) Кожа является защитной броней, прочным, но гибким барьером, отгораживающим внутренние органы от окружающей среды и оберегающим их от вредных воздействий. В коже много кровеносных сосудов. С их помощью кожа защищает тело от жары и холода, не даёт ему перегреться или переохладиться.
3 ученик ( представляет выделительную функцию). Время от времени человеку становится жарко и он начинает потеть. Пот вырабатывают миллионы потовых желез в коже. Вместе с потом изнашего организма выделяются разные вещества, а также многоводы и соли, и их потери нужно постоянно восполнять. Интересно, что потовые железы могут выделить от 1 до 12 литров пота в день.
Эксперт. Какая температура считается нормальной для человека?
Ученик. 36,6.
Эксперт. Как вы думаете, почему русская баня полезна для здоровья?
Ученик. Хорошо приготовленная русская баня открывает и тщательно прочищает все поры тела, удаляет грязь. Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. С верхнего слоя удаляются отжившие клетки, рождаются новые. Кожа после бани как бы молодеет.
Учитель. В горячей бане гибнут все болезнетворные микробы. Не успел ещё помыться с мылом горячей водой, как кожа уже очищена жаром. После бани лучше дышится и чувствуешь себя легко. Баня поднимает настроение, выходишь из бани с улыбкой, с ощущением лёгкости, свежести, бодрости. Банный жар прогревает кожу, вызывает расслабленность, аппетит.
Чистая, здоровая, ухоженная кожа, как стойкий солдат, сдерживаетнатиск болезнетворных микробов – врагов человека. Поэтому содержите свою кожу в чистоте.
У нас даже существуетмного пословиц о чистоте. Какие вы помните?
1 ученик. Чистота — лучшая красота.
2 ученик. Чистота – залог здоровья.
3 ученик. Кто аккуратен, тот людям приятен.
4 ученик. Не думай быть нарядным, а думай быть оррятным.
3 группа: Выставка рисунков «Как уберечь кожу»
1 ученик. Мы убедились, что кожа – важный орган человека. Её надо обязательно беречь. И наша группа хочет дать «добрые» советы, как можно уберечь кожу.
(демонстрируют свои рисунки)
— Загорайте постепенно. Не злоупотребляйте длительным пребыванием на солнце.
2 ученик. Чтобы не перегреться на солнце, голову прикройте панамой или полотенцем.
3 ученик.Никогда не спите во время принятия солнечных ванн.
4 ученик. Если ты обморозил щёки, нос, уши – протри спиртом, затем слегка разотри мягкой сухой шерстяной тканью до появления красноты.
Эксперт. Почему при больших повреждениях кожи – ожогах, жизнь человека находится в большой опасности?
Ученик. Нарушаются функции организма: защитные и выделительные.
Учитель. Вы знаете, что кожа может быть больной. Как ей помочь? Я думаю, нам поможет игра «Можно или нельзя».
— Париться в бане.
— Прикладывать лист подорожника.
— Облизывать рану.
— Расчёсывать воспалившее место.
— Обратиться к врачу.
— Пользоваться специальными растворами (йод, зелёнка, перекись водорода).
4 группа: Викторина «Проверь себя».
Ученик. Мы хотим проверить, как наши одноклассники усвоили материал по теме «Кожа». Поэтому подготовили викторину.
1) Продолжи предложение:Мельчайшие отверстия на поверхности кожи это _____.
2) Какие функции выполняет кожа? __________ .___________ . ___________ .
3) Что необходимо сделать при ожоге кожи?
а) подставить поражённое место под горячую воду;
б) подставить поражённое место под холодную воду;
в) смазать жиром.
4) Отгадайте кроссворд : По горизонтали:
4. Кожа-это не просто покрытие чело-
века,это активный … с многообразны-
ми функциями.

1 1
— —
— —
2
3
— — — — 4
— — — — — — — — — 5
— — — — — — — 6
— — — — — — 7 7
— — — — — —

6. Подкожный жир сохраняет…
7. Это повреждение кожи бывает трёх
степеней.

По вертикали:
1. Способность человека чувствовать
прикосновение, боль, тепло, холод
называется …
2. Если у вас …, то надо обработать
кожу йодом, а затем перебинтовать.
3.Поддерживается постоянная темпе-
ратура внутри тела с помощью выде-
ления …
5.Это кожное образование (растёт на
коже) …
Ответы: По горизонтали: 4. Орган. 6.Тепло. 7. Ожог.
По вертикали: 1. Осязание. 2. Рана. 3. Пот. 5. Волос.
Эксперт. Какие народные изречения о коже вы знаете?
Ученик. Из кожи вон лезть (очень старается).
Кожа да кости (об исхудалом человеке)
ІIІ. Подведение итога.
Учитель. Финальным продуктом нашего проекта стала книжка-раскладушка. Где мы её можем использовать?
Ученик. Её могут использовать ученики других классов, как дополнительный и наглядный материал по изучению темы «Кожа».
Учитель. В начале изучения темы мы ставили задачи изучить орган-кожу, узнать о её функциях, научиться беречь кожу. Выполнили ли мы свою задачу?
Ученик. Да.
Учитель. Домашнее задание: Написать отзыв работы над проектом по теме «Кожа».

— — —

Краткое описание: — Проект по теме «Кожа». Создание буклета по теме « Кожа» 4 класс. Тип проекта – исследовательский, практико-ориентированный (прикладной0 — межпредметный (окружающий мир, рисование) — групповой — средней продолжительности. Планируемый результат: создание книжки-раскладушки по теме «Кожа». Этапы работы над проектом: І этап: Мотивационный: На этом этапе познакомились с книгой американского писателя Доннера «Тайны анатомии», энциклопедиями «Калейдоскоп знаний», «Всё обо всём», «Что? Зачем? Почему?», с книгой Н.Б.Коростелёва «От А до Я». Пропустив через себя материалы о коже, дети загорелись желанием самим создать книжку о самом важном органе – коже. И оставить эту книгу для других учеников, как память о начальной школе. ІІ этап: Планирующий. Подготовительный. Уточняется тема проекта. Ставятся цели. Цель проекта: вовлечь учащихся в проектную деятельность. Финальный продукт проекта – «книжка-раскладушка» по теме «Кожа». Задачи, реализуемые при работе над проектом: повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение важнейших методов научного познания и практических навыков; развитие ответственности за общее дело, дисциплины, коммуникативных, организационно-рефлексных умений; расширение кругозора у детей, творческих способностей. IІI этап: Информационно-операционный. Дети находят и читают научно-популярную литературу, собирают и система-тизируют материал, работают самостоятельно, разбившись на 4 группы. Готовят устные сообщения, кроссворд, викторину, рисуют рисунки. В каждой группе есть свои редакторы, художники, оформители. ІV этап: Заключительный. На этом этапе проходит презентация результатов группового творчества. Цели урока-презентации: 1. Обобщить на основе ранее полученных детьми знаний материал о строении кожи, её функциях, как уберечь от повреждений. 2. Учить межличностному общению при работе в группе, умение делать само-оценку, самоанализ.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Файлы: функции кожи.pptx
Размер файла: 314499 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология